Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Индивидуальная беседа с родителями»

Юлия Грицук
Консультация для педагогов «Индивидуальная беседа с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ «Детский сад № 87»

г. Ярославль

воспитатель Грицук Ю. Н.

Индивидуальная беседа с родителями

Цель индивидуальной беседы:

получение информации об актуальном состоянии ребенка, о специфике семейного воспитания по интересующему вопросу, о возможности конструктивного участия родителей в его решении.

Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть своей жизни, где учится новому и многое узнает. Но работать в ДОУ, надо не только лишь с малышами. Отдельное и весьма значительное направление – это общение воспитателей еще и с родителями ребенка. В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей, поэтому особенно важными являются индивидуальные беседы. Ведь нередко бывает так, что воспитатель не может на определенные темы говорить со всеми родителями открыто. В таком случае нужно применять индивидуальные формы работы. Чаще всего это касается тех семей, у которых проблемные дети или малыши с особенными потребностями. При этом стоит помнить, что воспитатель четко должен знать ту грань, когда беседа должна быть уже не публичной, а строго индивидуальной. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Публикация «Консультация для педагогов „Индивидуальная беседа с родителями“» размещена в разделах

Индивидуальная беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагогов с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседы помогают разрешить трудности отдельных семей, адресуются конкретным людям и посвящены определенной ситуации. Она предполагает: открытость, конфиденциальность, непосредственный контакт, а также еще один из положительных моментов; ее можно провести в удобное для каждого родителя время и не ограничиваться временными рамками. Совместный анализ воспитательной деятельности родителей в ходе беседы может показать родителям необходимость чаще обращаться с волнующими вопросами к педагогам, а также в ознакомлении с литературой педагогического характера, т. е. формировать потребность в самообразовании в этой области.

Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей — существенная особенность данной формы работы.

Важнейший принципы беседы с родителями - активная позиция педагога, который придает беседе целенаправленность, задает тон, но главная его задача - вызвать собеседника на откровенный разговор. Беседа будет эффективна в том случае, если достигнута двусторонняя активность беседующих, и разговор шел с позиции интересов ребенка.

Ценность индивидуальной беседы в следующем:

1. располагает к более открытому разговору обо всех сторонах жизни ребенка;

2. помогает воспитателю информировать родителей об изменениях в развитии и поведении их детей;

3. дает возможность узнать, какие воспитательные воздействия оказывает семья на ребенка в тот или иной период (поэтому содержание таких бесед определяется поведением ребенка).

4. является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за ребенком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношениями между ребенком и родителями; за отношением к деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

Основные принципы профессиональной этики воспитателя

1. Доброжелательное и безоценочное, отношение к родителям — кодекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы родители чувствовали себя спокойно и комфортно.

2. Воспитателю необходимо уметь внимательно слушать родителей, стараясь понять их, не осуждая при этом, а также оказывать необходимую моральную поддержку и помощь.

3. Запрет давать категоричные советы — воспитатель, несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет родителям, в частности и потому, что жизнь родителей и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и родители являются основным экспертом в своей собственной жизни.

4. Анонимность — никакая информация, сообщённая родителями воспитателю, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям.

Чтобы установить контакт с родителями в процессе беседы, вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть

"Правила проведения индивидуальной беседы":

1. Обращаться к родителю по имени отчеству.

2. Желательно, чтобы вас не разделял барьер (стол).

3. Высота стульев должна быть одинаковой (если вы присели).

4. Вы должны находится лицом друг к другу.

5. Не отвлекаться на телефон и разговоры с сотрудниками.

6. Необходимо извещать родителей о дне и теме индивидуальных бесед, особенно малоактивных родителей.

7. Недопустимы неприязненное или небрежное отношение при встрече, постоянные претензии и упреки, просьбы «принять меры дома по поводу поведения ребенка», в ходе беседы важно избегать нравоучений, назиданий, а говорить с родителями (законными представителями) доступным языком, проявляя доброжелательность.

8. Важно тщательно продумать содержание и форму беседы и заранее проектировать свое поведение в случае возможных осложнений.

9. Педагог должен заранее продумать, с чего начнет беседу, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним. Индивидуальные беседы с родителями не должны быть случайными, во время прихода детей или ухода домой. Настоящая беседа требует от воспитателя специальной подготовки материала: сведений о ребенке, о его интересах, поведении, подбора рисунков и поделок. Беседа наедине делает родителей более откровенными и разговорчивыми.

10. Следует начинать разговор с характеристики «положительных» сторон ребенка, его добрых побуждений или приобретенных умений. Воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующими ребенка. Эти факты обязательно надо приводить в беседах, тогда и то отрицательное, что вынужден говорить о ребенке воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.

11. Необходимо завоевать расположение собеседника, чтобы найти тактичную форму сообщения о том, что вызывает сомнения, дать совет или предложить искать пути преодоления трудностей.

12. Стараться быть терпеливыми и внимательными, щадить самолюбие родителей, нельзя принижать их авторитет, как бы он ни был он у них мал в вопросах воспитания детей.

13. Нельзя читать текст "по бумажке", также во время беседы с родителями не следует вести подробной записи, так как это смущает родителей и тем самым снижает эффективность беседы.

14. Ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать воспитателю, поскольку активность воспитателя вызывает ответную активность родителей.

15. Индивидуальная беседа должна быть предельно конкретной и содержательной. Родите-ли должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей.

16. После проведения беседы, в процессе которой вы совместно выявили проблему, постарались установить причину ее появления, наметили пути решения, вы можете дать памятку для родителей в письменной форме, предложить родителям (законным представителям) списки литературы по интересующему вопросу.

Следует также отметить и учитывать тот факт, что в работе с родителями педагог сталкивается с родителями разного уровня воспитательных возможностей. Большую роль в индивидуальных беседах играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная беседа состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым.

1. Для родителей с высоким уровнем воспитательных возможностей, индивидуальные беседы проводятся с целью поддержать «положительный» опыт воспитания и стиль внутрисемейных отношений, помочь родителям утвердиться в правильности применяемых методов, способствовать развитию творческого начала в воспитательной деятельности.

2. В работе с семьями со средним уровнем воспитательных возможностей целью индивидуальных бесед является выявление характера испытываемых трудностей, допускаемых ошибок и конкретной помощи по воспитанию.

3. Индивидуальная работа с семьей с низким уровнем воспитательных возможностей наиболее сложна. По мнению современных педагогов, типичным для этих родителей является неверие в возможности воспитания. Образуется «порочный круг» - непослушание ребенка, неправильные методы воздействия, неуправляемость ребенка. У родителей укрепляется мнение, что ребенок «трудновоспитуемый», они и ищут у него отрицательные черты, подтверждающие это мнение. В то же время для них характерен консерватизм в отношении собственных воспитательных методов, нет сомнения в их правильности. Некоторые их них отказываются от общения с педагогами, мотивируя это отсутствием времени, тем, что там «нового ничего не получишь». С этой категорией родителей следует проводить индивидуальные беседы, выявляя испытываемые трудности в воспитании ребенка, давая конкретные рекомендации, кратко раскрывая содержание проблемных вопросов, советовать чаще анализировать педагогическую деятельность, мотивы поступков ребенка, его реакцию на воспитательные воздействия взрослых.

Беседы с родителями значительно повышают уровень их педагогической культуры, у них появляется потребность присматриваться к своему ребенку, его поведению, поступкам, проявляется доброжелательное стремление понять его. Такая наблюдательность помогает родителям улавливать внутреннее состояние ребенка, понимать его чувства, разбираться в мотивах поступков, видеть то хорошее, что надо поощрять, и то плохое, что надо исправлять.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Активные методы обучения в совместной образовательной деятельности педагогов с дошкольниками» Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком.

Беседа-консультация с родителями «Поощрение и наказание детей» Беседа – консультация «Поощрение и наказание детей» Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И.

Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника. Тема: «Здоровье ребёнка в наших руках».

Консультация для педагогов «Формы работы с родителями» Консультация для педагогов «Формы работы с родителями» Слайд 1 Семья и детскийсад– два.

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Консультация для педагогов «Организация совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей» Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботится о правильном физическом развитии детей, регулярно.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и воспитателей ДОУ с помощью релаксации» Здоровый педагог - здоровый ребенок: психологический аспект. Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев.

Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности»Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности» Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,.

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанниковКонсультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен.

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Индивидуальная беседа с родителями»
Опубликовано: 7 января 2019 в 21:29
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Индивидуальная беседа с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Грицук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД