МААМ-картинки

Индивидуальные формы работы в дошкольном учреждении

Валентина Ляленкова
Индивидуальные формы работы в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Ласточка»

«Индивидуальные формы методической работы

в дошкольном учреждении»

Ляленкова Валентина Викторовна,

старший воспитатель

2020 г

Качество дошкольного образования напрямую связано с повышением профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения, которая во многом зависит от проводимой в ДОУ методической работы.

Публикация «Индивидуальные формы работы в дошкольном учреждении» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении сложилась система, которая включает разные формы работы с педагогами. Я расскажу об индивидуальных формах.

Цель индивидуальных форм методической работы – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые только у него вызывают затруднение или которые являются предметом его интересов.

К индивидуальным формам работы можно отнести :

- анкетирование и тестирование педагогов;

- организация работы по самообразованию воспитателей;

- беседы и собеседования;

- индивидуальные консультации;

- наблюдение и анализ учебно-воспитательной работы в группах;

- взаимопосещения,

- изучение передового педагогического опыта;

- работа над личной творческой темой,

- наставничество;

- помощь педагогам в аттестации.

Свою работу по оказанию помощи педагогам, повышению их педагогического мастерства начинаю с изучения их деятельности, выявления проблем в работе. Педагогический коллектив всегда неоднороден, поэтому необходимо учитывать индивидуальные качества педагогов, их профессиональный уровень, организаторские навыки, психологическую готовность к той или иной деятельности.

Использую индивидуальное анкетирование в начале и конце учебного года, тестирование на выявление эмоционального благополучия в детском саду, на отношение к новым направлениям в работе, на коммуникативность и деловые качества. По результатам исследований дифференцирую воспитателей по профессиональному уровню и выявляю группу лидеров.

Процесс обучения воспитателей осуществляю по-разному с разными группами педагогов, но всегда ко всем воспитателям предъявляю единые требования, делаю упор на положительное, практикую спрос по способностям.

Самообразование

В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Формы самообразования многообразны. Это и работа с периодическими изданиями, с интернет изданиями, участие в семинарах и конференциях.

Самообразование расширяет и углубляет знания воспитателя; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства.

В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

В настоящее время педагоги больше работают с электронными изданиями. Мы вместе с ними продумываем тему по самообразованию, над которой работает педагог, и форму, и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т. д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования. В конце учебного года я иногда практикую отчеты педагогов по самообразованию.

Беседа

Часто в работе с педагогами использую беседу. Целью беседы является уточнение позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня владения воспитателем самооценкой, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование педагогической деятельности. Беседы провожу при подготовке к аттестации, к какому-либо мероприятию, смотру-конкурсу.

Наблюдение воспитательно-образовательного процесса

Большое место в работе старшего воспитателя отводится наблюдению воспитательно-образовательного процесса с детьми. Каждое наблюдение завершается беседой с педагогом. Эта форма используется с целью изучения передового педагогического опыта, а также контроля за работой педагогов.

Изучение передового педагогического опыта – это один из путей повышения педагогического мастерства педагога. Успех работы каждого коллектива зависит от успехов и неудач каждого воспитателя. Поэтому опыт лучших воспитателей надо делать достоянием всех. Необходимо заинтересовать воспитателей в ново

Процесс работы по изучению опыта включает в себя несколько этапов: выявив положительные моменты в работе воспитателя, надо сформировать у него потребность к обобщению, убедить воспитателя самообобщить свой опыт.

На этом этапе я использую наблюдение педагогического процесса, беседы с воспитателем, подбираю методическую литературу, связанную с темой опыта, рекомендации по изучению работы воспитателей-мастеров.

В первую очередь я провожу с воспитателем совместный педагогический анализ образовательной работы, выделив главное в его работе. Помогаю воспитателю осмыслить свой опыт, вместе мы выявляем педагогические закономерности, которые способствуют достижению высоких результатов. Затем мы формулируем тему, составляем план, по которому будем обобщать опыт.

При обобщении опыта (второй этап) я стараюсь помочь воспитателю глубоко проанализировать накопленные факты, проникнуть в сущность наблюдаемых явлений, отделить существенное от несущественного, главное от второстепенного, оказываю помощь воспитателю в описании педагогического процесса с показом достижений, чтобы была видна динамика описываемого опыта.

