Кристина Полозова
Мастер-класс с родителями в старшей группе «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс с участием родителей на тему :
«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».
Цель: познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования.
Публикация «Мастер-класс с родителями в старшей группе „Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
2. Стимулировать родителей к совместному творчеству с детьми.
3. Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
Участники мастер – класса : родители и воспитатель.
Предварительна работа:
1. Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования.
2. Выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.
3. Оформление группы цитатой. Цитата «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Оформление, оборудование: работы детские, кисточки, баночки с водой, краски, пробки, влажные салфетки.
Ход работы мастер-класса.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Я приглашаю родителей пройти в группу и сесть за любой понравившийся стол.
Воспитатель: Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас у нас в гостях! Наша сегодняшняя встреча необычна. Это не собрание, не консультация, а мастер-класс, а это значит, что вы сможете проявить свою фантазию и творчество в процессе изобразительной деятельности. Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
2. Вводная часть.
Воспитатель: Рисование нетрадиционными способами-увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, что содержание должно носить развивающий характер, и быть направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, быть доступным и соответствующим возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей! (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатите уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
По мнению некоторых родителей, их ребёнок робеет перед чистым листом бумаги, не решается начать рисование, боясь не справиться с работой. Поможет ли родителям наша сегодняшняя беседа решить эту проблему?
Воспитатель: Да, уверена, что поможет, потому что использование нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразным материалом; развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Воспитатель: Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
3. Основная часть. (Техники нетрадиционного рисования)
Воспитатель: Обратите внимание на мольберт. Как вы думаете, что обозначают написанные здесь термины? (Родители высказывают свои предположения.) - Все упомянутые техники и еще многие другие называются нетрадиционными техниками рисования. Действительно, они необычны, поскольку включают в учебный процесс не только изобразительные материалы, но и различные предметы быта: коктейльные трубочки, губки для мытья посуды, свечи, манную крупу и многое другое. Вы можете задать вполне закономерный вопрос: зачем это нужно? Отвечу: это интересно детям и дает отличные результаты. Их вы видите сейчас на выставке. Я подготовила перспективный план нетрадиционных техник рисования, по которому мы целенаправленно занимаемся и знакомимся с разнообразными техниками.
4. Практическая часть.
Теперь перейдём к практическому использованию полученной информации. Изобразим осеннюю берёзку.
Воспитатель: Сначала мы сделаем оттиск печатками из картофеля (поролона, пенопласта, ластика, мятой бумаги, пробки). Для этого нам понадобятся следующие материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Для того чтобы получить изображение, прижимаем печатку к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Этот метод вызывает интерес к нетрадиционной форме рисования, развивает творческое воображение детей, развивает чувство композиции и колорита.
Воспитатель: Теперь испробуем другой способ работы - тычок жёсткой полусухой кистью. Изобразим праздничную ёлочку. Для этого нам понадобятся материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: опускаем в гуашь кисть и ударяем ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Заполняется весь лист, контур или шаблон.
Этот метод помогает передать особенности строения ёлки и размещение в пространстве, формирует способы зрительного обследования натуры.
Воспитатель: Пробуем применить метод тычкования.
Для этого нам понадобятся материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 22 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ставим тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачиваем вращательными движениями края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опускаем его в клей. Затем приклеиваем квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскиваем карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.
Воспитатель: Следующий метод рисования - набрызг.
Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см). Способ получения изображения: набираем краску на кисть и ударяем кистью о картон, который держим над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Для рисования в технике “набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).
Способ получения изображения: смочить щетку водой, стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс, набрать немного краски на зубную щетку, взять щетку в левую руку, а стеку в правую. Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу. При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.
Метод набрызга развивает фантазию, воображение, учит дорисовывать недостающие детали.
Воспитатель: Кляксография обычная - это способ рисования с помощью различных клякс. С помощью этой техники мы изобразим морозные узоры.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая трубочка.
Способ получения изображения: зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку, коктейльной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. Когда клякса разделится на несколько веточек, выдуваем их по отдельности в нужном направлении. Этот метод учит детей рисовать в стилистике кружевоплетения, создаёт условия для экспериментирования с красками для получения разных оттенков голубого.
Воспитатель: Для выполнения монотипии предметной нам понадобятся материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Этот метод развивает фантазию, воображение, продолжает учить дорисовывать элементы концом кисти.
Воспитатель: Рассмотрим метод «восковые мелки + акварель». Портрет зимы.
Для этого понадобятся материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: рисуем восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным.
Этот метод позволяет закреплять умение аккуратно тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый); развивать цветовосприятие.
Воспитатель: Последний метод «Свеча + акварель». Звёздная ночь.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: рисуем свечой на бумаге; затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
Данный метод развивает чувство композиции, вырабатывает умение тонировать рисунок акварелью.
5. Заключительная часть.
Воспитатель: - Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Я вижу замечательные работы в необычных техниках. Вы можете показать их вашим детям, и я уверена – им понравится ваше творчество! Смею надеяться, что теперь в беседах с детьми о занятиях рисованием вы сможете проявить свою немалую осведомленность! Пусть результатом нашей встречи будет портфолио. Оно поможет вам в изобразительной деятельности детей в домашних условиях. А сейчас предлагаю всем вместе сфотографироваться на память о сегодняшней встрече. Спасибо всем за внимание!
6. Рефлексия.
Воспитатель: Какие новые способы рисования Вы узнали? Какие вопросы возникли после проведения мастер – класса? Что понравилось?