Бондарева татьяна
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут - дети с ОВЗ.
Каждый ребенок в нашей стране имеет право на дошкольное образование. Значит современный детский сад должен быть «детским садом для всех»…
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной)
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторных механизмов, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы,
направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Почему детям с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный образовательный маршрут?
Когда ребёнок чем-то болен, его организм прикладывает максимум усилий на борьбу с дефектом. Соответственно, силы на обучение распределяются по остаточному принципу.
А раз дети тратят меньше сил на обучение, то они и медленнее перерабатывают информацию, что, в свою очередь, ведёт к замедлению темпа психологического развития. Это сказывается на проблемах с коммуникацией, а следовательно, негативно влияет и на характер ребёнка.
Поэтому индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать вышеупомянутые особенности и подстраиваться под них так, чтобы не допустить проблем с коммуникацией и негативного влияния на характер.
Во-первых, индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ должен исходить из реальных возможностей ребёнка и его работоспособности. Во-вторых, педагог должен особенно
прорабатывать волевую сферу, сделать так, чтобы усваиваемый материал был максимально интересен ребёнку, чтобы у него проснулось желание, а позже –
и мотивация работать над собой и заниматься обучением.
Рассмотрим те категории детей с ОВЗ, которые наиболее часто мы можем встретить именно в нашем детском саду.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
При составлении ИОМ для детей с ЗПР нужно учитывать следующие моменты:
• Часто ЗПР связана с соматическим состоянием ребёнка, поэтому в ИОМ нужно включать здоровьесберегающие мероприятия, а также посещение комнат дополнительной физподготовки и разгрузки, если таковые имеются.
• Дети с ЗПР обычно не проявляют активность в деле получения знаний, поэтому нужно подталкивать их, делать материал более интересным, а акцент – на мотивацию и самоконтроль.
• Детям с ЗПР будут полезны логические упражнения, а также игры на сравнение и синтез.
Ребенок с нарушением слуха
Ребенок с нарушением слуха, с раннего возраста обязательно должен принимать самое активное участие в концертах, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, организацию которых берет на себя детский сад, в которых участвуют семьи воспитанников, знакомые и товарищи ребёнка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.
Задачи также реализуются в мероприятиях интегрированного типа следующих видов: совместные со слышащими игры, конкурсы, праздники, режимные моменты; занятия по развитию социально-коммуникативных навыков.
В ходе работы решаются следующие задачи: выявление причин и преодоление трудностей и негативных моментов при социальных контактах неслышащих друг с другом и со слышащими; обеспечение оптимального микроклимата в детском коллективе, организация разнообразной деятельности - актуальной и интересной для неслышащих детей; расширение знаний о внутреннем мире человека и мире окружающем его, развитие представлений о себе, о своём месте в мире; формирования личности и собственного мировоззрения; развития интереса к словесному общению, совершенствование устной речи и развитие логического мышления как условия полноценной социальной реабилитации.
Ребенок с речевыми нарушениями
Таким детям необходимо много говорить, поэтому для таких детей театрализованные игры имеют огромное. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.
Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.
Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность
Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают еще эмоциональную сферу ребенка.
Дети с нарушением зрения.
Предъявленный материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме.
Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми объектами на черном фоне. Лучше воспринимают силуэтные фигуры, нежели контурные
При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов
(помидор меньше тыквы по размеру, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.
Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.
Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально – 20-30 см. картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.
Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.
Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для дальнозорких – наоборот. Объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей. Необходимо иметь два мольберта для рассматривания на уровне глаз: 1 – для рассматривания, сидя, другой – стоя.
Цветовую гамму желательно использовать в желтых, красных, оранжевых и зеленых тонах.
В зависимости от диагноза, остроты зрения осуществляется посадка на занятии. Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света, используется дополнительное освещение над доской, на столах.
Интенсивные зрительные нагрузки проводят в течение 10-15 минут, после чего необходимо сделать зрительную гимнастику не менее 3-5 минут (примеры зрительных гимнастик см. ниже).
На физкультурных занятиях важно осуществлять дополнительную страховку в лазании, спрыгивании, ограничивать некоторые виды движений, применять замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть.
Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе.
На физкультурных и музыкальных занятиях дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми с более высокой остротой зрения, равные им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве.
Дети с ДЦП и нарушением функций опорно-двигательного аппарата
Объединила в одну групп. Считаю, что на занятиях по физическому развитию такие дети должны присутствовать вместе.
Основным средством двигательной реабилитации является ЛФК.
Специалисту по ЛФК необходимо знать методы и принципы последовательности формирования двигательных навыков ребенка с ДЦП.
При тренировках необходимо соблюдать принцип онтогенетической последовательности. Тренируемые навыки целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. В первую очередь необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия.
В заключение, нужно отметить, что социальная адаптация детей с ОВЗ является сложным, многофакторным взаимозависимым процессом, который непременно переживает каждый по мере своего взросления. При этом воспитанник сам активно участвует в освоении норм социального поведения, приобретает способность в определенной мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и приемы, подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем.