Олеся Безызвестных
Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 9)
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 9)
2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Ребенок – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит на все происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, так много тайного и неосознанного.
Публикация «Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 9)» размещена в разделах
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в раннем возрасте (2-3 лет) является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы необходимо: - побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и вынимание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); - эмоционально положительно откликаться на инициативы детей, и если это не представляет опасности для их жизни и здоровья, то помогать им реализовывать собственные замыслы; - отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; - не критиковать результаты деятельности реб нка и его самого как личность; - формировать у детей привычку самостоятельно находить способы решения поставленной задачи; - приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; - поддерживать интерес реб нка к тому, что он рассматривает, исследует, наблюдает; - для поддержки инициативы в продуктивной творческой деятельности по указанию реб нка создавать для него изображения или лепку, другие изделия; содержать в открытом доступе изобразительные материалы; поощрять занятия изобразительной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда реб нка. Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности, в том числе НОД. С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим, приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками. Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в группе и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. Личностно-ориентированное взаимодействие проявляется в принятии ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой- то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
Способы и направление поддержки детской инициативы:
Мероприятия Название мероприятия Цель Дата проведения
Праздники Золотая осень Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к окружающему миру Октябрь
Новый год формировать у детей представление о традиционном празднике, вызвать эмоционально положительное отношение, развивать творческие и коммуникативные способности детей Декабрь
8 марта Формировать любовь к матери, уважение к женщине, развивать интерес к традиционному празднику, музыкальные и творческие способности, сплочение детского коллектива Март
Развлечения Масленица Создать у детей атмосферу праздника, познакомить с русскими традициями Февраль
Пасха Создать атмосферу праздника, прививать русские традиции Апрель
Сагаалган Познакомить с бурятскими традициями, историей, воспитывать толерантное отношение в многонациональном обществе Февраль
День здоровья Пропаганда ЗОЖ, укреплять здоровье детей Май
Проекты Осень в гости к нам пришла Ознакомление детей с природой, формирование осознанного бережного отношения к ней Октябрь
Покормим птиц зимой Формировать бережное отношение к птицам, желание помочь в зимнее время Январь
Выставки Осенние мотивы Формирование бережного отношения к природе, учить передавать образ осени доступными способами художественного творчества Октябрь
Символ года Учить с помощью подручного материала создавать праздничное настроение Декабрь
Мой папа - солдат Воспитывать патриотические чувства, формировать нравственные качества Февраль
Мамин праздник Воспитывать любовь к матери, интерес к празднику Март
Космос Дать понятие о космосе, формировать бережное отношение к планете Апрель
День победы Воспитывать любовь к Родине, уважение к старшему поколению Май
2.1.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Сведения о родителях воспитанников :
Образовательный уровень и средний возраст родителей
Уровень образования Родители по возрасту
высшее Средне - специальное среднее папа мама
30 11 - 25-36 лет
Социальный статус семьи
Семья Статус семьи
полная неполная Из них опекуны служащие рабочие безработные пенсионеры
20 1 - 14 7 6 -
Формы работы с родителями по реализации образовательных областей
Образовательная область Формы работы по реализации образовательных областей
Социально – коммуникативное развитие Подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей, консультативные часы для родителей по вопросам предупреждения методов, унижающих достоинство детей. Создание выставок, фотоальбомов
Аудио и видео записи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением проблем
Познавательное развитие Беседа с ребенком в присутствии родителей. Совместные досуги и мероприятия на основе партнерской деятельности. Совместные наблюдения явлений природы. Создание в группе тематических выставок при участии родителей. Совместная работа родителей с ребенком над созданием семейных альбомов.
Художественно – эстетическое развитие Совместная организация выставок с целью обогащения художественно – эстетических представлений детей. Организация конкурсов и выставок детского творчества.
Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей. Организация тематических консультаций, папок – передвижек по разным направлениям художественно- эстетического воспитания детей. Участие родителей и детей в театрализованной деятельности. Семинары – практикумы, проведение праздников, игротеки, создание детско – родительского клуба.
Речевое развитие Индивидуальные консультации на основе ознакомления родителей с деятельностью детей. Проведение литературных вечеров. Совместные наблюдения явлений природы. Помощь в подготовке рассказа по наглядным материалам.
Физическое развитие Изучение условий семейного воспитания через анкетирование, посещение детей на дому и определение путей улучшения здоровья каждого ребенка. Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости. Организация целенаправленной работы по пропаганде ЗОЖ среди родителей. Ознакомление с содержанием и формами физкультурно – оздоровительной работы. Ознакомление с нетрадиционными методами оздоровления, использование интерактивных методов для привлечения внимания. Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по физическому развитию детей.
Детско - родительский клуб «Страна сенсорики» по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников групп младшего возраста. Приложение 1
Цели: оказание педагогического сопровождения родителям в сенсорном развитии детей раннего возраста для формирования предпосылок умственного развития
Задачи :
1. Повышение педагогической культуры родителей
2. Активное включение родителей в процесс воспитания детей
3. Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через игры с дидактическим материалом
4. Обучение изготовлению пособий для самостоятельных занятий
5. Приобщение родителей к участию в жизни МДОУ путем поиска и внедрения эффективных форм работы
6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка
7. Расширение воспитательного потенциала семьи
8. Установление между педагогами и родителями доверительных отношений.