Наталья Князькина
Проблемно-игровые методы познавательного развития дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые методы (в общем понимании как способ достижения цели игровыми средствами) является сегодня наиболее популярным. Преимущество таких методов доказано. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами : проблемными, исследовательскими, ситуационными.
Игровой метод рассматривается как игровая форма взаимодействия педагога с детьми. Познавательные задачи при этом реализуются в процессе обыгрывания, разыгрывания, фантазирования, игры (театрализованной, ролевой, развивающей).
Публикация «Проблемно-игровые методы познавательного развития дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Познавательное развитие детей не возможно осуществить вне включения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно-игровые методы. При их использовании ребёнок не ограничен в самостоятельном поиске и применении игровых и практических действий; проведении опытов; общении со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, решения противоречий и устранения ошибок; проявлении радости и огорчений, других интеллектуальных эмоций.
Дети, которые имеют опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность, им интересны логико-математические игры.
При использовании проблемно-игровых методов обычно исключается демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого, гиперопека ребенка. последний вынужден самостоятельно находить способы достижения цели в случае отсутствия необходимого умения – осваивать его здесь е, в рамках текущей ситуации. При этом ребенок, естественно, принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа деятельности и т. д.).
Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска является принятие ребенком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.
Цель использования проблемно-игровых методов – развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей. Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:
- последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;
Обеспечения детской активности в поиске решения;
- стимулирования детской самодеятельности.
В настоящее время у нас в ДОУ широко применяются логические, математические, экологические игры, направленные на плоскостное и объемное моделирование; комбинирование; сравнение и наблюдение; составление целого из частей.