Любовь Шабалкина
Доклад «Методы и приемы логопедической работы по развитию навыков связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему : "Методы и приемы логопедической работы по развитию навыков связной речи".
Учитель-логопед : Шабалкина Л. А.
г. Моршанск
Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Публикация «Доклад „Методы и приемы логопедической работы по развитию навыков связной речи“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребёнка : при пересказах, при создании своих рассказов ребёнок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.
Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребёнка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.
Таким образом, под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку:
1) словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно);
2) формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);
3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, чёткой, выразительной).
Известны два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, жест, мимика и т. п. - основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать своё мнение.
Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.
В связной речи наглядно выступает осознание ребёнком речевого действия. Произвольно выстраивая своё высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.
В посвященных развитию связной речи исследованиях А. П. Усовой, М. М. Кониной и др. отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях.
Существуют пособия по развитию речи для начальной школы. В программе по русскому языку указано, что «наша задача сейчас состоит не только в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и грамотно выражать свои мысли, изучать язык, всесторонне развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся в широком смысле слова».
Поэтому сейчас задача развития устной и письменной речи в начальных классах приобретает особо важное знание.
Дидактический материал предлагается в виде отдельных заданий -карточек, что даёт возможность ученику видеть текст, правильно его прочесть, лучше разобраться в содержании, развивает умение работать с книгой, самостоятельно разбираться в заданиях к текстам, вырабатывает орфографическую зоркость и значительно облегчает работу учителя по развитию речи.
Материал подобран по сериям и даётся в следующем порядке.
Серия 1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
Серия 2. Составление связного текста из деформированных предложений.
Серия 3. Составление рассказа из данных предложений.
Серия 4. Свободный диктант.
Серия 5. Письменные ответы на вопросы.
Серия 6. Образные слова и выражения в нашей речи.
Серия 7. Составление рассказа по данному плану.
Серия 8. Изложение по самостоятельно составленному плану.
Серия 9. Составление сокращённого рассказа.
Серия 10. Составление рассказа по его началу.
Серия 11. Составление рассказа по его концу.
Серия 12. Замена в тексте лица рассказчика.
Серия 13. Рассказ с элементами описания.
Серия 14. Выборочное выписывание из текста по заданию.
Серия 15. Сочинение по примерным образцам.
Серия 16. Темы для составления рассказа.
Более подробно методические рекомендации по работе даны в книге Ф. Д. Костенко «Дидактический материал по развитию речи». Просвещение, 1980 г.