Елена Левина
Консультация «Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей
С приходом в мир дошкольного образования Федерального государственного стандарта перед педагогами открылись новые горизонты в реализации образовательного процесса. Новая модель работы с детьми дошкольного возраста напрямую показывает, что ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. Отсюда можно сказать, что цель дошкольного образования в современном обществе, состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. При изучении стандарта, мы не могли не заметить, что одним из достоинств этого документа является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации :
Публикация «Консультация „Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
-это п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
- п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;
-п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.
Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных качеств ребёнка, так индивидуализация образования предполагает обращение к созданию личного творческого образовательного продукта.
Существует два направления индивидуализации : Развитие индивидуальных способностей детей - это первоначальное направление, заключается оно в раскрытии неповторимости детской личности. Помимо получения знаний об индивидуальных особенностях воспитанников, педагогами ДОУ создаются также воспитательные условия, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, данное направление способствует полноценному формированию личности воспитанников.
Вторым направлением является уже индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии и воспитательно – образовательном процессе. Здесь педагоги ежедневно применяют не только общеразвивающую, но и коррекционно – профилактическую работу, для оказания помощи ребенку в освоении задач образовательной программы.
Главной задачей педагогов нашего ДОУ стала переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.
В связи с этим возникла проблема реализации индивидуального подхода : как же достичь поставленных перед педагогами целей, одновременно обучая всех по разному!
В науке известно два способа – дифференциация обучения и индивидуализация через построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области. Где интеграция подразумевается как линии развития заложенного потенциала ребёнка.
Построение индивидуальной траектории в работе наших педагогов состоит из следующих методов взаимодействия с ребё нком:
– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности;
– подготовка ребёнка к участию в конкурсах и мероприятиях по интересам.
– педагогическая поддержка реализации потенциалов и способностей детей через дополнительное образование, организацию кружковой работы, предоставление платных услуг;
– совместная с детьми и родителями реализация проектов в образовательном процессе, наполнение личного портфолио ребёнка;
– составление психолого - педагогической характеристики, так как маршрут индивидуальной образовательной траектории каждого воспитанника проектируется с учётом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных особенностей, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями.
Реализуется индивидуальная образовательная траектория воспитания в детском саду с момента поступления ребенка в ОУ и продолжаться на протяжении всего периода пребывания в детском саду.
В разных видах деятельности индивидуальная образовательная траектория воспитания имеет свою специфику. Прежде всего -это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей темперамента, характера, образовательных способностей, в значительной степени влияющих на поведение ребенка в различных жизненных ситуациях. Индивидуальная образовательная траектория на практике работы педагогов ДОУ составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Индивидуальная траектория характеризуется как широкий комплекс действий направленных на выбор способов, приёмов, средств обучения и реализуется по трем этапам:
-содержательный (ежедневные планирование работы педагогов и рабочие программы, где определяется индивидуальный образовательный маршрут);
-деятельностный (использование различных форм, методов и педагогических технологий в работе);
-процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального маршрута, который отражается в планах, а также разработка способов реализации намеченного маршрута через использование различных технологий организации образовательного процесса.
Индивидуальный маршрут определяется личными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника, то есть учитывается его уровень готовности к освоению программы ДОУ.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ОВЗ, детей-инвалидов (при наличии таких).
- для одарённых детей.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в нашем учреждении реализуется в нескольких этапах:
Первый этап: проведение мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (т. е. педагогическая оценка развития ребенка). Результаты обсуждаются на педагогическом совете в начале уч. года.
При необходимости диагностика отклонений развития ребенка проводится узкими специалистами (в партнерстве с детским психологом либо врачом ХЦРБ).
Педагогический коллектив таким образом выявляет количество детей, показавших низкий или высокий результат освоения основной программы учреждения, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории или дифференциации по подгруппам.
Воспитателями разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который отражается в календарном плане, с указанием способов и приемов его реализации.
На перспективу данной работы, мы запланировали со следующего учебного года начать разработку бланков индивидуального образовательного маршрута для воспитанников нуждающихся в этом.
При разработке индивидуального маршрута для конкретного ребенка, педагоги опираются на следующие принципы:
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
- принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение.
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы педагогов группы
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Осуществляется индивидуальная работа, учитывающая модель индивидуализации тремя видами :
-это отдельная коррекционная работа, организованная узкими специалистами (при наличии) и педагогами по разделам программы.
-компенсирующая: работа с вновь прибывшими детьми в ДОУ, с длительно отсутствующими детьми.
-дополнительная: кружковая работа, предоставление платных дополнительных услуг, направленных на развитие природного потенциала ребенка или на работу с детьми с опережающим темпом развития.
Также при организации данной работы педагоги ДОУ включают во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок, что необходимо для более успешной самореализации дошкольника с опорой на его личностный потенциал.
Из всего сказанного, становится очевидно, что стандарт позволяет педагогам ДОУ развивать детей с учётом индивидуальных особенностей, заложенных природных задатков и потенциалов.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.