Олеся Акпарова
Индивидуальный маршрут с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут для сопровождения ребенка младшего дошкольного возраста с ОНР
Педагогическая характеристика
посещает детский сад с 2017 года по настоящее время. Ребенок воспитывается в неполной семье, где есть мама и бабушка. Материально-экономическое положение удовлетворительное. Мама работает с утра до вечера. Обычно ребенка с утра приводит бабушка, но забирает всегда мама. В семье мама и бабушка заинтересованы вопросами воспитания. Мама проявляет интерес к рекомендациям, советам воспитателей, специалистов, однако на родительские собрания не смогла прийти в связи с отсутствием свободного времени. Воспитанием ребенка занимается в основном мама. В семье стараются придерживаться режима дня, который соблюдается в детском саду.
Публикация «Индивидуальный маршрут с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Во время НОД старается вести себя спокойно, сдержано, слушает объяснение педагога, зачастую отвлекается, быстро утомляется. Однако, замечания воспитателя воспринимает не всегда адекватно: может заплакать, перестать выполнять какие-либо действия в знак протеста, отказаться от выполнения задания, уйти и находится какое-то время в одиночестве. Внимание неустойчивое.
Стоит отметить, что очень любит музыкальные и ритмичные движения. Старается танцевать, петь и подпевать песни, веселится, чувствует и понимает быструю и спокойный темп музыки. Программу воспитания и обучения по основным областям усваивает с трудом, в связи с нарушением речи. Также, отметим, что объем словаря не соответствует возрастной норме. испытывает затруднения при назывании предметов, которые выходят за рамки бытовой лексики, испытывает трудности в подборе прилагательных и глаголов к слову, испытывает трудности в образовании относительных прилагательных. Связная речь ситуативная. Самостоятельного рассказа нет, беседа в вопросно-ответной форме, причинно-следственные связи самостоятельно не устанавливает. При рассмотрении сюжетной картинки, составление рассказа заключается в перечислении знакомых предметов и объектов, пересказать простой текст самостоятельно затрудняется. Громкость голоса нормальная, речь медленная, не достаточно выразительная.
Сформированность системы сенсорных эталонов развита слабо: с помощью педагога определяет количественные соотношения двух групп предметов, путает значение слов больше, меньше, различает основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, самостоятельно группирует предметы по цвету, однако группировка по форме выполнялась с трудом, не понимает значение слов слева-справа, нарушены ориентировка в пространстве и времени.
дружелюбная девочка, открытая, охотно играет с другими детьми, старается подчиняться общим правилам в игре, актива в игровой деятельности. При первой встрече с незнакомыми людьми насторожена, однако после общения, проявляет интерес, активна и дружелюбна. преобладает в основном радостное настроение; послушна и соблюдает правила вежливости, поведения. Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей историй и сказок. неаккуратна, может долгое время ходить с неумытым лицом, неопрятна, за внешним видом сама не следит. Навыки самообслуживания сформированы в недостаточной мере, требуется постоянный контроль и помощь со стороны взрослых при выполнении действий по самообслуживанию. Слабо развитая мелкая моторика является причиной трудностей на занятиях по продуктивным видам деятельности. При рисовании карандаш, кисточку (во время приема пищи – ложку) держит неправильно, при перекладывании предмета в правильном положении в руку, тут же перекладывает и берет неправильно.
Положительные черты ребенка: доброжелательна, музыкальна, любознательна, общительна, трудолюбива.
Цель: педагогическое сопровождение и совместная со специалистами ДОО коррекция речевых нарушений с целью преодоления отклонений в психофизическом развитии ребенка.
Задачи сопровождения ребенка.
1. Развитие импрессивной и экспрессивной речи ребенка, речевого общения и разговорной диалогической речи.
2. Формирование системы сенсорных эталонов и развитие навыков ориентировки в пространстве и во времени.
3. Развитие мелкой моторики рук, психических процессов.
4. Формирование интереса к занятием изобразительной деятельности. Обучать в рисовании, лепки, аппликации
5. Формирование умения изображать простые предметы.
Разработка индивидуального образовательного маршрута реализуется с учетом адаптированной образовательной программы детского сада,а также с учетом рекомендаций специалистов.
Условия успешной реализации маршрута.
1. Соблюдение режимных моментов дома и в детском саду.
2. Регулярное посещение ребенком ДОО.
