Получи документы

Индивидуальное занятие логопеда с детьми с ОНР в ДОУ «Вода. Обитатели морей и океанов. Рыбы рек и аквариумов»

Татьяна Кузнецова
Индивидуальное занятие логопеда с детьми с ОНР в ДОУ «Вода. Обитатели морей и океанов. Рыбы рек и аквариумов»
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуальное занятие логопеда с детьми с ОНР дошкольного образовательного учреждения компенсирующей группы.

Тема «Вода. Обитатели морей и океанов. Рыбы рек и аквариумов»

Подготовила учитель-логопед : Кузнецова Татьяна Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ № 24 г. Ялта.

Цели и задачи:

Публикация «Индивидуальное занятие логопеда с детьми с ОНР в ДОУ „Вода, Обитатели морей и океанов, Рыбы рек и аквариумов“» размещена в разделах

- развитие у воспитанников ДОУ специальной и комбинированной групп с ОНР общих речевых навыков (речевого дыхания, чёткости дикции, правильного звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка и связной речи и автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация;

- закрепление знаний о воде, многообразии и разнообразии животного мира морей и океанов;

- обогащение словаря словами, обозначающими названия обитателей моря, пополнение экспрессивного словаря антонимами;

- развитие фонематического восприятия звукового и слогового анализа и синтеза, навыков составлять словосочетания числительное + прилагательное + существительное (1 морской конёк, 2 морских конька);

- совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными (морская звезда, морской конёк);

- развитие координации речи с движением, слуховой памяти, слухового и зрительного внимания, интереса к познанию нового;

- развитие мелкой моторики, подвижности органов артикуляционного аппарата.

Ход занятия.

22 марта – День воды Сегодня будем говорить о воде, да не просто о воде, а о волшебнице-воде.

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране!

Мы её не замечаем! Но без воды нам не прожить!

Облако – это множество соединённых капель, мелких частиц воды. Водяной пар в воздухе превращается в облака, когда он поднимается выше, где холодно. Облака время от времени накапливают в себе влагу, на землю проливается дождь, а зимой выпадает снег. Снежинки состоят из маленьких кристаллов льда. Они образуются в воздухе из водяного пара.

Мотивация. Загадки

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу! (вода)

Детки сели на карниз

И растут всё время вниз. (сосульки)

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Надувание щек поочередно, обеих сразу (капельки накапливаются в тучке, тучка становится все больше и больше).

Выпускание воздуха изо рта постепенно (из тучки проливается дождь).

«Качели» (капельки капают из тучки на землю).

«Змейка» (капли сливаются в тонкие ручейки и образуется широкая река).

«Лопатка» (из реки капельки попадают в море).

В небе солнышко сияло, море безмятежно спало.

«Качели» (капельки стали легкими и потянулись к маме-тучке).

«Чашечка» (из моря капельки попадают в глубокий океан).

«Грибок» (подул сильный ветер, и в океане появились высокие волны).

«Горка» океане капельки катались по высоким волнам).

«Ветерок». Но поднялся ветер вдруг, и всё ожило вокруг

«Варенье (верхнюю губу)» (над океаном выглянуло яркое солнце). Волны в берег биться стали, расплескались, заиграли.

«Расчёска». Может, Черномор на дне так готовится к войне?

«Барабанщик», «Дятел». Может, это Водяной крутит палкой под волной?

«Лошадка скачет». Может быть, конёк морской вскачь пустился под водой?

«Лошадка устала» Ввысь вздымается волна, вся дрожит, рычит она.

Пальчиковая гимнастика «Дождик» Кап, кап, кап – звенит капель. Приближается апрель. (Быстро стучим по столу подушечками пальцев обеих рук).

Задания черепахи Тортиллы.

Дидактические игры.

Игра «1-2-5-9». Согласование числительного со словосочетанием. Посчитать природные объекты, изображенные на картинках, со словосочетаниями, например: широкая река, длинная сосулька, пушистая снежинка (для детей 5 лет – река, сосулька, снежинка)

Загадки и стихи о рыбах

Морская вода – солёная. В ней живёт множество рыб и животных.

Что за звезды в глубине

На песке лежат на дне?

На вопрос ответить просто:

На песке – морские звезды.

Всю жизнь в воде проводит кит,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест и в море спит,

За то ему – спасибо:

Тесно было бы на суше

От такой огромной туши!

Хвостом виляет, зубаста а не лает.

- Кто так смешно тебя назвал?

Скажи дружище осьминог.

- Да тот, кто хорошо считал:

Ведь у меня же 8 ног.

Дельфины – жонглеры, певцы, акробаты,

Дельфины смышленые очень, ребята.

Дельфины считают, дельфины читают

И даже детишек на спинах

Все желанья исполняет

К нам из сказки приплывает

Рыбка родом из Китая Угадали? (золотая)

На окошке – пруд. В нём рыбёшки живут.

У стеклянных берегов не бывает рыбаков.

Пальчиковые игры.

(Развитие мелкой моторики пальцев рук, опосредованная стимуляция речевой области в коре головного мозга).

Была тишина – тссс, тишина – тссс, тишина – тссс (прикладываем указательный палец к губам и говорим «тссс».)

Вдруг силою ветра сменилась она – шшш. (Руки вверх, раскачиваем ими в стороны, говоря: «шшш»)

И вот уже дождик тихонько, ты слышишь (указательными пальцами слегка стучим по поверхности?

Закапал, закапал, закапал по крыше (слегка стучим ладошками)

Наверно, сейчас барабанить он станет (сильнее стучим ладошками)

Уже барабанит, уже барабанит! (сильно стучим ладошками о ладошки и получаются аплодисменты).

Задания черепахи Тортиллы. Дидактические игры.

«На дне морском» (вариант игры «Чудесный мешочек»). Развитие сенсорного (тактильного) восприятия (чувства кожного стереогноза). Дети просовывают руки «под воду», которую изображает ткань или в песочницу (наполнителем в коробке может стать голубой рис, гидрогель шарики, находят животных, ощупывают их узнать и описать словами кто в руках, не вытаскивая рук.

Игры с картинками Г. Домана:

«Покажи и назови» (произношение и автоматизация звука)

«Выбери только морских обитателей», «…природные явления»

«Кто что делает?»

«Четвёртый лишний». Определить среди 4 картинок лишнюю, объяснить – почему. Пример: 1) осьминог, морской конёк, бабочка, рак. 2) морская звезда, дельфин самолёт, черепаха.

«Назови что звучит». Развитие слуховой памяти и слухового внимания. Узнать заданный звук среди воспроизводимых (звук моря, ручья, водопада, капели, крик чаек, дельфина, и т. д.) и выполнить определённое заранее действие (хлопнуть, показать игрушку, картинку).

«Скажи наоборот» о морских обитателях : Я начну, ты – продолжай (по картинке, с мячом). Рыба игла узкая, а скат? …широкий. Кит большой, а морской конёк? …маленький. Дельфин добрый, а акула… злая. Морская звезда шершавая (колючая, а медуза… гладкая.

О воде: Снежинка легкая, а сосулька … (тяжелая). Ручеек узкий, а река … (широкая). Земля черная, а снег … (белый). Родник чистый, а лужа … (грязная). Вода холодная, а пар … (горячий). Река близко, а море … (далеко). Пруд маленький, а океан … (большой). Горная река течет быстро, а равнинная … (медленно).

«Назови ласково» (по картинке, с мячом). природные объекты и явления, связанные с водой, морских обитателей назвать с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

«Чей? Чья? Чье?». (Совершенствование грамматического строя речи. Образование и использование притяжательных прилагательных). По силуэту рыбы правильно ответить на вопросы: «Чей плавник?», «Чья голова?», «Чье туловище?».

«Весенняя прогулка» («Помоги перейти на другой берег реки»). Пройти игровое поле: фишка + кубик, выполняя задания.

«Спасатели». Перенести пинцетом из реки очень мелкие игрушки в «лодку».

«Сложи слово». Развитие фонематического восприятия. Из букв собрать слова (прохлопай слоги, разложи).

«Собери из частей целое». Расширение и уточнение словаря, закрепление правильного употребления грамматических форм. Собрать разрезные картинки или пазлы по теме.

Картинки в Презентации (приложение).

«Заштрихуй дельфина (раскрась)» Развиваем навыки мелкой моторики и пространственной ориентации. Штриховка или раскрашивание в заданном направлении.

«Обведи и раскрась» (развитие мелкой моторики и внимания). Работа с «зашумленными» картинками.

«Сложи из счётных палочек» (развитие мелкой моторики) на тему «Морские обитатели»

«Рыбки на прогулке». Выкладывать вырезанные цветные рыбки на слух. «Поплыла 1 синяя рыбка, за ней 2 красных… Последняя плывёт жёлтая. Слева-справа и т. д.».

«Цветные рыбки». Разложите пуговицы на рыб подходящего цвета и величины.

«Разноцветные сигналы». (Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков Л-ЛЬ в словах). Логопед дает ребёнку 2 «сигнала». «Я произношу названия рыб, а ты поднимешь жёлтый «сигнал», если услышишь в слове звук Л, а зеленый «сигнал» - ЛЬ».

«Весёлые окуньки». Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами. Проплыви рыбкой по буквам, назови слово. Подружи рыбок, собери и назови слово (слог).

