Ольга Кострикова
Индивидуальный образовательный маршрут
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
С введением ФГОС приоритетным направлением в организации образовательного процесса, должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут» размещена в разделах
Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка.
В данном случае у ребенка слабо развиты артикуляционные движения. Он может общаться с окружающими, но продолжает нуждаться в помощи взрослых, вносящих в его речь соответствующие пояснения, так как самостоятельное общение является затруднённым. Звуки, которые произносятся правильно в изолированном виде, в самостоятельной речи звучат недостаточно чётко. Фонематическое недоразвитие проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков с тонкими акустико-артикуляционными признаками.
У мальчика фразовая речь приближается к низкой возрастной норме, в словаре мало обобщающих понятий, синонимов, нет антонимов, недостаточная ориентировка в звуковой форме слова. Недостатки в различных формах монологической речи (понимая логическую взаимосвязь событий, ограничивается лишь перечислениями).
Ребенку характерен низкий уровень развития внимания (недостаточная устойчивость, ограниченные возможности распределения, заметно снижена вербальная память и продуктивность запоминания, ограниченные возможности развития познавательной деятельности, отстаёт в развитии наглядно-образного мышления, соматическая ослабленность, некоторые отставания в в развитии двигательной сферы, в формировании мелкой моторики пальцев руки. Несмотря на некоторые отклонения от возрастных нормативов речь у мальчика обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором его поведения.
Оценка возможностей и потребностей ребенка (5 лет)
Домен / аспект индивидуального учебного плана Сильные стороны ребенка Потребности ребенка
Физическое развитие Ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять им и
Познавательное развитие Соотносит части тела с правой (левой) рукой, показывает и называет их. Знает правила личной безопасности. Испытывает затруднения при счёте до 10; при сравнении количества предметов в группах на основе счёта до 10, путём штучного соотнесения предметов; в определении, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Путается в определении положения предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади). Путает названия геометрических фигур. Затрудняется в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении свойств разных предметов словами. Путает названия цветов. Не может классифицировать.
Социально – коммуникативное развитие соблюдает последовательность в одевании и раздевании; способен соблюдать элементарные правила поведения ; культурно гигиенические навыки сформированы. Не может играть в коллективе сверстников; не знает о разных профессиях; не доводит начатое дело до конца; Испытывает трудности в умении выразить эмоции мимикой, жестами, интонацией, при этом им свойственны резкие эмоциональные выплески снижение потребности в общении, недоразвитие игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в процессе общения.
Речевое развитие Ребёнок владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Словарный запас беден. Присутствуют ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.); имеются дефекты в звукопроизношении; плохо сформирована связная речь. Не может выделять звуки в словах. Не развита мелкая моторика.
Художественно – эстетическое развитие Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность Затрудняется передавать образы предметов, явлений. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками. Не сформированы конструктивные навыки. Не имеет навык работы карандашами и кисточкой. Не владеет приемами лепки. Не может аккуратно вырезать и склеивать.
Цель: создание условий, способствующих социализации дошкольника, его социально - личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребёнка.
Индивидуальный план
Домен / аспект индивидуального учебного плана Потребности ребенка Задачи
Планируемые результаты Как мы это будем делать? КТО это делает? Сроки Оценивание
Физическое развитие.
Познавательное развитие Испытывает затруднения при счёте до 10; при сравнении количества предметов в группах на основе счёта до 10, путём штучного соотнесения предметов; в определении, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Путается в определении положения предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади). Путает названия геометрических фигур. Затрудняется в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении свойств разных предметов словами. Путает названия цветов. Не может классифицировать. Учить считать до 10 (на основе на наглядности, пользуясь правильными приёмами счё та: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы. Учить сравнивать две группы предметов. Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта. Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя один предмет или убирая. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении. Развивать представление о геометрических фигурах. Учить выделять особые признаки геометрических фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов. Развивать все виды внимания, память, стимулировать раз-витие творческого воображения, логическое мышление. Учить классифицировать. Научится считать и пересчитывать в пределах 10. Научится сравнивать две группы предметов; определять пространственные направления. Сформируется представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта. Будет узнавать геометрические фигуры и выделять особые признаки их с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов. Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т. д.). Формирование полноценных представлений об окружающем мире Разучивание считалок с количественным и порядковым счётом. Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д.)
Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх, перенесенных предметов (в эстафетах, при сервировке столов к завтраку, обеду и ужину.
Игры дома на счёт предметов, которые окружают ребёнка.
В предметах домашнего обихода искать знакомые геометрические формы. Конструирование из геометрических форм. Играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг»,
«Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».
Игры и упражнения: «Где постучали?»,
«Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1,
«Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик»,
«Поймай барабанщика», «Сложи радугу»,
«Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке». «Четвертый лишний».
Игра на развитие дыхания «Бульки»,
дидактическая игра: «Геометрическое лото», Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком, игры для развития мелкой моторики «Магнитная мозайка»,
«Волшебный коробок» Воспитатель
Узкие специалисты
Родители
В течении года
Социально – коммуникативное развитие Не может играть в коллективе сверстников; не знает о разных профессиях; не доводит начатое дело до конца; Испытывает трудности в умении выразить эмоции мимикой, жестами, интонацией, при этом им свойственны резкие эмоциональные выплески снижение потребности в общении, недоразвитие игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в процессе общения. Научить понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей; дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова); совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Сформировать умения выполнять посильную работу, стараться доводить дело до конца. Научится понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей; Получит представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова); научится управлять своими чувствами и эмоциями. Будет с большим интересом и успехом играть в настольные и дидактические игры. Настольные игры: «Лото», «Шашки». Д/ И: «Прогулка по городу», «Волшебный слоник» Заучивание пальчиковой гимнастики «Белочка» Драматизация сказки «Теремок»
Приходя в детский сад выражать свои эмоции на «Поляне настроений».
Уборка игрушек в игровых уголках после игр. Игры с водой.
Выполнение продуктивной деятельности.
Воспитатель
Узкие специалисты
Родители
В течении года
Речевое развитие Словарный запас беден. Присутствуют ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.); имеются дефекты в звукопроизношении; плохо сформирована связная речь. Не может выделять звуки в словах. Не развита мелкая моторика. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух. Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных. овладение некоторыми формами словоизменения и способами словообразования. Учить узнавать на слух звуков речи. Развивать словарь, связную речь.
Будет выделять звуки, узнавать их на слух; согласовывать слова в предложении; правильно в своей речи использовать предлоги; овладеет некоторыми формами словоизменения и способами словообразования; научится составлять простые распространённые предложения; задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом; сформируется желание рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях.
д/и «Где находится?», «Кто как кричит?»
• активизация словаря прилагательными, наречиями, подбор синонимов к именам существительным (прилагательным, подбор антонимов;
• употребление пословиц, поговорок. дифференциация свистящих и шипящих звуков в слогах, словах;
• определение места звука в слове. Д/И «Найди звук», «Какой звук слышишь?», «Найди слова на звук ш». составление рассказа по картинам, по описанию;
• заучивание коротких стихотворений;
развитие наблюдательности через прогулки (сравнение объектов и их описание); артикуляционная гимнастика: Д/И «Один – много», «Скажи ласково», «Скажи наоборот»,», «Чьи следы?», «Четвёртый лишний», «Скажи одним словом», «Из чего – какой?», «Опиши любимую игрушку».
Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
Воспитатель
Узкие специалисты
Родители
Художественно – эстетическое развитие Затрудняется передавать образы предметов, явлений. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками. Не сформированы конструктивные навыки. Не имеет навык работы карандашами и кисточкой. Не владеет приемами лепки. Не может аккуратно вырезать и склеивать. Вызывать интерес к рисованию.
Учить создавать свои художественные
образы.
Учить правильно пользоваться кисточкой, карандашом. Учить аккуратно вырезать и наклеивать. Учить способам лепки. Развивать умение конструировать поделки из строительного материала. Развивать образное мышление. Научится создавать свои художественные
образы, правильно пользоваться кисточкой, карандашом, аккуратно вырезать и наклеивать; способам лепки. конструировать поделки из строительного материала по образцу, по плану, по схеме. рисовании разлчных геометрических форм. Пальчиковая гимнастика. Применение нетрадиционных техник рисования. Рисование по крупе, песку. Д/И «На что похоже?», «Продолжи узор», «Закончи рисунок». Воспитатель
Узкие специалисты
Родители
В течении года
Условные обозначения
усвоил
частично усвоил не усвоил