Светлана Русина
«Методы и приемы развития связной речи» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Информация из опыта работы на тему :
«Методы и приемы связной речи»
Приемы обучения связной речи МБДОУ д/с-к/в № 3 :
1. Используем беседы Гусаровкой по картинкам «Времена года» художника Дукка, причем педагоги младших групп проявляют творческий подход и делают картины «живыми».
2. Используем предметные и сюжетные картинки В. В. Гербовой, в индивидуальной работе и с подгруппами.
3. Различные виды театров, в том числе и театры на ладошке.
Публикация «„Методы и приемы развития связной речи“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
4. Великолепное методическое пособие Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития речи». По содержанию каждой картины составлены вопросы, классифицированные вопросы, которые помогают анализировать, рассуждать, фантазировать, сочинять. Подобраны стихи, задания на добавление в рифмовку пропущенного слова, тут же даны задания на составление предложений и рассказов. По каждой сюжетной картинке составлены рассказы-образцы.
5. Имеются речевые задания по временам года.
6. Для составления описательных и повествовательных рассказов используем моделирование п схемы.
7. Сюжетные и схематичные «Карты Проппа», т. е. символизация. Наглядность и красочность позволяют удерживать в памяти гораздо большее количество информации, следовательно, продуктивнее использовать её при сочетании сказок.
8. Говоря о символизации, используем картинки- символы по сказкам.
9. Схемы Венгера, со средней группы-опора на заместители. Вначале с детьми обсуждается, с чего начинается сказка, кто герой, как его обозначить. В 6-7 лет дети самостоятельно составляют рассказы по схемам.
10. Используем пиктограммы «Говорящие рисунки».
11. Альбомы с рассказами детей и схемами -зарисовками этих рассказов.
12. Речевые тренажеры для активизации речи.
13. Используем прием цепной связи : схемы с местоименной связью и синонимической заменой. Цепная связь помогает избегать повторений одних и тех же слов.
14. Подборка игр на освоение различных видов речи : диалогической и монологической.
15. используем театрализованные приемы работы\ы со сказкой (ТРИЗ и Дж. Родари) Уже с младшей группы воспитатели используют сюжетные картины по знакомой сказке для составления новых концовок. Используем в обучении рассказыванию:
• Сказки от живых капель
• Новые концовки из сказок
• По комическим рисункам
• Случайные сказки
• Бином фантазии
• Завуалированные сказки
• Сказки по-новому
• В заданном ключе
• Салат из сказок и др.
16. Ежегодно в начале учебного года педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка группы.
17. Составляем рассказ об объекте с помощью ТРИЗ, т. е. называется объект, размер, форма, цвет. Воспитатель ставит вопрос: что из этого следует (например, замок, цвет черный, значит ночью его плохо видно. Хорошо, т. к. его трудно увидеть постороннему). Здесь же называется функция, назначение объекта, сравнивается с другими объектами, чем был раньше и рассказ от лица этого предмета.
18. Используются специальные творческие приемы Глухова по развитию связной речи.
19. Оригинальные приемы работы со знакомыми сказками.