Ксения Мурзина
Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность для детей с ОНР III уровня. Автоматизация [л]в словах и предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
Мурзина Ксения Николаевна
МБДОУ №79 «Детский сад
комбинированного вида «Мальчиш-Кибальчиш»
учитель-логопед
первая квалификационная категория
Конспект индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности
для детей с ОНР III уровня «Лунтик и его друзья»
Речевое развитие
Тема: «Лунтик и его друзья».
Цель: Автоматизировать звук [л] в словах и предложениях.
Задачи:
Публикация «Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность для детей с ОНР III уровня, Автоматизация [л]в словах и предложениях» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Коррекционно-образовательные : совершенствование навыка анализа артикуляции звука, совершенствование умения давать характеристику звуку. Совершенствование грамматической стороны речи (умение подбирать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать существительные с числительными образовывать множественное число существительных). Совершенствование синтаксической стороны речи (умение составлять предложения, понимая их логический смысл и согласовывая слова в роде, числе и падеже).
Коррекционно-развивающие : развитие артикуляторной моторики, общей и мелкой моторики, связной речи, фонематического слуха, логического мышления.
Воспитательные: воспитание самостоятельности, умения доводить дело до конца, навыка контроля собственной речи.
Предварительная работа : отработка комплекса артикуляционной гимнастики, разбор артикуляции и характеристики звука [л], повторение прямого счета, множественного числа существительных, чтение книги «Лунтик и его друзья».
Оборудование и материалы: зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, мягкая игрушка Лунтик, опорная схема для характеристики звука, картинки с речевым материалом, сигнальная карточка, пазл «Лунтик», картинки «Мила» и «Мила с букетом», 5 бумажных цветов.
Возраст детей : 5-6 лет.
Ход ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1. Создание эмоционального фона занятия.
Логопед: - Сегодня к нам в гости пришел герой из мультфильма. Послушай загадку про него.
- Фиолетовой окраски
Этот зверь совсем не страшный.
Дружелюбен, честен, ласков
Дарит радость всем вокруг.
Он свалился к нам с луны.
Его имя назови!
-Ты узнал, кто это?
Ребё нок: - Это Лунтик.
На стол выставляется мягкая игрушка Лунтик.
Логопед: - Ты знаешь, откуда он к нам прибыл?
Ребё нок: - С луны прилетел.
Логопед:- Он прилетел послушать, как ты правильно произносишь звук.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: - С какого звука начинается слова «Лунтик» и «луна»?
Ребё нок: - Со звука [л].
Логопед:- Лунтику очень грустно от того, что он не умеет правильно произносить звук [л]. Научим Лунтика?
Ребё нок: - Да.
Логопед: - Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Давай сначала сделаем зарядку для языка. В этом тебе помогут весёлые картинки, смотри на них и делай упражнения. Логопед показывает опорные картинки, сопровождая показ стихами. Ребё нок выполняет артикуляционную гимнастику: «Блинчик», «Заборчик», «Часики», «Качели», «Маляр», «Парус», «Пароход гудит».
4. Анализ артикуляции звука. Характеристика звука.
Логопед: - Расскажи Лунтику по схеме, как нужно правильно произносить звук [л].
Ребё нок: - При произнесении звука [л] губы в улыбке, зубы не соединены, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами (поднят «Парусом»).
Логопед: - Звук [л] согласный или гласный?
Ребё нок: - Согласный.
Логопед: - Почему?
Ребё нок: - Потому что во рту есть преграда.
Логопед: - Звонкий или глухой?
Ребё нок: - Звонкий.
Логопед: - Почему?
Ребё нок: - При произнесении звука [л] горлышко дрожит.
Логопед: - Твердый или мягкий?
Ребё нок: - Твердый.
5. Развитие фонематического слуха.
Логопед: - А сейчас Лунтик даст тебе сигнальную карточку, надо будет поднять эту карточку, если в слове ты услышишь звук [л].
Логопед произносит слова : лошадь, шуба, лопата, чайник, рыба, белка, рука, ласточка, жук, санки, молоток, дятел, лук.
Ребё нок: - Поднимает сигнальную карточку, когда слышит звук [л] в слове.