3. Ежедневное проведение индивидуальных или подгрупповых коррекционно-развивающих занятий.
4. Совместная работа всех специалистов ДОО (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора физической культуры) над реализацией индивидуального образовательного маршрута.
Структура и содержание коррекционно-развивающей работы.
Содержание коррекционно-развивающей работы представлено в основном индивидуальной формой работы. Групповая и подгрупповая форма работы предполагает коррекционно-развивающее воздействие не только со стороны воспитателя, но и внутри группы при взаимодействии с воспитанниками. Все задания и упражнения в игровой форме. Каждое занятие имеет 3 этапа (вводная часть, основная часть и заключительная). На протяжении всего дня воспитатели и младшие воспитатели создают условия по привитию ребенку культурно-гигиенических навыков в режимных моментах. С родителями проводятся консультации и даются рекомендации по коррекционно-развивающей работе.
Индивидуальный образовательный маршрут.
Согласно заключению ПМПК от 14.12.18, № 6441, осуществляют коррекционную работу следующие специалисты: педагог-психолог по направлению коррекционные занятия по развитию социально-коммуникативных навыков (1-2 р. в неделю); учитель-логопед – уточнение и расширение словаря, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры, развитие связной речи (1-2 р. в неделю); учитель-дефектолог – коррекционные занятия по развитию ВПФ, общей и мелкой моторики (1-2 р. в неделю).
В соответствии с этим, был разработан индивидуальный образовательный маршрут.
Продуктивная и игровая деятельность при работе по пятидневной неделе
Образовательная область Периодичность обучения Условия обучения
Групповая
Подгрупповая Индивидуальная
Художественно-эстетическое развитие
Лепка
Рисование
Аппликация
Конструирование
Непосредственно-образовательная деятельность 2 раза в месяц 2 раза в месяц 2 раза в месяц 2 раза в месяц
1 раз в две недели 1 раз в две недели 1 раз в две недели 1 раз в две недели
Ежедневно в режимных моментах
Речевое развитие
ЧХЛ
2 раз в месяц 1 раз в две недели Ежедневно в режимных моментах
Социализация
Формирование
культурно-
гигиенических
навыков
Игровая деятельность Игровая деятельность совместно с воспитанниками Ежедневно в режимных моментах (показ и речевые инструкции)
Обучение игре
Сюжетно-ролевые
игры
Дидактические игры
Пальчиковые игры
Подвижные игры
Игровая деятельность Игровая деятельность совместно с воспитанниками Ежедневно в режимных моментах (показ и речевые инструкции)
Время проведения
мероприятий
15 мин. 15 мин. 15 мин.
Ожидаемый прогноз:
После проведения коррекционно-развивающей работы значительно изменится:
-умение правильно держать карандаш, мелки, уметь рисовать прямые и отрывистые линии;
-умение выполнять простейшие постройки совместно со взрослым из различного строительного материала;
-умение выполнять упражнения и движения по подражанию;
-умение рвать и мять пластилин, раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, соединять простые детали в единую композицию.
-умение подготавливать с помощью взрослого свое рабочее место, смазывать аппликационные заготовки клеем при помощи взрослого, салфеткой прижимать заготовки.
-улучшатся культурно-гигиенические навыки ребенка: садится за стол на свое место, правильно держать ложку. В процессе умывания ребенок соблюдает определенную последовательность: открывает кран, мочит руки, берет мыло, намыливает руки мылом, смывает мыло, закрывает кран, вытирает полотенцем.
-умение ориентироваться в пространстве, показывать правильно картинки с изображением частей суток.
-улучшится разговорная и диалогическая речь.
Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза в год на начало учебного года и на конец, после её прохождения.
Рекомендации для родителей.
В процессе умывания следить за соблюдением определенной последовательности, помогая словесными инструкциями.
1. Играть с ребенком с его любимыми игрушками, совершая предметно-игровые действия, комментируя речевыми инструкциями «Вот твоя кукла Маша, она есть хочет, давай ее покормим», «У Маши лицо грязное, надо помыть, пойдем умоем ей личико» и т. д.
2. Разбор и сбор пирамидки, 2 и 3-местной матрешки.
3. Чтение потешек по культурно-гигиенической тематике.
4. Создание и рисование простых композиций.
5. Чтение сказок, потешек, пение детских песенок.
