Кияченко Лариса
Преемственность в работе учителя-логопеда и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность в работе учителя-логопеда и родителей
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом, актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка, имеющего нарушения речи.
Публикация «Преемственность в работе учителя-логопеда и родителей» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Не секрет, что в вопросе взаимодействия и сотрудничества с родителями немало сложных противоречий. Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком.
Логопеды, считая работу с семьей необходимой, в то же время, бывают к ней не готовы. Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции. Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и логопеда, а именно - сотрудничество, взаимодействие, доверительность. А это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками.
В нашем детском саду используются следующие формы работы с семьей : Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)
Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).
Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать).
Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.
Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
Данные формы работы позволяют родителям активно участвовать в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.
В работе с семьёй удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как беседа, важнейший принцип проведения которой- двусторонняя активность беседующих. Учитель- логопед придаёт беседе целенаправленность, задаёт тон, его задача- вызвать собеседника на откровенный разговор. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например может быть включена в структуру родительского собрания, это располагает родителей, и они стараются выполнить все рекомендации логопеда для преодоления имеющихся у ребенка трудностей. Она может возникать стихийно как по инициативе родителей, так и педагога.
Благодаря связи с семьей достигается правильный речевой режим ребенка. Продумывая содержание общения с семьями, учитель- логопед обязательно должен принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия. Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе учителя- логопеда с родителями и определяется рядом факторов:
• Субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии с родителями только по вопросам развития детей и их проблем;
• Соблюдением речевого этикета в общении с родителями : обращение на «Вы», по имени- отчеству независимо от возраста;
• Современным, деловым стилем одежды учителя- логопеда.
Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю- логопеду следует строить свой разговор с родителями детей имеющими недостатки речи. Вот некоторые из них.
1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на неё.
2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
3. Знать основы психологии общения, что бы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.
4. Строить общение на основе диалога, равенства партнёрских отношений.
5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
7. Сохранять конфиденциальность информации.
8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребёнка, если разговор идёт в присутствии нескольких родителей.
9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.
10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребёнка, беседовать, соблюдая эмоционально- положительное отношение и уважение к нему.
11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно- достоверную информацию с точки зрения психолого- педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов (могут создать барьер в общении.)
12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение»- менять их на слова «трудности», «проблемы», «недостатки».
13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно- ориентированного подхода, корректности.
Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда.
Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон речевого развития дошкольника. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника с речевой патологией.
Опыт работы показывает : работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, должна рассматриваться как важная часть коррекционной работы.