Любовь Копытова
Аналитический отчет для аттестации.
▼ Скачать + Заказать документы
МОУО Красноуфимский округ
МКОУ Нижнеиргинская средняя общеобразовательная школа структурное подразделение Нижнеиргинский детский сад.
Аналитический отчет за межаттестационный период
2006 - 2011 год.
Составитель Копытова Л. А.
Должность воспитатель.
с. Нижнеиргинское, 2011 года
Введение.
Публикация «Аналитический отчет для аттестации,» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Аттестация
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Выполняя рекомендации аттестационной комиссии, данные в ходе прошлой аттестации, «формирование компетентности выпускника детского сада», анализируя развитие воспитанников и свою педагогическую деятельность, я сформулировала тему своей работы: «Система работы педагога по активизации речевого развития дошкольников», а именно звуковой культуры и развития мелкой моторики, которые тесно связаны между собой и имеют большое значение для успешного обучения в школе.
Эта тема всегда была значимой в работе с дошкольниками, но она становится все более актуальной в связи с негативными факторами, влияющими на снижения уровня речевого развития.
Работая по этой теме, я решала проблему, как сделать, чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью. Эффективное решение этой задачи возможно при условии учета ведущей в этом возрасте деятельности дошкольника. Это - игра, в ходе которой создаются наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремиться научиться тому, что еще не умеет. Я пришла к выводу, что активизировать речевое развитие дошкольников поможет вовлечение детей в игровую деятельность.
Цель моей работы: создание условий для повышения активизации речевого развития дошкольников.
Задачи:
1. Активизировать речевое развитие через использование игровых методов и средств, побуждающих детей к развитию речи.
2. Применение в образовательном процессе элементов современных педагогических технологий.
Планируемые результаты: положительная динамика речевого развития, речевое раскрепощение, не смотря на имеющиеся речевые возможности, эмоциональное благополучие и увлеченность игровой ситуацией, интонационно- динамическая выразительность речи.
Анализ условий получения результата.
1. Учебно-методическое обеспечение.
Осуществление намеченной цели и решение поставленных задач я проводила по следующим направлениями деятельности в межаттестационный период :
- создание условий для педагогической деятельности;
- организация образовательной и воспитательной деятельности
-педагогическое просвещение родителей воспитанников, сотрудничество с ними, социальное партнерство,
Одним из условий получения планируемых результатов, на мой взгляд, является методическое обеспечение образовательного процесса.
Свою педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с федеральными и региональными нормативно-правовыми документами в сфере образования (Закон РФ «Об образовании» 1992 г., Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Типовое положение о ДОУ, Приказ №655 от 23.11.2009г. Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и др.). Обеспечиваю реализацию образовательной программы ДОУ в соответствии с Примерной общеобразовательной Программой воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, под редакцией Л. А. Парамоновой. В соответствии с этими документами, а также на основе обязательного минимума содержания образования для ДОУ разработала Рабочие программы по речевому развитию, а также по всем направлениям развития ребенка. Подобрала методическое обеспечение, которое соответствует программе, обеспечивает вариативность, преемственность содержания образования и целостность педагогического процесса, методические пособия дополняют друг друга и соотносятся с образовательными потребностями воспитанников и родителей. («Развивающие занятия для детей 4-5 лет, 5-6 лет» под редакцией Парамоновой Л. А. 2006 г.)
2. Развивающая среда группы.
Я считаю что, для того, чтобы получить положительную динамику развития ребенка, необходима организация развивающей предметно-пространственной среды группы.
В моей группе созданы условия для саморазвития и самовыражения детей, сохранения и укрепления их здоровья. Это центры различной направленности: двигательной активности, сюжетно-ролевых игр, природы, «Моя безопасность», математики, строительства, экспериментирования, изобразительной деятельности, музыкального творчества. Взаимодействие детей в среде группы помогает инициировать их речевую активность, разбудить в каждом ребенке интерес к слову. Для повышения эффективности речевого развития оборудовала речевой центр, в котором находится все необходимое для совместной и самостоятельной деятельности. Это рабочий стол, большое зеркало, индивидуальные зеркала, сюжетные и предметные картинки, карточки для артикуляционной гимнастики, разнообразные поддувалочки, дополнительные пособия и материалы для развития мелкой моторики рук (счетные палочки, карандаши-штампы, книги с речевыми упражнениями, речевой дворик (чудо-дерево, дидактический домик, копилка слов, альбом с интересными высказываниями детей и др. Чудо-дерево приносит детям различные задания, которые они выполняют с большим интересом, т. к. присутствует игровая мотивация деятельности.
Развивающая среда группы направлена на создание благоприятной, комфортной атмосферы для каждого ребенка. Это достигается внедрением личностно-ориентированной модели общения. В отличие от образования на других возрастных этапах развития, в дошкольном образовании центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поэтому с целью сохранения эмоционального благополучия придерживаюсь следующих правил:
1. Дети максимально свободны в выборе дистанции и позиции взаимодействия.
