Ольга Весницкая
Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Из личного опыта :
«Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей»
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.»
А. С. Пушкин
Публикация «Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Предлагаю вниманию коллег и родителей детей дошкольного возраста наш опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
Современная педагогическая литература, методические разработки предлагают воспитателям групп общеразвивающей направленности включать в образовательный процесс элементы сказкотерапии, которая позволяет повышать мыслительную и эмоциональную активность, снимать физическую и психическую напряженность, совершенствовать у детей речевые навыки. Нас эта тема привлекла доступностью и результативностью.
Общеизвестно что, сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия - надежды и веры в чудо. Большинство поддержит меня в том, что никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Даст возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому мы успешно используем сказки в своей практической деятельности. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.
Например, направленность сказки «Как коза избушку строила» - равнодушие к окружающим, ленивость, безделье, болтливость, но и сопереживание, доброта. Проблема сказки понятна и доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, пропустить через собственный эмоциональный мир. Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (психологический настрой, основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы : музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.
Свою работу над сказкой мы строим по следующей методической системе, которая состоит из 2-х этапов:
Первый этап включает в себя следующие виды работы :
чтение сказки воспитателем;
беседу по сказке на нравственно - духовную тематику, эмоциональное переживание;
речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками);
развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию, оценку событиям и героям);
арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики).
Второй этап предполагает следующие виды совместной деятельности:
Беседа по содержанию сказки.
Инсценирование эпизодов или всей сказки.
Психогимнастика.
Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения.
Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и т. д.).
Большую работу мы проводим для того чтобы ребенок мог успешно исполнить сказочную роль. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности. Это способствует:
формированию культуры речи (правильность, выразительность, четкость);
развитию артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;
совершенствованию фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи;
развитию монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.
Благодаря последовательности, цикличности занятий с использованием метода сказкотерапии, наши дети стали использовать в своей речи исконно русские обороты, речь стала более правильной с грамматической точки зрения и конечно же речь стала более связной. Результаты были замечены родителями воспитанников, большинство из них стали нашими помощниками. Успешно были проведены совместные мероприятия «В гостях у сказки» и «Сказка ложь, да в ней намек!», это нас порадовало и уверило, что мы на правильном пути. Сказка – это лучший метод воспитания и обучения наших детей!