Екатерина Харламова
Индивидуальный план самообразования «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
2022-2023 учебный год
Тема самообразования : «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Актуальность темы. Известно то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития у детей снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (телевизор, различного рода гаджеты). Они редко делают что-то своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь.
Публикация «Индивидуальный план самообразования „Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дата начала работы над темой: 17.08.2022г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2023г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи:
- Изучить научно-методическую литературу по теме развития мелкой моторики у дошкольников;
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
- Изучить содержание и специфику работы по использованию пальчиковых игр с целью развития речи детей;
- Развивать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
- Повышение компетентности родителей по вопросу развития речи детей посредством пальчиковых игр.
Предполагаемый результат: развитие речи и пополнение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, развитие мимики, моторики пальцев рук.
Формы подведения итогов: оформление стенда с фотографиями занятий по пальчиковой гимнастике.
Список литературы для изучения темы:
1. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника» – 2002.
2. Большакова С. А. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» - М. : ТЦ Сфера, 2006
3. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» - ООО «Издетельство Апрель», 2006
4. Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи» - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
5. Коноваленко В., Коноваленко С. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика» - М. Прсвещение, 2004.
6. Черенкова Е. «Развивающие игры с пальчиками» - М. : Просвещение, 2007.
7. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов» - М. : «Издательство АСТ», 1999
План работы над темой
Сроки
Содержание Продукт деятельности
I этап – установочный
Август – сентябрь 2022г. 1. Обоснование актуальности выбранной темы. 2. Формулировка целей и задач работы. 3. Разработка календарного плана индивидуальной работы Календарный план самообразования
II этап – обучающий
Сентябрь 2022г. 1. Изучение научной и учебно-методической литературы по теме.
2. Изучение педагогического опыта по теме самообразования. Аннотированный литературный обзор
III этап – практический
Октябрь 2022г. 1. Создание необходимой предметно-пространственной развивающей среды.
2. Составление картотеки игр по развитию мелкой моторики рук
3. Проведение диагностики с целью определения уровня речевого развития детей Картотека игр по развитию мелкой моторики рук.
Результаты мониторинга.
Ноябрь 2022г. 1. Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
2. Составление и распространение памяток и буклетов для родителей по теме «Пальчиковая гимнастика - для развития речи дошкольников», «Развитие мелкой моторики» Конспекты консультаций,
буклеты и памятки для родителей.
Декабрь 2022г. – Апрель 2023г. 1. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи. Разучивание новых пальчиковых игр.
2. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.
Картотека пальчиковых игр, конспекты консультаций с родителями
Январь 2023г. Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Творческие работы детей.
Февраль 2023г. Доклад по теме «Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребёнка» Выступление на педагогическом совете
Апрель 2023г. 1. Сравнительный анализ результатов диагностики в начале и конце учебного года.
2. Заключение о результативности проделанной работы с детьми и эффективности развития речи посредством пальчиковых игр. Отчёт результатов мониторинга
IV этап – теоретическое осмысление
Май 2023г. 1. Проведение итоговой диагностики.
2. Оформление стенда с фотографиями для родителей.
3. Систематизация материала о проделанной работе
Результаты мониторинга, фотоотчёт.
V этап – итоговый
Май 2023г. 1. Отчет о проделанной работе за год.
2. Обмен опытом с коллегами. Описание проделанной работы Отчет.