2. При нежелании участвовать в игре дети сами могут выбрать себе любое занятие.
3. Причиной запрета может стать только опасность данного занятия для ребенка и для окружающих.
4. Советы ребенку предлагаются в альтернативной форме, чтобы осталась возможность выбора.
5. Активно используются приемы подкрепления и поощрения инициативы ребенка. Говорить можно все. Каждый имеет право быть выслушанным.
6. Устанавливается телесный контакт педагога с каждым ребенком, что способствует более доверительным отношениям (обнять, погладить, пожать руку и т. д.)
Создание развивающей среды позволило мне получить следующие качественные показатели: положительный эмоциональный настрой, открытость, желание посещать группу, низкая конфликтность между детьми, включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, продуктивность деятельности детей (много рассказов, игровых импровизаций). .
3. Развитие профессиональных компетенций.
Одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, является повышение уровня профессиональной компетентности педагога. В межаттестационный период работала над такими темами по самообразованию, как «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», «Использование проектного метода в обучении детей», «Развитие речи и творчества дошкольников». Результатом стало изготовление пособий для развития мелкой моторики, расширение базы игр по развитию речи.
Принимала участие в работе районных методических объединений. В 2007-2008 учебном году работала руководителем РМО по познавательно-речевому направлению. Было подготовлено и проведено 3 районных мероприятия («Предметно - пространственная среда», «Контрольно – аналитическая деятельность педагога», «Воспитание и развитие детей раннего возраста») и 2 кустовых на базе Нижнеиргинского детского сада - «Реализация компетентностного подхода в условиях ДОУ» и на базе Большетурышского детского сада - «Организация работы в разновозрастной группе». В рамках этой работы мною было проведено открытое занятие для педагогов по развитию речи «Цирковое представление».
Сотрудничаю с педагогическим коллективом Нижнеиргинской школы. Представляла характеристики на выпускников группы на консилиуме с педагогами начальных классов. Участвовала в 2007 году в «круглом столе», делилась опытом по теме «Формирование нравственного поведения у дошкольников». Взаимодействую с Приданниковской ДШИ, мои воспитанники посещают творческие кружки, всегда получаю только положительные отзывы от педагогов.
В межаттестационный период повышала уровень квалификации на курсах Представительства ИРРО «Школа молодого педагога» (2007-2008, ГОУ СПО «Красноуфимский колледж» по программе «Психолого – педагогические условия развития образования периода детства» (2008-2009). В зачетных мероприятиях курсов представляла опыт по речевому развитию детей и рабочую программу по развитию речи старших дошкольников.
Награждена Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в 2007 году, Благодарностью Муниципального Отдела Управления Образованием и Районного Информационно-Методического центра в 2008 году.
4. Образовательная деятельность. Применение игровых методов и приемов.
Изучая и анализируя методическую литературу по вопросам речевого развития, я пришла к выводу, что активизация речевой деятельности в целом невозможна без развития ее основных компонентов. Поэтому решила большое внимание уделить играм, цель которых развитие звуковой культуры речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности. Они использовались в различных видах детской деятельности, реализация которых проводилась через совместную деятельность взрослых и детей, а так же самостоятельную деятельность детей. Разыгрывала различные сценки: «На птичьем дворе», «Домашние животные», «Мама-птичка и птенчики». В процессе игры у ребенка развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений как артикуляторная, так и двигательная. Подражание является базовой основой для формирования звуковой стороны речи. Использование игровой ситуации и подражательных способностей детей помогало мне в формировании того или иного звука. Успешно провожу такие игры: «Ловушка», «Зайка звуки учил», «Как слово звучит», «Машина», «Вагончики», «Молоток», «Ветерок», «Чайник», и др. Для закрепления использую пословицы, поговорки, чистоговорки, рифмы, стихи. Иллюстрации и картинки служат мощным стимулом для активного проговаривания. Применение наглядности с детьми этого возраста считаю обязательным.
Отсутствие четкой дикции влияет на содержание речи, которая в этом случае становится малопонятной и невыразительной для других, поэтому подобрала упражнения, которая помогает избежать вялости артикуляционного аппарата: это прежде всего артикуляционная гимнастика («Улыбочка», «Лопатка», «Иголка», «Желобок» и др.) Использую также упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата для пения: «Кусаем кончик языка», «Нашинковать язык», «Жуем язык», «Укольчики», «Лошадка», «Кусаем губы», «Поцелуйчики».
Для развития речевого дыхания провожу с детьми упражнения с «поддувалочками», дыхательную гимнастику, которая к тому же способствует сохранению и укреплению здоровья.