Для повышения педагогической компетенции родителей рекомендуется проведение тематических лекций:
«Особенности развития детей с отклонениями в развитии»;
«Обучение действиям с предметами»;
«Обучение самообслуживанию и формирование трудовых навыков»
Используемая литература.
1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».
2. Игнатова Л. В., О. И. Волик, В. Д. Кулакова, Г. А. Холюкова Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах».
3. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи.
4. Маллер А. Р. «Помощь детям с недостатками развития».
5. Филичева Т. Б., Тумакова Т. В. Коррекционная программа воспитания и обучения для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционная программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.
Календарно-тематический план
№ Цель Задачи Форма реализации Ожидаемый результат
2 квартал (декабрь, январь, февраль) Формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания 1. Учить ребенка просить взрослых о помощи при затруднениях с одеждой и туалетом. 2. Формировать у ребенка навык опрятности, учить снимать и надевать трусы, колготки. 3. Формировать у ребенка навык аккуратной еды. Пользоваться тарелкой, ложкой, салфеткой.
1. Многократный показ взрослого, сопровождать свои действия речевыми комментариями. 2. Хвалить ребенка за любые малые успехи в достижении цели. 3. Организовать С. Р. игру «Маша одевается, или ложиться спать». «Маша идет на горшок». «Накормим Машу».
Ребенок должен научиться: 1. самостоятельно спускать колготки, трусы и садиться на горшок. 2. Садиться за стол на свое место. Правильно держать ложку. 3. Вытирать рот и руки салфеткой. Не выходить из-за стола.
Конструирование. Развивать положительное отношение и интерес к конструированию.
1. Знакомить ребенка с различным материалом для конструирования. 2. Учить ребенка совместно с взрослым выполнять простейшие постройки играть с ними.
1. Индивидуальная работа. 2. Показ способов действия, сопровождаемый речевыми инструкциями. 3. Привлечь к созданию совместных простых построек 1. Проявлять интерес к созданию простейших построек. 2. Понимать речевые инструкции при создании конструкций (возьми, поставь, положи, кубик, кирпичик).
Лепка. Воспитывать интерес к лепке.
1. Учить соотносить лепные поделки с реальными предметами. 2. Учить выполнять лепные действия с пластилином мять, разрывать на кусочки, соединять в целый кусок.
1. Индивидуальная работа. 2. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями.
1. Ребенок должен научиться действовать по инструкции (возьми кусочек пластилина, положи на ладошку) 2. Научиться мять пластилин. 3. Выполнять простейшие инструкции.
Рисование. Воспитывать интерес к изображению различными средствами (фломастер, карандаш, мелки).
1. Формировать представление о рисунке как о изображении реальных предметов и явлений (дождик кап- кап).
1. Индивидуальная работа.
2. Рисование рука в руку.
3. Комментирование своих действий. 1. Рисовать прямые и отрывистые линии.
2. Рисовать карандашами, фломастерами, мелками.
3. Правильно держать карандаш
Аппликация.
Воспитывать интерес к выполнению аппликации. 1. Учить соотносить аппликацию с реальными предметами (шарик, гриб).
2. Знакомить с правилами и атрибутами необходимыми для выполнения аппликации (бумага, кисточка, подставка для кисточки, клеенка, тряпочка).
3. Учить наблюдать за действиями взрослого выполняющего аппликацию.
1. Индивидуальная работа.
2. Показ способов действия сопровождать речевыми инструкциями. 1. Уметь с помощью взрослого подготавливать свое рабочее место.
2. Салфеткой прижимать заготовку.
3. Смазывать заготовку клеем при помощи взрослого.
ЧХЛ
1. Развитие импрессивной и экспрессивной речи ребенка, речевого общения и разговорной диалогической речи.
1. Уметь отвечать на поставленные вопросы (однословным предложением, простым двусоставным предложением.
2. Учить заканчивать фразу нужным словом.
3. составлять предложения по картинке 1. Индивидуальная работа.
2. Чтение произведений с речевым сопровождением.
3. Организация пальчиковых игр, гимнастик. 1. Ребенок должен отвечать на вопросы педагога однословным, простым двухсловным предложениями.
2. Уметь с помощью взрослого заканчивать фразу нужным словом.
3. Уметь с помощью взрослого составлять простые предложения по картинке.
