Марина Олеговна Ельчина
Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно - аналитический отчет о педагогической деятельности
Обеспечение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образовательных технологий
«Музыка воодушевляет весь мир,
снабжает душу крыльями, способствует
полету воображения; музыка придает
жизнь и веселье всему существующему,
Публикация «Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности музыкального руководителя» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
делает человека счасливым… Ее можно
назвать воплощением всего прекрасного
и всего возвышенного»
Платон
Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к подрастающему поколению. В последнее время заметен рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств у детей, что связано с экологическими, психологическими, нравственными проблемами всего общества. Согласно концепции модернизации образования, именно дошкольные учреждения призваны создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечивать максимально благоприятные условия для формирования его здоровья. И педагог детского сада занимает ключевую позицию в этом процессе. От его квалификации, личностных качеств, творческого потенциала, инициативы и профессионализма во многом зависит здоровье дошкольников.
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Решение этой задачи регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51); "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими.
Врачи, педагоги и психологи разрабатывают различные подходы внедрения здоровьесберегающих технологий в практику ДОУ.
Все это привело меня к выбору методической темы: «Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно-образовательной деятельности» и помогло определить цель своей педагогической деятельности в межаттестационный период:
• обеспечить каждому ребенку развитие музыкальных, коммуникативных и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья,, формирование привычки к здоровому образу жизни, через решение следующих задач:
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• стабильность физической и умственной работоспособности.
Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане мне, как музыкальному руководителю, отводиться особая роль. Поэтому цель моей работы как музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для того чтобы решить эту основную задачу, я использую в работе новые программы и технологии.
Свою педагогическую деятельность осуществляюна основе образовательной программы учреждения в соответствии с программой «Ладушки» (И. Каплуновой, И. Новоскольцевой). Для построения педагогического процесса использую и парциальные программы, технологии и различные методические пособия. Составляю календарно-перспективный план с учетом внедрения различных технологий, в том числе и здоровьесберегающих; разрабатываю конспекты занятий с учетом новых требований; планирую работу с коллегами и родителями. Разработала программу по дополнительному образованию кружка «Движение и фантазия».
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия.
Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, труд которых направлен в первую очередь на сохранение здоровья детей. Здоровьесбережение становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
1) Сохранению и укреплению здоровья детей;
2) Развитию сенсорных и моторных функций;
3) Формированию потребности в двигательной активности;
4) Профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
5) Приобретению навыка правильного дыхания;
6) Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
7) Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;
8) Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Каждое музыкальное занятие мы начинаем с валеологической или речевой распевки. Это обязательное музыкальное приветствие, которое включает в себя отдельные приёмы психогимнастики, и помогают мне создать психологический комфорт на занятии, вызвать чувство радости у детей. Основной целью данной части занятия является развитие умений управлять своими эмоциями, которые являются жизненно важным приобретением, пресекающие ряд заболеваний. Используя в своей работе упражнения по музыкальному аутотренингу, целесообразно наблюдать за правильностью мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию. В своей работе использую варианты психогимнастики разработанные М. А. Давыдовой.
Многие используемые для разучивания с детьми игры, песни, вокальные и речевые упражнения сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, шлепками по коленям, груди и т. д.). Они помогают музыкальному и физическому развитию детей. Большое внимание в работе с дошкольниками уделяю выработке певческого дыхания, налаживанию связи голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого, тренировке мышц речевого аппарата, а это значит, профилактике лор-заболеваний.
Я глубоко убеждена в том, что детей надо учить петь не для утренников, концертов и развлечений. Главная цель - развитие личности ребенка, его эмоциональной сферы, эстетических чувств. Поэтому, в певческой деятельности с детьми, большое внимание уделяю выражению чувств, настроений, эмоций в голосе, мимике, жестах детей, обыгрыванию разнообразных по содержанию песен. Таким образом, закладывается основа театрализованной деятельности детей, которая наиболее ярко проявляется в подготовительной группе.
Также, в музыкальной деятельности детей использую пальчиковые игры, начиная с младшего возраста. Так как они развивают речь ребенка, его двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук. Соединяя пальцевую пластику с мелодическим интонированием, формируется образно – ассоциативное мышление.
Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
валеологические песенки-распевки
дыхательная гимнастика
артикуляционная гимнастика
оздоровительные и фонопедические упражнения
игровой массаж
пальчиковые игры
речевые игры
музыкотерапия
Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Их применение в педагогической деятельности служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.
Нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
С появлением авторских программ по музыкальному воспитанию - «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Синтез» Т. Г. Рубан, К. В. Тарасовой, Новоскольцева И. А «Этот удивительный ритм», Методика Дж. Бин. и А. Оулдфильд «Волшебная дудочка – развивающие музыкальные игры», методика А. Стрельниковой, М. Картушиной - появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие. В своей работе я активно применяю приемы методики Т. А. Тютюнниковой «Бим! Бам! Бом, Сто секретов музыки для детей. Игры со звуками», «Элементарное музицирование». Она основана на сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах. Простейшие стихи, проговариваемые приемом ритмодекламации, воспитывают у детей одновременно чувство метро – ритма, координацию движений, слаженность группового действия, свободную импровизацию, самостоятельность исполнения.
Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими педагогами, полноценно использовать личностные ресурсы, проявлять готовность осуществлять самообразование. Но в тоже время, в этом есть большие плюсы для работы любого педагога. В образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и интересной.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду : слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.
В музыкальном воспитании детей применение ИКТ дает следующие преимущества:
пройденный материал запоминается лучше;
интерес детей к знаниям усиливается;
развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.
Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации, семинары и педсоветы тоже можно проводить с использованием презентаций, слайд-шоу.
Необходимо помнить о том, что применение ИКТ не должно противоречить здоровьесберегающим технологиям. Музыкальный руководитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видео-метода, но и о большой зрительной нагрузке во время НОД.
Применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует:
личностному развитию дошкольников;
повышению интереса дошкольников к образовательной области «Музыка»;
росту познавательной активности дошкольников;
изменению самооценки дошкольников;
воспитанию активности и самостоятельности;
формированию у дошкольников эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и к жизни;
развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;
овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;
созданию предпосылок к формированию у дошкольников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.
Применение новых ИКТ помогает осуществить самые разнообразные запросы музыкальных руководителей, позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, я способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое исполнительское мастерство, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться.
Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы. Провожу литературно-музыкальные гостиные, театрализованные постановки; беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.
При подготовке к занятиям не обхожусь без компьютерных технологий: это и текстовые редакторы, и электронные таблицы, браузеры, программы по созданию видео роликов и видео презентаций. Осуществляю использование Интернета в поисках дополнительной информации для работы и др. Создала в Социальной сети работников образования персональный сайт, для общения с коллегами, обмена опытом, размещения собственных разработок, https://www.maam.ru/users/talakan31051983
электронный адрес: marina_halimova@mail.ru
Свою деятельность провожу не только в форме групповых занятий, но
и уделяю большое внимание индивидуальной работе с детьми. Индивидуальная работа проводится в двух направлениях:
- с детьми, не усвоившими материал, для овладения необходимыми знаниями и умениями, чтобы раскрепостить ребёнка, сделать его эмоционально открытым, уверенным в себе;
- с одарёнными детьми, на индивидуальных занятиях решаются более сложные задачи: раскрытие природного дарования, повышение качества исполнения, сценического мастерства, подготовка к участию в фестивалях и конкурсах детского творчества, разучиваются сольные номера.
План работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по развитию музыкальных способностей.
Цель:
1. Выявить музыкально одарённых детей.
2. Способствовать развитию индивидуальных музыкально-певческих и танцевально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
1. Создание условий для формирования творческой индивидуальности ребенка, расширение спектра возможностей апробации и реализации интересов, наклонностей и музыкальных способностей воспитанников.
2. Развивать вокальные способности (эмоциональное исполнение, чистота интонирования); развивать музыкально – ритмические движения (способность ритмично двигаться в характере музыки, ритме).
3. Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
4. Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Развивать творческое воображение.
5. Помочь ребёнку владеть приёмами игры на различных музыкальных инструментах и подбирать по слуху несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.
Индивидуальная или подгрупповая работа с музыкально – одарёнными детьми планируется на основе наблюдений музыкального руководителя, диагностики, сотрудничества с семьёй и воспитателями.
План работы с музыкально – одарё нными детьми включает 3 этапа:
1. Диагностический.
2. Развивающий.
3. Заключительный.
Диагностический этап включает:
- наблюдение музыкального руководителя, воспитателя, родителей, результаты диагностики в образовательном процессе, отношение к музыке в домашних условиях.
- выявление музыкально одарённых детей.
Развивающий этап включает:
- систематическую планомерную работу с ребенком, наделенным музыкальными способностями, который любит музыку, желает научиться красиво, петь, ритмично двигаться под музыку, играть на музыкальных инструментах. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к музыкальному творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом и в танцевальных движениях передавать внутреннее эмоциональное состояние.
- Основные формы и способы поддержки развития ребёнка (Приложение)
3. Заключительный этап включает:
Планируемый результат.
• Наличие повышенного интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках, участие в утренниках, праздничных поздравлениях);
• Владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
• Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
• Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, формировать культуру поведения на сцене;
• Стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание, совершенствовать свой голос;
• Умение исполнять более сложные песни соло, вдвоём, втроём.
Создание развивающей среды для самореализации воспитанников
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.
Поэтому при организации предметно - развивающей среды старалась учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Организация педагогического процесса музыкального развития старших дошкольников во многом зависит от оснащения необходимым оборудованием. Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ, осуществляется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги.
Музыкальный кабинет оснащён - музыкальными игрушками инструментами, музыкально - дидактическими пособиями и играми, инструментами-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.