По исследованиям психологов уровень развития речи ребенка напрямую зависит от, того насколько развита его мелкая моторика, т. к. моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с двигательными моторными центрами. Поэтому решила стимулировать речевое развитие путем тренировки пальцев рук. Для этого использовала игры с выкладыванием фигур из счетных палочек, пальчиковый бассейн с крупой, на которой можно рисовать или искать в ней мелкие предметы. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки по методике «Расскажи стихи руками» включают упражнения как общеукрепляющие, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности, так и упражнения для развития мелкой моторики пальцев, что позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие. Физкультминутки – прекрасное средство прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности, что способствует профилактике утомления детей. Многие пособия сделала своими руками («Прищепки», «Резиночки», «Бусы», «Ниткопись» и др.)
Использование мной в работе с детьми логоритмических упражнений способствует развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
При регулярном включении этих методов и приемов в совместную деятельность, дети быстро осваивают упражнения для развития мелкой моторики, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму, а также у них автоматизируется правильное произношение изучаемых звуков.
5. Использование элементов современных образовательных технологий.
Использование современных педагогических технологий является одним из условий решения проблемы. Они направлены на развитие личности ребенка, а также реализуют цели личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Я пытаюсь вводить некоторые элементы в свою работу.
Это методы и приемы ТРИЗ, использую речевые игры: «На что похоже», «Хорошо – плохо», «Наоборот», «Угадай и назови», «Логические задачи», «Что без чего не может быть» и др., а также правила общения с детьми. Применяя элементы этой технологии, я развиваю речевое творчество и креативность ребенка, способствую его психическому раскрепощению, устраняя боязнь неправильного высказывания, вырабатываю смелость в фантазии.
Каждый ребенок индивидуален, значит, и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Стараюсь идти от возможностей ребенка, предъявляя требования, с которыми он способен справиться. Создаю для каждого ситуацию успеха в различной деятельности.
Это проектная деятельность, которая дает возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой в развитии. Итоговым результатом проекта являются праздники, развлечения, создание коллективных работ в продуктивной деятельности. Мной были разработаны небольшие проекты «Красный, желтый, зеленый», «Весенняя дорога добра», «Осень», «День Победы» и др. Родители и коллеги отмечают положительную динамику в речи детей группы к концу учебного года, что видно во время проведения праздников.
Проектная деятельность связана с интеграцией образовательных областей, что соответствует цельности детского восприятия мира, создает полную и разностороннюю его картину, в соответствии с которой целенаправленная работа по речевому развитию включается в целостный педагогический процесс. Рисование, лепка, включаемые в коммуникативную деятельность развивают мелкие мышцы руки. В моей группе речь воспитанников звучит во всех видах детской деятельности, что позволяет осуществлять нормальное ее функционирование в жизни детей и значительно повышает эффективность и результативность работы.
Наблюдая за детьми, анализируя свою работу, я увидела, что при использовании данных методов, приемов и форм, активность и интерес детей заметно возрастает и совместная деятельность проходит успешно. В результате у каждого ребенка появляется стремление и мотивация к выстраиванию речевых высказываний, правильному звукопроизношению.
Процессы обучения и воспитания являются неотъемлемыми компонентами образования дошкольников и при правильной организации, по мнению Л. С. Выготского, ведут за собой развитие. Поэтому стараюсь использовать воспитательное воздействие образовательного сообщества для формирования первоначальных представлений социального характера: любовь к своему родному селу, его жителям, истории нашей страны. Проведение экскурсий, прогулок помогает расширять кругозор детей. Воспитанники ежегодно принимают участие в концерте «Майская радуга», проводимом для жителей села, родителям доставляет удовольствие видеть успехи своих детей. В 2009 году дети моей группы принимали участие в конкурсе рисунков «Моя родина – Россия», проводимом Нижнеиргинским ДК с аппликацией «Цветы России». Работы детей группы ежегодно представляются на выставках народного творчества во время проведения праздника «Троица». Способствую правовому воспитанию дошколят, принимали участие в конкурсе ТИК «О правах в стихах и сказках».
В ходе подготовки и проведении мероприятий у каждого ребенка развиваются коммуникативные навыки, развивается умение свободно общаться на разные темы со взрослыми и сверстниками, что в свою очередь способствует речевому развитию.
6. Педагогическое просвещение и взаимодействие с родителями.
По вопросам речевого развития сотрудничаю с семьями воспитанников, которые являются основной социальной ситуацией развития ребенка. Цель моего взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша. Свою работу стараюсь выстраивать в процессе личностно-ориентированного общения, содержательной основой, которого являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка группы. Использую разные формы педагогического просвещения: родительские собрания, беседы, консультации, игры, предлагается наглядный материал. Были предложены такие темы: «Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников», «Развитие речи и умения общаться», «Подготовим руку ребенка к письму», «Как научить общаться», «Ребенок плохо говорит, что делать», «Логопедические игры на кухне», «Пальцы помогают говорить» и др. Родители прислушиваются к моим советам, высказывают свое мнение по проблеме, оказывают посильную помощь в оснащении группы, всего детского сада и его участка. Провожу анкетирование родителей для выявления потребностей, запросов и обратной связи.
