Лучший педагог года

«Методы и приемы работы с одаренными детьми по художественному творчеству»

Юлия Попова
«Методы и приемы работы с одаренными детьми по художественному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная одаренность раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Результатом деятельности являются детские рисунки, которые можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но и которые по сути есть отражение развития ребенка – его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности.

Публикация «„Методы и приемы работы с одаренными детьми по художественному творчеству“» размещена в разделах

Натан Семенович Лейтес дал художественной одаренности следующее определение Художественная одаренность- высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности.

Комарова Т. С и Казакова Т. Г. выделяют следующие особенности изобразительной деятельности художественно одаренных дошкольников :

• Расположение предметов в соответствии с задуманной композицией

• Предварительное замысливание сюжета, предварительные наброски

• Переход от схематического к реалистическому изображению

• Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете.

• Смешанные проекции в рисунке

• Богатая тематика рисунков

• Использование в работе большого количества материалов, техник

• Практическая направленность продуктивной деятельности.

• Стремление к экспериментированию с различными материалами

• Специфичность цветовых решений

В настоящее время используются две основные формы диагностики одаренности. Первая группа методик – это тестовые исследования. Вторая группа методик основана на педагогических наблюдениях за детьми.

Вообще же в психологии используются два основных подхода к проблеме диагностики:

Методы единой оценки. Например, шкала Станфорд –Бине.

Как правило, детей, имеющих задатки художественно- творческой одаренности в каждой из групп не более 5-7 человек. Для выявления «особых», мною используется метод наблюдения во время непосредственной образовательой деятельности и анализ детских рисунков. Так как время нашей с детьми совместной деятельности ограничено, для сбора информации по детям ведется тесное взаимодействие с воспитателями на группах и психологом, рекомендации которых учитываются при планировании дальнейшей работы.

При всем возможном и реальном многообразии способов организации обучения одаренных детей, все они могут быть объединены в три основные группы:

«раздельное обучение» – специальные образовательные учреждения для одаренных детей.

«совместно-раздельное обучение» – специальные группы для одаренных в традиционном учебном заведении.

«совместное обучение» – организационный подход, при котором одаренные обучаются в «естественной микросреде», т. е. когда они не удаляются из круга «нормальных» сверстников.

Каждая из описанных стратегий имеет свои преимущества и недостатки; два первых варианта более популярны в современной отечественной образовательной практике в силу логической простоты и ясности, но последний имеет большую значимость. При этом в нашей стране большая часть одаренных детей традиционно обучалась и будет обучаться в обычных учебных заведениях.

Традиционно выделяют три формы организации обучения:

1. Групповая форма (Р. Кузине, С. Френе, П. Эстрейх и др). Доминирующая в отечественной педагогике. Как точно отмечает Я. А. Коменский «Наш метод приспособлен к средним способностям, чтобы сдерживать наиболее даровитых и подгонять вялых». Эту систему трудно заподозрить в развитии одаренности, в повышенной заботе о талантах и способностях детей, увеличении многообразия и самобытности человеческих характеров; она направлена на культивирование подражательной деятельности, отсутствием условий для развития творческого мышления и его активного проявления. Как видно, данная форма обучения в ее традиционном виде явно не подходит для обучения одаренных детей. Чаще всего срабатывает принцип «делай как все».

2. Коллективная форма. (Я. А. Коменский, И. Штурм и др.) Наиболее перспективная модель, представляет большой интерес с точки зрения обучения одаренных детей, развития индивидуальности, интеллектуально-творческих способностей каждого ребенка в учебной деятельности. Главное здесь не то, что группа воспитаников обучаются вместе и имеют возможность творить и делиться опытом рисования,«все обучают каждого, и каждый обучает всех». Это дает возможность каждому ребенку продвигаться со своей собственной скоростью – быстрее или медленнее, чем все остальные.