Логопед: - Молодец, правильно.
6. Физкультурная минутка.
Любим с Лунтиком играть
– как кузнечики скакать.
И как пчелки полетать.
Как стрекозы покружиться.
Мотыльком повеселиться.
На цветочки тихо сели.
Мы вздохнули и уснули.
(скачут на двух ногах)
(машут руками)
(кружатся)
(прыжки с подскоками)
(садятся на корточки)
(руки под щеку)
- Молодец! Лунтик отдохнул и зовет тебя на полянку.
7. Автоматизация звука [л] в словах.
Логопед: - Лунтик на полянке встретил своих друзей. Послушай загадку!
Дружу с Пчелёнком я.
Леплю куличик ловко,
А как зовут меня?
Я божья коровка.
Ребё нок: - Это Мила. (Логопед прикрепляет на доску фотографию с Милой).
Логопед: - Мила собирает на поляне букет. Давай заглянем под каждый цветок. Здесь задания для тебя.
Заглядывают под первый цветок.
8. Упражнение «Назови ласково».
Логопед: - Лунтик любит, когда слова произносятся ласково. Называй картинку, а потом это слово скажи ласково.
Ребё нок: (четко называет картинки) : ложка – ложечка, лапа – лапка, белка – белочка, лодка – лодочка, лошадь – лошадка, булка – булочка, вилка – вилочка, халат – халатик, яблоко – яблочко, молоток – молоточек, стол – столик, лопата – лопаточка.
Логопед: - У тебя получается! А теперь заглянем под второй цветок.
Заглядывают под второй цветок.
9. Упражнение «Прямой счет от 1до 5» (со словами лампа, белка, полка, лодка).
Логопед: - Посчитай предметы на картинках от одного до пяти.
Ребё нок: - Одна лампа, две лампы, три лампы, четыре лампы, пять ламп и т. д.
Логопед: - Ты хорошо справился! Что же под третьим цветком?
Заглядывают под третий цветок.
10. Упражнение «Один – много».
Логопед: - Я называю один предмет, а ты много таких же предметов : лампа – лампы, лопата – лопаты, белка – белки, халат – халаты, лодка – лодки, зал – залы, молоток – молотки, палка – палки.
Ребё нок: (чётко называет слова).
Логопед: - Хорошо!
Логопед: - Лунтик очень хочет научиться составлять предложения. Давай научим его составлять предложения с парами слов.
Заглядывают под четвертый цветок.
11. Автоматизация звука [л] в предложениях. Упражнение «Придумай предложение».
Пары слов : Володя – лодка, Алла – ложка, Лунтик – луна, Мила – лопата, Лунтик – молоко, Мила – салат.
Ребё нок: (составляет предложения).
Примерные ответы:
Володя плывет на лодке.
Алла ест ложкой.
Лунтик живёт на луне.
Мила копает лопатой.
Лола ест яблоко.
Володя пьёт молоко.
Мила ест салат.
Логопед: - Молодец!
Заглядывают под пятый цветок.
12. Автоматизация звука [л] в предложениях. Упражнение «Исправь ошибку в предложении».
Логопед: - Лунтик прочитал предложения, но ничего не понял. Давай исправим ошибки в предложениях. Логопед читает неверное предложение, ребёнок исправляет предложение.
Ребё нок: (исправляет предложения).
Примерные ответы:
Халат надел маму.
Молоко пьет Милу.
Ладони вымыли Аллу.
На белке сидела ёлка.
У голубого платья есть кукла.
Ложка ела Аллу.
Пол подметал Володю.
Логопед: - Ты молодец! С твоей помощью Мила собрала букет из 5 цветов.
13. Развитие мелкой моторики.
Логопед: - Ты хорошо справляешься с заданиями Лунтика. У него осталось последнее задание. Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Лунтика. Давай соберем её.
(ребёнок выполняет задание).
Логопед: - Молодец! Лунтик очень доволен и дарит тебе эту фотографию.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
14. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед: - Наше занятие подошло к концу. Лунтику очень понравилось с тобой играть. Ты хорошо работал. Как ты думаешь, что сегодня на занятии у тебя получилось? Что не получилось?
Ребё нок: - Отвечает на вопросы.