Получи документы

Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей (из опыта работы)

Ольга Весницкая
Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Из личного опыта :

«Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей»

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.»

А. С. Пушкин

Публикация «Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей (из опыта работы)» размещена в разделах

Предлагаю вниманию коллег и родителей детей дошкольного возраста наш опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста.

Современная педагогическая литература, методические разработки предлагают воспитателям групп общеразвивающей направленности включать в образовательный процесс элементы сказкотерапии, которая позволяет повышать мыслительную и эмоциональную активность, снимать физическую и психическую напряженность, совершенствовать у детей речевые навыки. Нас эта тема привлекла доступностью и результативностью.

Общеизвестно что, сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия - надежды и веры в чудо. Большинство поддержит меня в том, что никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Даст возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому мы успешно используем сказки в своей практической деятельности. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Например, направленность сказки «Как коза избушку строила» - равнодушие к окружающим, ленивость, безделье, болтливость, но и сопереживание, доброта. Проблема сказки понятна и доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, пропустить через собственный эмоциональный мир. Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (психологический настрой, основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы : музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

Свою работу над сказкой мы строим по следующей методической системе, которая состоит из 2-х этапов:

Первый этап включает в себя следующие виды работы :

чтение сказки воспитателем;

беседу по сказке на нравственно - духовную тематику, эмоциональное переживание;

речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками);

развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию, оценку событиям и героям);

арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики).

Второй этап предполагает следующие виды совместной деятельности:

Беседа по содержанию сказки.

Инсценирование эпизодов или всей сказки.

Психогимнастика.

Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения.

Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и т. д.).

Большую работу мы проводим для того чтобы ребенок мог успешно исполнить сказочную роль. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности. Это способствует:

формированию культуры речи (правильность, выразительность, четкость);

развитию артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;

совершенствованию фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи;

развитию монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.

Благодаря последовательности, цикличности занятий с использованием метода сказкотерапии, наши дети стали использовать в своей речи исконно русские обороты, речь стала более правильной с грамматической точки зрения и конечно же речь стала более связной. Результаты были замечены родителями воспитанников, большинство из них стали нашими помощниками. Успешно были проведены совместные мероприятия «В гостях у сказки» и «Сказка ложь, да в ней намек!», это нас порадовало и уверило, что мы на правильном пути. Сказка – это лучший метод воспитания и обучения наших детей!

Публикации по теме:

«Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников» Данная консультация из опыта работы с показом презентации демонстрировалась на районном методическом объединении педагогов ДОУ, которая.

Доклад из опыта работы «Особенности развития связной речи дошкольников» Особенности развития связной речи дошкольников Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением.

Использование метода наглядного моделирования для развития речи детей с ОНР Одним из наиболее перспективных направлений процесса обучения и развития речи у детей дошкольного возраста, является использование наглядного.

Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста «Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста». Проблема речевой недостаточности дошкольников.

Использование элементов ТРИЗ как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Цель работы: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием элементов ТРИЗ. Задачи: • обогащать словарный.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином.

Описание опыта работы по теме «Использование проектного метода в повышении профессионального мастерства педагогов» Описание опыта работы по теме: ««Использование проектного метода в повышении профессионального мастерства педагогов» Цель углубленной работы:.

Педагогический проект «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников на разных возрастных этапах». [bТип проекта:[/b] практико –.

Занятие по развитию речи. Рассказывание из личного опыта «Как мы играем зимой на площадке» Задачи: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей (из опыта работы)
Опубликовано: 26 июля 2015 в 21:14
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Весницкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД