Наталья Князькина
Проблемно-игровые методы познавательного развития дошкольников (из опыта работы)
Игровые методы (в общем понимании как способ достижения цели игровыми средствами) является сегодня наиболее популярным. Преимущество таких методов доказано. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами : проблемными, исследовательскими, ситуационными.
Игровой метод рассматривается как игровая форма взаимодействия педагога с детьми. Познавательные задачи при этом реализуются в процессе обыгрывания, разыгрывания, фантазирования, игры (театрализованной, ролевой, развивающей).
Публикация «Проблемно-игровые методы познавательного развития дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Технология проблемных ситуаций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Познавательное развитие детей не возможно осуществить вне включения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно-игровые методы. При их использовании ребёнок не ограничен в самостоятельном поиске и применении игровых и практических действий; проведении опытов; общении со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, решения противоречий и устранения ошибок; проявлении радости и огорчений, других интеллектуальных эмоций.
Дети, которые имеют опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность, им интересны логико-математические игры.
При использовании проблемно-игровых методов обычно исключается демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого, гиперопека ребенка. последний вынужден самостоятельно находить способы достижения цели в случае отсутствия необходимого умения – осваивать его здесь е, в рамках текущей ситуации. При этом ребенок, естественно, принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа деятельности и т. д.).
Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска является принятие ребенком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.
Цель использования проблемно-игровых методов – развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей. Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:
- последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;
Обеспечения детской активности в поиске решения;
- стимулирования детской самодеятельности.
В настоящее время у нас в ДОУ широко применяются логические, математические, экологические игры, направленные на плоскостное и объемное моделирование; комбинирование; сравнение и наблюдение; составление целого из частей.