Созданные условия в образовательном процессе можно считать оптимальными для активизации речевого развития дошкольников, что подтверждается результатами педагогической деятельности и образовательных достижений воспитанников.
Анализ результатов образовательных достижений воспитанников.
1) Результаты диагностики речевого развития.
Критерием оценки эффективности моей педагогической деятельности по заявленной теме является – результат образовательных достижений воспитанников. Результатом своей педагогической деятельности считаю уровень познавательно-речевого развития в целом, а также звукопроизношения и развития мелкой моторики.
Критериями мониторинга являются показатели освоения Примерной общеобразовательной Программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией Парамоновой Л. А.
Цель диагностирования: получить качественные результаты, оперативную информацию о реальном состоянии и динамике изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса. Отслеживаются промежуточные и итоговые результаты освоения Программы, раскрывающие динамику формирования интегративных качеств воспитанников.
Основные методы, позволяющие выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей: наблюдения за речью ребенка в повседневной жизни, несложные специальные задания (изучение звукопроизношения, обследование речевого слуха и мелкой моторики). Задания учитывают возрастные особенности и возможности детей, обеспечивая адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у дошкольников реальный опыт.
Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в таблицы, подводятся общие итоги по группе на начало и конец года по качеству реализации программы, а также в «Карты индивидуального развития» каждого ребенка, где отмечаются достижения в разных видах деятельности. Анализ собранных материалов дает возможность увидеть перспективы развития детей группы и каждого ребенка; правильно спланировать работу на год и получить положительную динамику к концу года.
Диагностика познавательно- речевого развития.
По итогам диагностики развития воспитанники группы показали стабильные положительные результаты. У более 80% детей сформированы познавательные умения, соответствующие показателям программы. Выпускники показывают высокое развитие познавательной деятельности, психологическую и социальную готовность к школе, что способствует легкой адаптации моих выпускников к условиям обучения в начальных классах.
Анализ результатов свидетельствует о положительной динамике показателей речевого развития в конце года по сравнению с началом. Значит, педагогическая деятельность была спланирована правильно. Но еще есть перспектива развития более высоких результатов.
Динамика развития звуковой культуры.
При обследовании мелкой моторики используются статические и динамические упражнения, что позволяет точнее отследить ее развитие у ребенка. Также видно, что отмечается положительная динамика к концу года.
Динамика развития мелкой моторики
Важнейшим показателем психофизического здоровья дошкольников является проявление эмоциональных состояний, которое я оценивала при выполнении привычных для ребенка действий, характерных поз и движений. В течение межаттестационного периода достигалась положительная динамика эмоционального благополучия.
Анализируя результаты образовательного процесса по речевому развитию, по трем составляющим ГОС НРК – предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной, прослеживаю успехи каждого воспитанника. Этим я решаю проблему личностно-ориентированного подхода к обучению, стремясь обеспечить комфортные, безопасные условия ее развития. Радуюсь успехам каждого ребенка, ставлю задачи развития детей на следующий период обучения.
Одним из результатов моей педагогической деятельности считаю участие воспитанников в муниципальных конкурсах. Так как представленные коллективные работы занимали призовые места и некоторые были отправлены на областной этап конкурса. Это создает у каждого ребенка чувство успешности, веру в свои силы.
Педагогическое просвещение и сотрудничество с родителями воспитанников проходило на положительном уровне, о чем свидетельствует анализ анкетирования. Более 90% опрощенных оценивают мою работу положительно.
Проектная часть
Анализ результатов деятельности показал, что дети обладают достаточным уровнем речевого развития, используют вербальные и невербальные средства общения. Но недостаточно владеют конструктивными способами взаимодействия друг с другом и взрослыми (договариваться, обмениваться, распределять действия при сотрудничестве и т. п.)
На новый межаттестационный период планируется разработка технологии, направленной на речевое развитие через театрализованную деятельность, которая поможет сформировать необходимые коммуникативные интегративные качества. Совершенствование системы мониторинга, позволяющего получать информацию в оптимальные сроки. А так же повышение педагогического мастерства путем самообразования, участия в методических объединениях, курсах повышения квалификации.
Заключение.
В своём аналитическом отчёте я попыталась отразить свою систему работы, показать результаты своей работы. Я пришла к выводу, что использование игры как основной формы работы с детьми в дошкольном возрасте, включение элементов современных педагогических технологий позитивное сотрудничество с родителями ведёт к активизации речевого развития воспитанников. Ребенок становится активным, заинтересованным, равноправным участником взаимодействия со взрослыми и сверстниками.