«Обведи и раскрась» (развитие мелкой моторики, координации движения рук, соотнесения движений глаз-рука). Работа с трафаретом на тему «Морские обитатели». Обвести фигуру, чтобы трафарет не соскользнул, не сместился. Фигура, полученная при обведении, дорисовывается. Обведение трафаретов используем как часть заданий при рисунке штрихом. При данном виде работы одна рука держит трафарет, в другой – карандаш. Обведение бывает внешним и внутренним. Важно: ребёнка учим держать трафарет самому.

Закрепление материала.

Расскажи мне о воде. Какая вода в кране? А в морях и океанах какая вода? Каких обитателей морей и океанов ты знаешь, помнишь? Кто самый крупный морской обитатель? Расскажи об одном из морских обитателях (какого он размера, какие у него есть части тела, как он передвигается).

Например. Это дельфин. Дельфин – морское животное. Это животное среднего размера. Его тело покрыто толстой кожей синего или черного цвета. У дельфина тело в форме капли, голова, хвост, плавники. У дельфина умные глаза. Он умеет издавать звуки. У дельфина рождаются детеныши. Самка выкармливает их молоком. Дельфины питаются рыбой.

Задание на дом.

Какое морское животное ты видишь? (Это дельфин.) Заштрихуй и раскрась его изображение.

Нарисуй и раскрась рыбок.

Разгадай ребус. (Кит.) Запиши слово-отгадку под ребусом.

Выполни звуковой анализ слов КИТ и АКУЛА и слоговой анализ слов ОСЬМИНОГ, СЕЛЬДЬ, МЕДУЗА.

Нарисуй схемы под картинками (детям 7 лет).

Картинки и задания в Презентации (приложение).

Примечание: обратите внимание, я знакомлю с вариантами игр, Вы можете усложнять или упрощать инструкцию, всё зависит от индивидуальных возможностей ребёнка и Ваших задач. Все действия в играх сопровождаются речью (вопрос-ответ!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский мастер-класс «Обитатели морей и океанов»Детский мастер-класс «Обитатели морей и океанов» А вы знаете, что сом В синем море невесом. А вы знаете, что кит По волнам легко скользит. И огромные суда Море держит без труда! А.

Фотоотчёт «Обитатели морей и океанов»Фотоотчёт «Обитатели морей и океанов» Сегодня хочу поделиться с вами играми и нашими работами по теме "Обитатели морей и океанов" Медузы (Дети соединяют ладони, раздвигают.

Фотоотчёт «День морей и океанов в ДОУ»Фотоотчёт «День морей и океанов в ДОУ» Фотоотчёт «День морей и океанов в ДОУ» В рамках экологической недели в нашем детском саду «Золотая рыбка» прошёл День морей и океанов.

Фотоотчёт о занятии по лепке «Обитатели морей и океанов» в старшей группеФотоотчёт о занятии по лепке «Обитатели морей и океанов» в старшей группе Фотоотчёт занятия по лепке в старшей группе «Обитатели морей и океанов» Цель занятия: расширение кругозора детей и представлений об обитателях.

Лепка из пластилина в средней группе на тему «Обитатели морей и океанов»Лепка из пластилина в средней группе на тему «Обитатели морей и океанов»   Цель занятий. Экологическое воспитание. Формирование у детей среднего дошкольного возраста экологических представлений об обитателях.

Лэпбук «Мир морей и океанов»Лэпбук «Мир морей и океанов» Лэпбук "Мир морей и океанов" Обложка лэпбука Внутреннее наполнениеИнтеграция образовательных областей: 1) Познавательное развитие 2).

Лэпбук «Обитатели морей и океанов»Лэпбук «Обитатели морей и океанов» .

Панорамный макет подводного мира. Оформление тематической недели «Обитатели морей и океанов»Панорамный макет подводного мира. Оформление тематической недели «Обитатели морей и океанов» Итогом тематической недели "Обитатели морей и океанов" стало, совместное с детьми, оформление панорамного макета подводного мира. Основой.

План работы по теме «Подводный мир морей и океанов»План работы по теме «Подводный мир морей и океанов» План на неделю по теме «Подводный мир морей и океанов» 1 неделя Понедельник 1. Беседа на тему «Удивительный мир морей и океанов». Расширять.

«Радужные рыбки». Поделки детей из бумаги в рамках тематической недели «Обитатели морей и океанов»«Радужные рыбки». Поделки детей из бумаги в рамках тематической недели «Обитатели морей и океанов» Самыми многочисленными, разнообразными и конечно самыми красивыми являются рыбы. Мне с ребятами захотелось сделать ярких красивых рыбок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальное занятие логопеда с детьми с ОНР в ДОУ «Вода. Обитатели морей и океанов. Рыбы рек и аквариумов»
Опубликовано: 27 марта 2021 в 12:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальное занятие логопеда с детьми с ОНР в ДОУ «Вода. Обитатели морей и океанов. Рыбы рек и аквариумов»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД