Оксана Баженова
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творчества с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самым благоприятным периодом для развития образного мышления, психических процессов и творческого воображения является дошкольный возраст. Творческая деятельность детей предполагает создание выразительного образа доступными им изобразительными средствами. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач развития ребенка в современном мире. Это обуславливает необходимость творческого подхода в обучении детей.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творчества с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Использование нетрадиционных техник в процессе обучения рисова-нию способствует усвоению ребенком определенных умений и навыков, способствует эстетическому развитию, развивает фантазию, абстрактное мышление, воображение; помогает преодолеть страхи и психологический зажим, устраняет отрицательные эмоции; позволяет раскрыть творческие возможности детей.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их особенность в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Любому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок своей ладошкой, делать на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у детей оригинальные идеи, мелкую моторику пальцев рук и координацию движений, самостоятельность. Начинать обучать детей нетрадиционным техникам рисования можно уже в раннем возрасте, постепенно усложняя материал. Рисование не утомляет детей, а наоборот вызывает желание заниматься интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста ребенок пытается отразить свои впечатления об окружающем в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Дети рисуют пальчиками, мелом на асфальте, ладошками на запотевшем стекле, палочками на песке.
Рисование с использованием нетрадиционных техник в раннем возрасте проводится в форме игр, цель которых – научить ребенка рисовать с помощью одного пальца, затем несколькими; познакомить с формой, цветом, положением в пространстве. Проведение такой деятельности способствует обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую гамму ощущений и эмоций, которые станут полнее и ярче.
Какие техники применяются
1. Пальчиковая живопись — первоначально дети осваивают технические приёмы точки, мазка и спирали, затем, развивая чувство цвета, ритма и пространственной композиции, обучаются смешивать цвета и добиваться нужного колористического исполнения.
2. Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек, в раннем возрасте просто обмакивают ладошку в краску, для чего используются широкие блюдечки.
3. Монотипия — зеркально-симметричное отображение изображения. С маленькими детьми практикуется способ переноса изображения с основы (целлофан, пластиковая поверхность, фольга) на лист бумаги.
4. Набрызг — краска набирается на широкую жёсткую кисть или щётку, затем стряхивается на бумагу с помощью палочки или пальчика. Таким образом, получается эффект разлетевшихся капель.
5. Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бу-мажного шарика, смятого из кусочка бумаги.
6. Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение, лист смачивается чистой водой, затем кистью рисуется изображение. Для прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, затем проработать фломастерами или набрать краску и мазком с помощью кисти дорисовать.
7. Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка.
Первый вариант — для получения эффекта мелких точечек или пятны-шек. На влажное изображение наносится соль или манка, которые впитывают краску, создавая необычную фактуру.
Второй способ — на основу наносится клей в виде очертаний предмета или причудливого узора, присыпается манкой или солью, остаток материала стряхивается. Получившееся объёмное изображение можно разрисовать красками.
Третий вариант — с помощью цветного песка или соли создаются интересные поделки способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.
8. Рисование солью, манкой или песком — сыпучий материал насыпается в специальный поднос или тарелку и дети самостоятельно изобретают сюжетные рисунки, прорисовывая изображение пальцами или ладошками. Психологи убеждены, что манипуляции с сыпучим материалом являются прекрасным психотерапевтическим средством, снимающим напряжение и избавляющим от стрессового состояния. Кроме того такой материал, как соль обладает ещё и лечебно-профилактическим и дезинфицирующим эффектом.
9. Кляксография — выдувание капелек краски через соломинку и создание случайного эффекта цветовых переливов.
10. Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек.
11. Рисование свечой — на листе белой бумаги прорисовываются контуры простого рисунка или узора, например, снежинки. Затем лист полностью закрашивается акварельными красками, проявляя нарисованные контуры.
13. Рисование мыльными пузырями — мыльные пузыри выдуваются через трубочку, затем пена прикладывается к альбомному листу, оставляя цветной след.
14. Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп.
Список литературы:
1. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. Акулёнок Т. С.
2. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Давыдова Г. Н., 2007г.
3. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Никитина А. В., 2008г.