Любовь Шестиалтынова
Использование релаксационных палаток в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов (психологов, логопедов) к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести сенсорную палатку. Это организованная специальным образом мини-среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые не только способствуют развитию психических процессов, но и позволяют успешно решать задачи развития речи.
Публикация «Использование релаксационных палаток в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Внедрение сенсорной палатки в логопедическую работу связано с тем, что дети с тяжелым нарушением речи имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы, высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти.
В процессе коррекционной работы учитель – логопед использует различные игры и упражнения, направленные как на расслабление мышечной, двигательной, нервной систем, так и на активизацию речевой деятельности.
Комплекс различных видов деятельности в релаксационной палатке :
*игры на соотнесение цвета с изображением предмета или его контуром (детям предлагается контур предмета; они должны назвать, что это, сказать какого оно цвета и нажать нужную кнопку, тогда труба загорится определенным цветом и ребенок прикладывает контур к трубе, называет, например, зеленая елка и т. д.);
*дыхательная гимнастика ( дыхание под цвет: вдох – задерживаем дыхание, включаем любой цвет – на выдохе произносим слоговой ряд, например, МА – МО – МУ – МИ).
*пальчиковая гимнастика с мячиками Су-Джок (элементы нетрадиционной технологии Су-Джок успешно применяются в логопедической практике, массаж специальным мячиком стимулирует активные точки на ладошках, тем самым благотворно влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук);
*игры на развитие лексико - грамматического строя речи (например, игра «Четвертый лишний» на развитие и обогащение словаря ребенка, а также на развитие слухового внимания: здесь предлагается закрепить за каждым ребенком определенные цвета и только когда труба загорится этими цветами, ребенок должен ответить);
*рефлексия.
Вашему вниманию предлагается фрагмент индивидуального занятия с использованием релаксационной палатки.
Педагог приветствует детей и приглашает их в релаксационную палатку.
-Здравствуйте, ребята! Я вам сегодня предлагаю посетить волшебную комнату (разулись, сели в палатку).
-Посмотрите вокруг, что интересного вы видите? (ответы детей) Здесь очень красиво! Много разноцветных фонариков. Здесь есть труба, и она может светится разными цветами. Посмотрите, я нажимаю на большую красную кнопку и труба светится красным цветом. (предлагаю детям попробовать поиграть с трубой).
-Хотите поиграть в этой волшебной комнате?
1. Игра «Цветной контур».
-Саша, выбери контур предмета. Что это? Какого он цвета? Нажми кнопку нужного цвета, приложи контур к трубе и называй предмет (например, зеленая елка).
-Теперь ты, Артем, выбирай контур предмета. Что это? Какого он цвета? Нажми кнопку нужного цвета, приложи контур к трубе и называй предмет (например, красное сердце).
2. Дыхательная гимнастика.
-Теперь я вам предлагаю подышать под цвет. Посмотрите, как это буду делать я: вдох – задерживаем дыхание, включается синий цвет – на выдохе мы произносим МА – МО – МУ - МИ. Теперь все вместе: вдох – задерживаем дыхание, включаем желтый цвет – на выдохе произносим МА – МО – МУ – МИ. И так с остальными цветами.
3. Пальчиковая гимнастика.
-Игровое упражнение «Отгадай цвет».
1)Цвет травы и листвы. Назовите его вы?
2)У вас ответ найдется, цвет какой имеет солнце?
3)Им часто море называют. Кто цвет возьмет и отгадает?
4)Такого цвета наша кровь. Какого, кто сказать готов?
-Выбирайте себе один мячик, поиграем в пальчиковую игру «Мой мяч».
Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет,
Взад – вперед его качу, вправо – влево, как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой, я его катаю браво,
Снизу – левой, сверху – правой, и опять катаю браво.
Мяч колючий я качу, пальцы уколоть хочу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
4. Игра «Четвертый лишний».
-Поиграем в игру «Четвертый лишний». Послушайте меня внимательно, когда труба будет гореть синим и красным цветами, отвечать будет Саша, а когда – желтым и зеленым, отвечать будет Артем.
-Если труба загорится красным и синим цветом, кто будет отвечать? (Саша) А если желтым и зеленым? (Артем)
Сапоги, куртка, босоножки, ботинки.
Платье, шорты, блюдце, майка.
Кружка, ложка, кастрюля, вертолет.
Стол, теплоход, катер, лодка.
Диван, ежевика, кресло, тумба.
5. Рефлексия.
-А сейчас я попрошу вас лечь так, как удобно и закрыть глаза. Ваше тело расслаблено, ручки – ножки отдыхают, голова отдыхает. Мы слышим только спокойную музыку. Скажите, где мы с вами побывали? Что интересного вы здесь увидели? Вам понравилось?
-Наша встреча в волшебной комнате закончилась. Спасибо вам большое и до свидания.