3. Индивидуальный способ (господствовавший до XVIII в.). Очевидно, что для максимального учета индивидуальных особенностей ребенка в обучении идеальным может считаться индивидуальное обучение. Но практика говорит об обратном. Обучаясь индивидуально по программе, разработанной для конкретного ребенка, существенно обедняет учебную деятельность исключение возможности работы обучаемого в группе, взаимообучение, коллективных контактов, что не может не сказаться негативно на ее результатах.

Часто используемая для обучения одаренных дошкольников - коллективная форма организации обучения, когда осуществляется индивидуально-личностный подход.

Система свободной, не регламентированной изобразительной деятельности дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться творческих достижений в индивидуально выбранном направлении

Исходя из анализа литературы, можно выделить следующие психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно-одаренным детям :

• Органическое сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива. Зная особенности коллектива в целом и всех его членов в отдельности, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребенка, воспитать у него умение подчинить свои личные интересы общим.

• Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка. Это должно сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью; педагогу необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним; недопустимо в присутствии ребенка пренебрежительно о нем отзываться, называть его отсталым, неразвитым. Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.

• Единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей

Сложность технологии индивидуального подхода к одаренным детям осложняется тем обстоятельством, что к ним не применимы определенные возрастные особенности, ведь каждый из них неповторим и находится на своей «возрастной» ступени, соответствующей уровню его развития.

Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию. Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия.

В каждой группе нашего сада существуют стена и уголок творчества.

Помимо этого в изостудии есть особое место для экспозиции детских работ., где после завершения работы дети предстают в роли экспертов.

Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером.

Есть случаи, когда кто-то из детей, в силу своих психических особенностей или просто плохого настроения, хотели бы поработать в одиночестве, без комментариев сверстников по поводу их работ. Для таких моментов предусмотрен уголок для индивидуальной работы, в котором имеются различные материалы для творчества.

В зависимости от стиля проводимого занятия и поставленных целей мобильные столы

в изостудии сдвигаются и раздвигаются в различных комбинациях

В искусстве не может быть оценки «правильно – неправильно» - иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон.

Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта.

На основе глубокого анализа содержания обучения и воспитания, отличительных возрастных особенностей дошкольников, специфики личностного развития одаренных детей, нами были выделены следующие направления работы по развитию художественной одаренности :

• Развитие креативности. Необходимо целенаправленное развитие творческой активности и нестандартного подхода к решению проблемы.

• Формирование изобразительных умений и навыков, обучение различным способам и техникам изображения предметов и явлений.

• Обогащение представлений об окружающем мире, развитие восприятия, образного мышления, внимания, памяти, воспитание «удивленности», чувства восхищения обыденными вещами.

• Развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.

Часто дети с выдающимися способностями в области художественного творчества выполняют работу быстрее своих сверстников. Чтобы у ребенка не был потерян интерес, я предлагаю обогатить рисунок, усложняя задачу изображения. При этом ребенок сам ищет пути решения изображения, решает каким образом и каким изобразительным материалом он может достичь лучшего результата.

В работе активно применяю такие технологии как: музыкотерапия, цветотерапия. Использую методы : проблемно-мотивационный, сотворчество, эврестический,наглядности, словесный, практический.

Публикации по теме:

Формы, методы и приемы работы по противопожарной безопасности с детьми дошкольного возраста формы, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста по противопожарной безопасности Формы работы с детьми могут быть самыми разнообразными,.

Из опыта работы: «Методы и приемы организации театрально-речевой деятельности с детьми дошкольного возраста».Из опыта работы: «Методы и приемы организации театрально-речевой деятельности с детьми дошкольного возраста». В апреле в нашем детском саду проходила методическая неделя по теме: "Методы и приемы организации театрально-речевой деятельности с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Методы и приемы работы с одаренными детьми по художественному творчеству»
Опубликовано: 10 мая 2015 в 14:05
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Методы и приемы работы с одаренными детьми по художественному творчеству»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД