Виктория Бондаренко
Индивидуальное логопедическое занятие «Путешествие в Лалундию»
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в слогах и словах “Путешествие в Лалундию”.
Бондаренко В. В., учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 2» г. Пласта.
. Тема: “ Путешествие в Лалундию”, с нейропсихологическим подходом.
Цели:
1. Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука Л.
2. Упражнять в правильном произнесении звука Л в слогах и словах.
3. Закрепить навык выделения звука Л из ряда слов.
4. Закреплять умение правильно определять позицию звука Л в слове (начало, середина, конец).
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие „Путешествие в Лалундию“» размещена в разделах
5. Упражнять в образовании множественного числа существительных.
6. Упражнять в согласовании существительных с числительными 1, 2, 5.
7. Развитие внимания, памяти, мышления, активация естественных механизмов работы мозга.
8. Развивать навыки сотрудничества с взрослым.
9. Развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики.
Оборудование: палочки разноцветные, письмо, 2 набора одинаковых предметных картинок (лыжи, ласты, ложки, лак, лампа, лук, лодка) к игре “Парочки”, картинка “Сказочный замок” формата А 4, волшебный мешок с цифрами от 1 до 7, предметные картинки к игре “ Где живёт звук?” (лошадь, лопата, лось, ландыш, вилка, палка, халат, пила, пол, вол, кол) и к игре “Покупки” (халат, галстук, футболка, пиала, вилка, ложка) .
Ход занятия.
1. Оргмомент.
- Мне сегодня пришло письмо. Давай узнаем, кто прислал нам это письмо?
Текст письма: “Здравствуй, малыш! Приглашаем тебя в нашу сказочную страну Лалундию. Отплытие парохода в 10.30. Жители Лалундии. ”
А сейчас, чтобы были силы для путешествия сделаем зарядку
«На зарядку становись!»
Инструкция: «Сейчас я буду говорить тебе, какие все более сложные движения ты будешь делать. Ты внимательно слушай, а потом каждое выполни точно так, как я тебе скажу.
- Коснись правой рукой своего носа.
- Прыгни на двух ногах вправо.
- Прыгни три раза на правой ноге влево и один раз вперед.
- Вытяни вперед левую руку, а правую подними вверх.
- Коснись правой рукой своего левого уха.
- Сделай один шаг назад и попрыгай на левой ноге.
- Согни правую ногу в колене, а левой рукой дотронься до своей правой брови.
- Дотронься указательным пальцем левой руки до правой коленки, а большим пальцем правой руки - до левой коленки».
2. Артикуляционная гимнастика.
- Отправимся в гости в сказочную страну? Дорога дальняя, поэтому нужно основательно подкрепиться.
Перед ребё нком выкладываем предметные картинки: тесто, блины, чашка, зубная щётка, пароход.
- Замесим тесто. Напечём блинов. Заварим ароматного чаю. Почистим зубки и пойдём в порт.
- Слышишь, это гудит наш пароход, приглашая нас на свой борт. Повтори, как гудит наш пароход.
С опорой на предметные картинки перед зеркалом выполняем упражнения артикуляционной гимнастики “ Накажем непослушный язычок”, “Лопатка”, “ Чашечка”, “Почистим зубки”, “Пароход гудит”.
3. Д/и “Песенки”.
- Хорошо плыть по волнам. Давай споём с тобой песенки. Каждая палочка обозначает свой слог.
Перед ребёнком выкладываем разноцветные палочки. Жёлтая палочка обозначает слог ЛА, красная – ЛЫ, синяя – ЛО, голубая – ЛУ.
Варианты песенок : ЛА – ЛА – ЛА, ЛО – ЛО – ЛО, ЛУ – ЛУ – ЛУ,
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ.
- Придумай свои песенки, состоящие из разных слогов.
4. Д/и “Парочки”.
- Вот мы и приплыли в Лалундию, но не можем сойти на берег, так как во время качки все вещи пассажиров перемешались.
- Поможем им, разложим все предметы по парам.
Два набора одинаковых предметных картинок: лыжи, ласты, ложки, лак, лампа, лук, лодка.
Чтобы нам пройти пропускной пункт, нам надо развеселить стражей, давай развеселим их игрой.
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Мы, конечно, любим лето:
Летом все теплом согрето,
Но за ним приходит осень,
Хоть ее мы и не просим,
А потом идет зима –
И бела, и холодна.
За зимой идет весна –
Вновь тепло несет она»
Пространственная «Раскраска»
Инструкция: «В стране Лалундии всё окрашено только в белые и черные цвета. Там живут ребята, которые никогда не видели ничего яркого и красивого. Давай мы их порадуем воздушными шарами, которые ты раскрасишь.
Раскрасить их надо так: маленький шарик должен быть желтого цвета и находиться между красным и синим, синий справа от желтого, красный шарик слева от маленького, а зеленый под и между синим и желтым».
5. Д/и “Один - много” с мячом.
- Жители этой страны очень любят играть в разные игры. Давай и мы поиграем. Я назову один предмет, а ты много, лапа – лапы.
Слова: ласточка, ладонь, лотос, лось, лошадь, лунка, лупа, лужа, пила, пчела, голубь, халат, салат, палка, белка, булка, галка.
Давай ещё развеселим жителей весёлой игрой.
Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
6. Д/и “Где живёт звук?”
Посмотри, это музей. (Выкладывается картинка с изображением сказочного замка, под ним расположен лист бумаги формата А4, разделённый на 3 части по горизонтали). Все экспонаты (предметы) в нем расположены в определенном порядке. На первом этаже находятся предметы, в названии которых звук Л в начале слова. На втором этаже – в середине слова. На третьем этаже – в конце слова. Смотрители музея, когда проводили уборку, сняли все предметы с полок. Положи каждый предмет на свой этаж.
Предметные картинки: лошадь, лопата, лось, ландыш, вилка, палка, халат, пила, пол, вол, кол.
Молодец, все картинки мы разложили. А теперь мы некоторые из них будем рисовать. Да не как обычно, а двумя руками.
Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки.
8. Д/и “ Покупки”.
- Зайдём в лавку и купим подарки своим близким и друзьям.
- Достань из мешка цифры и положи их перед картинками. Назови, сколько и каких предметов ты купишь.
Предметные картинки: халат, галстук, футболка, пиала, вилка, ложка.
9. Итог занятия.
- Пора возвращаться домой. Назови 5 слов со звуком Л, и мы будем дома.
- Какой звук нам помогал сегодня путешествовать по сказочной стране?
Желаем успехов!