3 квартал (март, апрель, май)
Формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания.
1. Учить ребенка просить взрослых о помощи при затруднениях с одеждой и туалетом.
2. Формировать у ребенка навык опрятности, учить проситься на горшок, снимать и надевать трусы, колготки.
3. Формировать у ребенка навык аккуратной еды. Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой. Правильно вести себя за столом.
1. Многократный показ взрослого, сопровождать свои действия речевыми комментариями.
2. Хвалить ребенка за любые малые успехи в достижении цели.
3. Организовать С. Р. игру «Маша одевается, или ложиться спать».
«Маша идет на горшок».
«Накормим Машу».
Ребенок должен научиться: 1. Проситься на горшок, самостоятельно спускать колготки, трусы и садиться на горшок.
2. Садиться за стол на свое место. Не пить из тарелки.
3. Вытирать рот и руки салфеткой. Не выходить из-за стола.
Лепка.
Воспитывать интерес к лепке. 1. Учить соотносить лепные поделки с реальными предметами.
2. Учить выполнять лепные действия с пластилином мять, разрывать на кусочки, соединять в целый кусок.
1. Индивидуальная работа.
2. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями. 1. Ребенок должен научиться действовать
по инструкции (возьми кусочек пластилина, положи на ладошку)
2. Научиться мять пластилин.
3. Выполнять простейшие инструкции.
Конструирование.
Развивать положительное отношение и интерес к конструированию. 1. Знакомить ребенка с различным материалом для конструирования.
2. Учить ребенка совместно с взрослым выполнять простейшие постройки играть с ними.
1. Индивидуальная работа.
2. Показ способов действия, сопровождаемый речевыми инструкциями.
3. Привлечь к созданию совместных простых построек. 1. Проявлять интерес к созданию простейших построек.
2. Понимать речевые инструкции при создании конструкций (возьми, поставь, положи, кубик, кирпичик).
Рисование.
Воспитывать интерес к изображению различными средствами (фломастер, карандаш, мелки). 1. Формировать представление о рисунке как о изображении реальных предметов и явлений (дождик кап- кап).
1. Индивидуальная работа.
2. Рисование рука в руку.
3. Комментирование своих действий. 1. Рисовать прямые и отрывистые линии.
2. Рисовать карандашами, фломастерами, мелками.
3. Правильно держать карандаш
Аппликация.
Воспитывать интерес к выполнению аппликации. 1. Учить соотносить аппликацию с реальными предметами (шарик, гриб).
2. Знакомить с правилами и атрибутами необходимыми для выполнения аппликации (бумага, кисточка, подставка для кисточки, клеенка, тряпочка).
3. Учить наблюдать за действиями взрослого выполняющего аппликацию.
1. Индивидуальная работа.
2. Показ способов действия сопровождать речевыми инструкциями. 1. Уметь с помощью взрослого подготавливать свое рабочее место.
2. Салфеткой прижимать заготовку.
3. Смазывать заготовку клеем при помощи взрослого.
ЧХЛ
Развитие импрессивной и экспрессивной речи ребенка, речевого общения и разговорной диалогической речи.
1. Уметь отвечать на поставленные вопросы (однословным предложением, простым двусоставным предложением. 2. Учить заканчивать фразу нужным словом.
3. Составлять предложения по картинке 1. Индивидуальная работа. 2. Чтение произведений с речевым сопровождением. 3. Организация пальчиковых игр, гимнастик. 1. Ребенок должен отвечать на вопросы педагога однословным, простым двухсловным предложениями.
2. Уметь с помощью взрослого заканчивать фразу нужным словом.
3. Уметь с помощью взрослого составлять простые предложения по картинке
Мониторинг.
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательною процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 3—4 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем боль-ше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимо-сти индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным облас-тям:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, - в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов, для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает
2 этапа.
Этап I. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются "баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается ито-говый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности для подготовки к групповому мсдико-психолого-иедагогичсскому совещанию, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять де-тей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осу-ществлять психолого-методичсскую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями про-блем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят реко-мендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение ре-зультатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики во второй младшей группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание rex проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Эго возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь опреде-ленной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
• наблюдение;
• проблемная (диагностическая) ситуация;
• беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
• индивидуальная;
• подгрупповая;
• групповая.
Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятель-ности конкретной организации.