Лариса Миронова
ИКТ в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №11 г. Меленки
Доклад
на тему:
«ИКТ в работе учителя -логопеда»
Подготовила : учитель-логопед Миронова Л. Н.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает приоритетное значение. Благодаря преобразованиям, все шире проявляется роль информационных технологий дошкольного образования. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Современный учитель-логопед должен быстро ориентироваться в нестандартных условиях, быть профессионально и психологически готовым к постоянному обновлению средств коррекционно-педагогической работы, форм и методов организации собственной деятельности. Ни для кого не секрет, что количество детей с речевой патологий растет. Это дети с ФН, ФФН, ОНР, дети,имеющие сложную структуру дефекта. Поэтому актуальной является проблема своевременного выявления этих детей и проведение необходимого коррекционно-развивающего обучения. Стоит отметить, что у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями наблюдается дефицит внимания, памяти, неусидчивость, суетливость, беспокойство, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Вот почему поиск эффективных путей преодоления речевых расстройств является одним из значимых направлений в логопедической работе. Современные педагоги стремятся осваивать и использовать новые технологии, ИКТ, способствующие повышению эффективности коррекционно-логопедического процесса. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят в жизнь дошкольных образовательных учреждений, привнося в процесс обучения новое содержание. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставлять широкие возможности для освоения детьми различных средств коммуникации. ИКТ могут использоваться в научно- методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя- логопеда. В данном случае ИКТ является средством создания, хранения информации и инструментом её обработки. Пользование информационной сетью Интернет даёт учителю–логопеду возможность повышать своё профессиональное мастерство, узнавать самые последние новости в сфере коррекционной работы с детьми. Также появилась возможность создания электронного портфолио учителя-логопеда. ИКТ помогает систематизировать наработанный педагогический опыт, обобщить его, проанализировать собранный материал, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми. Хотелось бы более подробно осветить вопрос об эффективности использования одного из средств ИКТ – мультимедийные презентации. Порой очень трудно закреплять результаты логопедической работы у детей с ОНР. Проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией, к правильному употреблению в речи предлогов, к согласованию слов в роде, числе и падеже. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы, нужно всеми возможными способами облегчить детям работу по закреплению полученных навыков. Как нередко дефекты у детей с ОНР по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Логопедические занятия длительные и подчас могут приводить к возникновению речевого негативизма, отсутствие мотивации. Как же сделать занятия интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Мы часто задаем себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить. Оказалось, что с этим прекрасно справляются мультимедийные средства: презентации, интерактивные игры. И я в своей работе также использую этот прием коррекции. Поскольку современные дети живут в мире электронной культуры и, с присущей им любознательностью и смелостью, овладевают навыками работы на компьютере. Именно в интерактивной среде современные дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают и закрепляют правильные навыки. Практика показала, что компьютерные технологии, учитывающие закономерности и особенности развития детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, позволяют повысить эффективность коррекционно-логопедического обучения, так как общение с компьютером, вызывает у современных детей живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит и в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Благодаря этим технологиям, мы имеем возможность подавать необходимую нам информацию в более привлекательном виде. Наглядность - это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. К тому же, в процессе интерактивной игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов : слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить логопедическую работу. Преимуществом применения мультимедийных презентаций в образовательной деятельности является то, что они повышают мотивационную готовность детей к обучению, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это является дополнительной стимуляцией познавательной деятельности. Таким образом, учитывая значимость игры и целесообразность применения компьютерных технологий, актуальность использования электронно-образовательных ресурсов в коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет очевидна. При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «ИКТ в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
• формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
• формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
• развитие знаковой функции сознания;
• развитие психических функций.
Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность добиться лучших результатов. В логопедической работе с детьми –логопатами можно использовать готовые логопедические программы. А можно разрабатывать авторские презентации и интерактивные игры с учетом особенностей речевого нарушения ребенка. Мультимедийные пособия можно разрабатывать и создавать по средствам программ Microsoft Office с использованием триггеров и гиперссылок, что позволит результативно решать поставленные задачи в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Лучше всего для создания мультимедийных пособий подходит программа Power Point. С её помощью составляются короткие компьютерные задания, рассчитанные на решение одной или двух коррекционно-логопедических задач. Положительный момент данной программы заключается в том, что в ней легко и быстро можно создать индивидуальные задания для конкретного ребенка к любому появившемуся стойкому затруднению. Учитель-логопед может максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционное воздействие по преодолению недостатков речи детей, может динамично и дозировано отреагировать на неуспех воспитанника (т. е. добавить ИКТ именно на том этапе, на котором ребенку требуется дополнительная помощь, в нужной степени сложности и в нужном объеме). Чтобы «заданиями-играми» ребенок мог управлять самостоятельно без помощи взрослого, презентацию нужно перевести в режим показа слайдов, тогда она предстанет перед ребенком в виде игры. Мультимедийные презентации, игры можно использовать на все видах логопедических занятий: индивидуальных, подгрупповых и фронтальных. Работа с компьютером на логопедическом занятии имеет ряд особенностей. Она включается дозировано, для решения определённых задач. Структура и методика самого логопедического занятия при этом не нарушается. Заменяются только некоторые игры или упражнения. Незаменимым средством для развития чувства ритма, слухового внимания, памяти и мелкой моторики у детей с ОНР являются аудиопрограммы:
- «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
- «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой. - «10 мышек — пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
- «Пять поросят. Пальчиковые игры от 2 до 6» Екатерины Железновой.
- «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева.
- «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова.
Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:
• Развития фонематического слуха; • Постановки звуков; • Развития связной речи
• Обучения чтению; • Обучения счету; • Общей дошкольной подготовки;
• Развития грамотности.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Образовательную деятельность необходимо организовывать в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении. При использовании компьютерных программ на занятиях необходимо знать правила безопасной работы с компьютером, чтобы не нанести вред зрению и нервной системе ребенка. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5- 7 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия и в конце занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику. Компьютерные технологии должны включаться в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. В связи с этим, использование компьютера на логопедическом занятии, нужно рассматривать как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени. Применяя ИКТ в своей логопедической практике, я убедилась, что этот метод действительно «работает». Он является инновационным и значительно облегчает логопедическую работу и,в тоже время, делает ее интересной и продуктивной. Мы живем в современном мире, мире глобальной информатизации, информационных технологий и наши дети – часть этого мира. Он им понятен, доступен и очень интересен. Поэтому наша задача – использовать этот интерес в своей работе, направить его в нужное русло.
Литература:
1. Ковригина Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей- логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3 – С. 57-59
2. Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
3. Кадочникова Н. К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях. // «Логопед» №1, 2012.
4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – №1