Василенко Галина Анатольевна
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в старшей логопедической группе «Путешествие в цирк»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в Цирк»
Автоматизация звука «Р» с слогах, словах и предложениях
Конспект индивидуального логопедического занятия
с использованием здоровьесберегающих технологий
Выполнила: учитель-логопед
старшей логопедической группы №11
Василенко Галина Анатольевна
МБДОУ№12 г. Моздока
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в старшей логопедической группе „Путешествие в цирк“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
- Закрепить артикуляционный и оптический образ звука (Р, умение определять
наличие звука в словах;
- автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках;
- закреплять умения проводить звуковой анализ слова : определение позиции звука в слове;
- продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия
профессий;
- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
существительных родительного падежа;
- активизировать словарь по теме «Цирк»;
2. Коррекционно - развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, голос, речевое дыхание;
- развивать мимику, артикуляционную и мелкую моторику; внимание, память,
мышление.
4. Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятия;
- положительный эмоциональный настрой, самоконтроль за речью, активность в течение всего занятия;
5. Здоровьесберегающие:
- соблюдать правильную посадку;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
• ноутбук, презентация «Цирк»;
• ватные шарики для упражнения «Фокус»;
• игрушки: клоун, мяч; мячик-массажер; поделка - лицо клоуна;
• предметные картинки: со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова;
• «звуковая дорожка» (дорожка - сенсорная, выполнена из разных круп, ниток);
• картинки к игре «Что с чем, или кто с кем, дружит?»; картинка тигра с тумбами;
• схема и картинки для характеристики звука Р;
• мнемотехника – карточки
• угощение
Ход занятия.
Организационный момент:
Логопед : Поздоровайся с гостями. Доброе утро всем!
- Послушай загадку, попытайтесь отгадать и ответить, что это?
«Это сказочный сверкающий шатер,
Это кольцами играющий жонглер,
Это пестрые летящие мячи,
Это гнущие подковы силачи,
Это лошади танцующие вальс,
Это клоун рассмешить сумевший нас»
Это- цирк.
- Правильно, мы сегодня отправимся в цирк на представление. (Слайд 1 - цирк)
- Но сначала мы сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика : «Артисты цирка» (слайды)
1. - На цирковой арене нас будут встречать веселые артисты, а мы будем широко улыбаться им.
Упражнение «Улыбка» Ты сейчас тяни губки. Я увижу твои зубки. Улыбайся, веселей! Цирк ждёт к себе гостей.
2. - А сейчас наш язычок превратится в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.
Упражнение «Качели». Я качаюсь на качелях вверх-вниз, вверх-вниз. Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.
3. -Представим, как на цирковой арене нас будет встречать фокусник. Упражнение «Фокус».
С тобой в цирке побываем, За фокусами понаблюдаем, Но и сами мы с усами, Фокусы покажем сами.
4. - После нас будут приветствовать цирковые лошадки. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.
Упражнение «Лошадка». Но, лошадка, но, лошадка Но, лошадка поскачи. Едут, едут на лошадках, Едут наши циркачи.
5. А ешё в цирке будет играть оркестр и гармошка. Упражнение «Гармошка»
Рот пошире открывай, На гармошке поиграй.
6.- А ещё в цирке будет играть оркестр и барабанщики.
Упражнение «Барабанщик»
Барабанщик очень занят, д-д-Д, д-д-Д,
Барабанщик барабанит, д-д-Д, д- д-Д,
Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д.
- Молодец, ты хорошо «размял» свой язычок.
- На чем можно ехать в цирк? (на машине, автобусе)
- Сейчас заведем моторчик и поедем в цирк.
Сенсорные - дорожки. (разные виды круп, нитки)
Заводит моторчик - мотор рычит р- р- р. (по звуковой дорожке ведёт пальчиком и произносит звук Р-р-р.)
Автоматизация звука «Р» изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Характеристика звука [Р]. Анализ артикуляции: (по карточкам)
- Какой звук ты сейчас произносил? (Р) -Что делают губы? (губы улыбаются) -Что делают зубы (зубы разомкнуты)
Что делает язычок? (поднимается к бугоркам за верхние зубы и дрожит)
Какая воздушная струя? (воздушная струя сильная). Послушай слово «цирк». Какой звук я выделяла? (звук Р) -Какой это звук? (согласный, звонкий, твердый) (по карточкам) Со звуком «Р» мы сегодня поиграем и в цирке побываем.
Пальчиковая гимнастика: «Мячик –массажёр» (с мячиком - массажером)
«Чтобы четко говорить
И звук «Р» произносить,
Надо с пальцами дружить.
1,2,3,4, 5 -буду с мячиком играть:
Покатаю, покручу
И в руках его сожму».
- Вот мы и в цирке, (звучит музыка). Представление начинается.
1)Автоматизация звука в слогах :
- Нас встречает клоун Рома, (игрушка) (слайд - клоун с воздушными шарами).
- Он продаёт воздушные шары, но чтобы их купить, нужно прочитать слоги на воздушных шарах.
(ра, ро. ру, ры, ар, ор,ур, ыр)
-2) Представление продолжается. (Слайд - попугай) На арене попугай Кара. Попугай совсем недавно научился произносить слоги с трудным звуком «Р». Поможем ему? Я буду показывать карточки с цифрами, а ты повтори слоги за попугаем столько раз, какую цифру я покажу.
- Кра (цифра 3, бры (цифра 2, дро (цифра 4, тру (цифра 5, кры (цифра 3)
- Молодец! Ты хорошо умеешь рычать.
Автоматизация в словах :
3)Игра «Большой - маленький»
- На арене выступает фокусник (слайд- фокусник)
Он может из большого предмета сделать маленький. Поможем ему.
Большое ведро, а маленькое - ведёрко
Торт-тортик,
Карандаш - карандашик
4) Игра: «Один и много» (с мячом)
--Фокусник ещё может из одного предмета сделать много: Один помидор - много помидоров, одна ромашка - много ромашек, один арбуз - много арбузов, одна ракета - много ракет, один друг-много друзей, одна ворона - много ворон
-А сейчас выступает клоун Рома (слайд- клоун)
5) Мимическая гимнастика: «Клоун»
-Я могу быть весёлым. (упражнение «Веселый клоун»)
-Могу удивляться. (упражнение «Клоун удивляется»)
-Возьму загрущу. (упражнение «Грустный клоун»)
-И опять улыбнусь. (упражнение «Весёлый клоун»)
-Тут зачем- то рассержусь. (Упражнение «Клоун сердится»)
-И опять развеселюсь. (упражнение «Весёлый клоун»)
Автоматизация в предложениях :
-А что делает клоун в цирке? (всех смешит). Послушай, правильно ли он говорит и исправь его ошибки.
6) Игра: «Бывает, не бывает»
--Дровами рубят топор. (Топором рубят дрова) -Сахар грызёт Иру. (Ира грызёт сахар) -Дорога едет по грузовику. (Грузовик едет по дороге) -Градусник несёт врача. (Врач несёт градусник) -Забор красит Рому. (Рома красит забор)
7) Игра: «Что с чем или кто с кем дружит?»(картинки)
- Сейчас клоун будет тебя смешить, а ты послушай, подумай и скажи правильно, полным ответом: «Что с чем, или кто с кем, дружит?». Картинки помогут тебе найти правильный ответ:
• Простынка «дружит» с кроваткой или тетрадкой?
• Груша «дружит» с фруктами или мясными продуктами?
• Туча «дружит» с грозой или с козой?
• Труба «дружит» с крышей или крысой
• Врач «дружит» с градусником или парусником?
8) Игра: «Скороговорки» (мнемотехника)
А ещё у клоуна Ромы есть скороговорки. Давай расскажем их: -Очень рад баран: у барана барабан. -У сороки и вороны в сковородке макароны.
- У Егора огород, там морковка и горох, в огороде у Федоры: огурцы и помидоры. -Трое трубачей в трубы трубят.
9) Игра: «Повтори за мной» (кинезиологические упражнения)
Правой рукой зажать нос, левой рукой взять правое ухо. Хлопнуть в ладоши и поменять: левой рукой зажать нос, а правой рукой левое ухо. Хлопнуть и поменять.
10) Зрительная гимнастика: «Цирк»
Глазами поведи вокруг-
Перед тобой арены круг.
На арену вниз смотри-
Там борцы - богатыри.
Вверх глаза подняли –
Гимнастов увидали.
Влево, вправо посмотрели:
Как качают их качели.
11) Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающих названия профессий.
Звучит музыка. («Парад але»)
-В цирке играет цирковой оркестр, (слайд)
- Какие музыкальные инструменты есть в оркестре. Посмотри внимательно и назови только те инструменты, в названиях которых есть звук [р] : труба, барабан, пианино, гитара, бубен, гармошка.
- Молодец! Правильно назвала инструменты!
-Как называется человек, который играет на гитаре? Отвечай полным ответом. (На гитаре играет гитарист).
-- Кто играет на барабане (На барабане играет барабанщик).
- Кто играет на гармошке? (На гармошке играет гармонист).
- Кто играет на трубе? (На трубе играет трубач)
12) Развитие звукового анализа.
- А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный тигр, (слайд)
- Тигр должен забраться на одну из трех тумб. Если звук [ Р] в слове находится в начале слова, заберется на первую тумбу, если звук [ Р] в середине слова- на вторую тумбу, если звук [ Р] в конце слова- на третью тумбу.
Логопед показывает картинки : помидор, рысь, забор, морковь, рубашка, груша…
13) Автоматизация в предложениях, (мнемотехника)
Логопед : -Вот и подходит к концу наше путешествие в цирк. Давай расскажем, кто выступал в цирке.
«Первым в цирке выступал клоун Рома. Он продавал воздушные шары. Вторым выступал попугай Кара с цифрами. Третьим выступал фокусник с картинками. Четвертым выступал клоун Рома с играми. В цирке играл оркестр. В конце выступал дрессированный тигр. Он прыгал с тумбы на тумбу. Мне очень понравилось в цирке!»
14) Итог занятия.
- Какой же звук мы брали с собой в цирк? (звук «Р»)
-Понравилось ли тебе в цирке? Кто больше всего понравился?
-Клоун Рома прощается с тобой. Давай сделаем ему подарок. (улыбка клоуна)
-Молодец, ты очень хорошо справился со всеми заданиями! Клоун Рома приготовил угощение – конфетка.