Шашкина Галина
Индивидуальный план по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Изобразительное искусство является важной частью художественного воспитания и развития ребенка и прежде всего его эмоциональной сферы.
Публикация «Индивидуальный план по самообразованию „Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Возможность и готовность детей воспринимать мир через чувства и эмоции, ярко и непосредственно переживать его, быть открытыми к познанию и общению с другими людьми связаны с формированием эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – это способность распознавать, оценивать эмоции, собственные и окружающих людей, а также способствовать управлять этими эмоциями. ЭИ человека включает самосознание, контроль над импульсивностью, самомотивацию, уверенность, эмпатию, умение строить взаимоотношения с окружающими людьми, направлять энергию в нужное русло, снимать стресс и мыслить позитивно. Поэтому благодаря развитому эмоциональному интеллекту человек может принимать нестандартные решения, находить общий язык с внешним миром, быть успешным в семье, работе, в обществе.
Эмоциональный интеллект связан с доминированием правого полушария. В отличии от левого полушария (логика, математика, расчет, система, порядок) правое отвечает за творчество, воображение, целостное восприятие образов и интуицию. Люди с развитым правым полушарием лучше распознают эмоции окружающих, поскольку правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом – способностью получать информацию, хранить и передавать её через образы, интонацию, жесты и т. п. Поэтому художественное воспитание ребенка, его творческая деятельность в области изобразительного искусства являются средством развития эмоционального интеллекта и путем достижения успеха в жизни.
Содержание программы по изобразительному творчеству направлено на формирование у детей художественной культуры, приобщение их к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через творческий процесс. Непосредственное участие в рисовании укрепляет веру ребенка в себя и свои возможности. Творчество привносит в жизнь радость, гармонию с самим собой и миром, побуждает к поиску, эксперименту и дарит открытие.
Цели индивидуального плана по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисований в работе с детьми дошкольного возраста» :
- формировать умение выполнять полученные знания o средствах вырaзитeльнoсти в сoбствeнном твoрчестве;
- формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
Обучающие:
- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования;
Воспитывающие:
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы:
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. А. Сухомлинский).
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Раздел плана. Содержание работы. Сроки реализации. Форма отчетности.
№ п\п Раздел плана Содержание работы Сроки реализации
1 2018/2019 уч. год
Диагностический 1. Выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов.
2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования.
3. Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды.
4. Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки воспитателя.
5. Разработка перспективного плана развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования, в старшей группе.
6. Выставка рисунков «Новогодний переполох», используя нетрадиционную технику рисования.
Прогностический
1. Определение целей и задач темы.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов.
Исследовательская работа (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы).
4. Составить картотеку заданий и игр для развития мелкой моторики рук.
5. Выставка на тему: «Времена года глазами детей» используя нетрадиционную технику рисования.
2019/2020 уч. год
Практический
1. Внедрение опыта работы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Корректировка работы.
4. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе).
5. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
6. Методическая разработка «Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
7. Выставка детских рисунков для родителей, «разноцветный мир», используя нетрадиционные техники рисования.
Список литературы
1. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД, М., 1974
2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
4. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966. - 349 с. - с139
5. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001
7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М. : Изд. АПН СССР, 1960. - 500 с.
8. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - Мн. : Харвест, 1998.
9. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
10. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М. : Просвещение, Росмэн. 2008 г.
11. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
12. Жукова О. Г., Дьяченко И. И. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
13. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2003. - 384с.
14. Козлова Н. В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы). [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2005-2006. - URL : <#"justify">12. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Серебрякова Н. В. - Спб. : Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
15. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М. : «Просвещение», 1991.
16. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество») : учебно-методическое пособие – М. : ИД «Цветной мир», 2012.
17. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
18. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2017.
19. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
20. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.
21. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
22. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
23. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2017.
24. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
25. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
26. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2016 г.
27. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
28. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2016 г.
29. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2017 г.
МДОУ Детский сад комбинированного вида № 6
Индивидуальный план по самообразованию
«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель группы № 3 «Лучик» Шашкина Галина Васильевна
г. Раменское
2018 год