Я помогаю подобрать дидактический материал по данной теме, планы, конспекты, наглядные пособия. Далее выбираем форму обобщения, продумываем систему открытых мероприятий. Опыт можно обобщить на педсовете, на методическом объединении, можно провести творческий отчет воспитателя.

В ДОУ проведен творческий отчет воспитателя Андрияновой Г. И. Был изучен опыт педагога, составлен план открытых мероприятий. С ее работой познакомились коллеги. За месяц до проведения творческого отчета была оформлена выставка «Опыт работы воспитателя нашего детского сада». На выставке - краткая биография воспитателя, фото педагога с детьми, отзыв руководителя о воспитателе, статья самого педагога по теме опыта, планы работы, конспекты занятий, наглядные пособия, сделанные руками воспитателя.

Был составлен план проведения самого творческого отчета, выбраны оппоненты, которые посещали занятия этого педагога. В день отчета все присутствующие посетили занятие у Галины Ивановны, затем она рассказала о своей работе. Обобщенный отзыв о работе воспитателя подготовила я, как старший воспитатель, выступили также ее коллеги и родители. Поздравить свою воспитательницу пришли и дети. В заключение руководитель подвела итог этого методического праздничного мероприятия.

В рамках распространения педагогического опыта планируются открытые показы.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.

Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра можно рассказать о теме работы воспитателя, предложить вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу - просчитать активность детей, другому - сочетание разных методов и приемов, применяемых педагогом, рациональное использование пособий, оценить, комфортно ли детям.

Такая подготовка к открытому занятию поможет интересно организовать обсуждение увиденного, выработать единое мнение коллектива. В обсуждении первое слово предоставляется воспитателю, демонстрирующему свою работу с детьми. По итогам открытого просмотра принимается решение: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы воспитателя.

С целью показать наиболее эффективные условия, формы и методы работы с детьми в методической работе я планирую коллективные просмотры и взаимопосщения. Коллективные просмотры провожу 1 раз в месяц, на них присутствуют все педагоги. Эта работа планируется в годовом плане.

После просмотра организуется его обсуждение: сначала педагог рассказывает о целях и задачах, которые он ставил перед собой, методах и приемах, которые использовал в ходе демонстрации воспитательно-образовательного процесса, затем зрителями задаются вопросы, а он отвечает на них. При этом поощряется, чтобы он объяснил причины выбора того или иного метода или приема работы с детьми, своего поведения в ходе организации коллективного просмотра, давал рефлексию собственной деятельности и деятельности детей. Я благодарю педагога за проделанную работу, анализирую ее достоинства (а не недостатки, выделяю те формы и методы, которые, на его взгляд, могли бы быть использованы в работе всего педагогического коллектива.

С целью развития творческих возможностей педагогов в детском саду проводится работа по созданию буклетов для родителей, издается газета для родителей, выпускаются сборники стихов, налажено сотрудничество с редакцией газет «Сельская новь». Это тоже одна из форм индивидуальной работы.

Педагоги детского сада участвуют в смотрах и конкурсах различного уровня, мы постоянно их к этому побуждаем и оказываем помощь.

Особую роль в организации методической работы в ДОУ играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых педагогов. Одна из форм работы с молодыми педагогами – наставничество. В нашем саду она тоже имела место.

Целью наставничества является оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.

Молодой, начинающий педагог всегда может обратиться за советом к своему наставнику, прийти в его группу, посмотреть, как он работает с детьми. А наставник в свою очередь всегда готов помочь, показать, рассказать. Он становится старшим другом, советчиком и в личных делах, и в вопросах взаимоотношения в коллективе.

Сейчас модно создавать портфолио педагога. Я в своей деятельности убедилась в том, что портфолио не только дань времени, но его необходимо оформить каждому педагогу. Оно помогает развивать потребности в самопознании, самоанализе и самосовершенствовании и тем самым раскрывает его творческий рост.

В годовой план мы включили работу по оформлению своего портфолио. Сейчас портфолио - обязательное условие при аттестации педагогов.

По мере накопления папки воспитатели возвышаются в собственных глазах, что побуждает их работать еще лучше; и от этого выигрывают все: дети, сам педагог и руководство детского сада, так как повышается качество образовательной работы.

Публикации по теме:

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Индивидуальные формы работы в дошкольном учреждении
Опубликовано: 22 октября 2020 в 19:28
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальные формы работы в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ляленкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД