Куперина Ирина
Отчет «Индивидуальная работа как основной фактор в развитии и коррекции личности у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий отчет
Воспитателя «Ивангородского центра
ранней помощи детям-сиротам
и детям с ОВЗ»
Купериной Ирины Владимировны
Индивидуальная работа, как основной фактор в развитии и коррекции
личности у детей с ОВЗ.
Успех воспитательного процесса в группе зависит от того, как общается воспитатель с детьми. В этой связи основное значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, так и общение на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В комплексе коррекционно-воспитательной работы, проводимой с детьми с ОВЗ, особое место принадлежит индивидуальной работе. Основываясь на программу и занятия, планируемые воспитателями совместно с дефектологом группы, мы выявляем у наших детей, что именно в каком виде деятельности у них не получается, и проводим на протяжении всего года индивидуальную работу. Эту работу мы планируем в утреннее и вечернее время. Утром в основном работаем над воспитанием культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, вечером больше внимания уделяем образовательной деятельности.
Известно, что дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения для детей с ОВЗ, страдают трудностями в поведении. Обычно они выражаются в двигательной расторможенности, не умении управлять своими эмоциями. У нас в группе есть такие воспитанники. На протяжении всего времени мы терпеливо направляем поведение детей. Стараемся дать им больше спокойных настольных игр (разные виды мозаики, кубики, пазлы, домино, способствуют усидчивости, постоянно их хвалим. Делаем так, чтобы у этих детей все время было занято.
На протяжении всего года много внимания в планировании индивидуальной работы уделяем лепке. Закрепляем умение раскатывать из пластилина шар и овал. Проводим занятия на развитие мелкой моторики.
Индивидуальную работу по изодеятельности проводим с учетом их индивидуальных особенностей, придавая этой работе более широкий социальный мотив (вырезаем круг, квадрат, в подарок детям, для будущего занятия)-всегда преследуем какую-то цель.
При выполнении этой работы имеет большое значение не только показ, образец, но и речь воспитателя. Освоение каждого навыка в рисовании, лепке и аппликации требует разного содержания речи. В ней подчеркивается то длина линии или ее направление, то форма фигуры или ее величина. Например, ребенок рисует высокий дом, окна все одинаковые, расположенные друг под другом. Но если дом получится не совсем хорош, то,прислушиваясь к доброжелательной речи воспитателя, следующий дом он уже рисует ровнее. Или учим ребенка рисовать, не отрывая кисть от бумаги,единым движением. Здесь нужны другие слова: «Маша, положи кисточку на бумагу и веди ее долго-долго до самого края листа. Кисть, Маша, не поднимай, положила и веди.»
Обычно, планируя индивидуальную работу с двумя детьми, сначала в обращении следует называть того ребенка, который правильно выполняет задания, движения, затем того, кто недостаточно уверенно выполняет задания. Но это нельзя делать в форме замечаний, это может привести к противоположному результату: могут обидеться, бросить всю работу.
Дети с умственной отсталостью обращение взрослого ко всем детям не относят к себе лично, поэтому в процессе индивидуальной работы у них нужно развивать восприятие как общих обращений, так и индивидуальных, т. е. персональное обращение к конкретному ребенку.
На прогулках также проводим индивидуальную работу. Отрабатываем не получившиеся основные виды движений. Рисуем на дорожках мелками, на песке палочками. Особое внимание уделяется во время прогулок экологическому воспитанию. Беседуем и наблюдаем с группой и индивидуально с каждым ребенком, как появляются первые травинки, набухают почки, появляются первые цветы. Закрепляем названия деревьев, наблюдаем и кормим птиц в птичьей столовой. Дети совместно с воспитателями активно работают над проектом «Огород». Высаживают и ухаживают за морковкой, помидорами, огурцами и т. д. В ходе данной работы у детей активизируется и расширяется словарный запас. Воспитывается любовь к труду и бережное отношению к всему живому. Для того, чтобы успешно проходила индивидуальная работа с детьми, необходимо правильно определить объем и содержание работы, подобрать оборудование, четко предусмотреть организацию занятия.
Проводя, таким образом, индивидуальную работу мы видим, как растет самостоятельность ребенка, повышается его умственная активность, работоспособность, совершенствуются навыки общения.