Марина Мизина
Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда
Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-компьютерные технологии обучения для повышения мотивации детей с нарушениями речи к получению и усвоению новых знаний. В группе комбинированного вида №8 «Ягодка», совместно с воспитателем, я провела образовательную деятельность с воспитанниками, на тему «Деревья. Осенние листья», с использованием интерактивной доски Smart Board. Это был первый опыт, как у учителя-логопеда, можно назвать его экспериментальным, но при этом мне позволило расширить собственные возможности и оказать положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников с нарушениями речи. Интерактивная доска Smart Board - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Технология работы этой интерактивной доски является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. Доска достаточно проста в управлении, и дети с легкостью и большим удовольствием осваивают работу на интерактивной доске. Все манипуляции интуитивно понятны, рукой - передвигаем объекты, берем маркер - пишем, берем ластик - стираем. Большая площадь поверхности доски SMART Board превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Дидактический и наглядный материал для работы подобран согласно перспективному тематическому плану. Используя яркие изображения, оперируя различными объектами просто пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. Цель деятельности: Закрепить с детьми представления о деревьях и осенних листьях, используя информационно-компьютерные технологии. Задачи: продолжать формировать навыки звукового и слогового анализа слов; учить различать хвойные и лиственные деревья; закреплять образование относительных прилагательных от названий деревьев; формировать навык словообразования прилагательных от существительных; развивать артикуляционную и общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, логическое мышление и память; развивать и активизировать словарный запас; воспитывать любовь к природе, умение слушать и слышать товарищей. Разработка заданий с использованием интерактивной доски – достаточно трудоемкий процесс. Предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде, чтобы создавать развивающие и обучающие игры. Деятельность с использованием интерактивной доски нужно проводить на основании рекомендаций СанПиН, соблюдая при этом условия для сбережения здоровья дошкольников, поэтому мы провели зрительную гимнастику, где дети следили глазками за движущими предметами, прослушивая релаксирующую музыку. Благодаря наглядности и интерактивности дети охотнее вовлекались в активную работу. Детям очень нравится необычность такой работы, они хотят снова и снова взаимодействовать с доской, наперегонки стараются отвечать и выполнять действия. Они с легкостью овладевают способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, но при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому эмоциональному человеческому общению. Поэтому доску используем только как один из приемов в образовательной деятельности. Применение возможностей интерактивной доски позволяет : повысить мотивацию для исправления недостатков речи детей, а в работе с дошкольниками это очень важный фактор; повысить качество обучения детей с нарушениями речи за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности; предоставлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т. д., что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала; мобилизовать внимание детей; развивать психологическую базу речи: восприятие, внимание, мышление за счет повышения уровня наглядности; раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности; обеспечить психологический комфорт на занятиях; оптимизировать работу с родителями воспитанников. Таким образом, интерактивная доска в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи выступает не только в качестве наглядного пособия, но и помогает создавать такие условия для развития детей, с помощью которых раскрываются их возможности, дети начинают “выходить” на более высокий уровень мышления.
Публикация «Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Позвольте с вами поделиться опытом применения интерактивной доски в работе логопеда. Представляю вашему вниманию конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы (6-7) лет по теме: «Деревья. Осенние листья». Занятие, помогла мне сконструировать воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности. Занятие как таковое не столь оригинально, но интересным его делает использование интерактивной доски. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим на группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Тема: «Деревья. Осенние листья».
Цель: Закрепить представления о деревьях и осенних листьях, используя информационно-компьютерные технологии.
Задачи:
-продолжать формировать навыки звукового и слогового анализа слов;
-учить различать хвойные и лиственные деревья;
-закреплять образование относительных прилагательных от названий деревьев;
-формировать навык словообразования прилагательных от существительных;
-совершенствовать умение составлять предложения;
-развивать артикуляционную и общую моторику;
-развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, логическое мышление, память;
-развивать и активизировать словарный запас;
-воспитывать любовь к природе, умение слушать и слышать товарищей.
Методы и приемы: музыкальное и видео сопровождение, загадки, упражнения, игры, артикуляционная гимнастика, физминутка, звукобуквенный и слоговой анализ слов.
Словарная работа :листопад, названия хвойных и лиственных деревьев, смешанный лес, березовый, дубовый, осиновый, рябиновый, сосновая, еловая, вечнозеленые, отмирают, облетают.
Предварительная работа : беседы,чтение, заучивание стихов, отгадывание загадок о деревьях, работа над слоговой структурой слова,выделение составных частей дерева, узнавание деревьев по листьям, рассматривание осенних пейзажей И. И. Шишкина, И. С. Остроухова, И. И. Левитана.
Оборудование:интерактивная доска с проектором, компьютер, зеркала, салфетки, разрезные буквы, звуковые фишки.
(Изображение на интерактивной доске)
Речевая зарядка.
(Изображение на интерактивной доске)
К нам на занятие залетел листочек:
«Легкий, воздушный, ветерку послушный»
Артикуляционная гимнастика.
Этот листочек очень веселый. Улыбнитесь ему в ответ. Возьмите зеркало в руки. Положите свой язычок на губку и подержите так же спокойно, как лежит листочек (Лопатка). Ветерок поднимает листочек и опускает (Качели, качает вправо-влево (Часики). А вот и солнышко протянуло ему свой лучик (Иголка). Вдруг по листочку закапал дождик (Лошадка). Кончился дождик, поднялся ветер и закружил листочек (Облизать губы).
Логопед: Ребята, как вы думаете, откуда прилетел к нам листочек?
Дети: (Предполагаемые ответы детей).
Логопед: Этот листочек прилетел к нам из леса.
(Изображение на интерактивной доске)
Логопед:Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Хвойные деревья получили свое название от хвои-зеленых игл, покрывающих их ветки. Все хвойные деревья вечнозеленые, им не страшны холода.
(Изображение на интерактивной доске)
На лиственных деревьях листья распускаются каждый год. Поздней осенью они отмирают и облетают под воздействием сильных ветров и стужи. Как называется это явление?
(Изображение на интерактивной доске)
Дети:Листопад.
Логопед:Проговорите словоЛИСТОПАД и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нем?
Дети:Лист, падать.
Логопед:Кто им помог?
Дети: Ветер.
(Изображение на интерактивной доске)
Логопед:Есть леса, где хвойные деревья растут вместе с лиственными, они называются смешанными. Именно по смешанному лесу мы с вами сегодня будем путешествовать. Отправимся в путешествие мы не одни.
(Изображение на интерактивной доске)
Логопед:
-Жил на свете Старичок,
Старичок-Лесовичок.
Он в лесу Волшебном жил,
Он со всеми так дружил
Вот какой был Старичок,
Дедушка-Лесовичок.
(появляется персонаж на экране)
Логопед: Вы знаете кто это?
Дети: Лесовичок.
(Изображение на интерактивной доске)
Логопед:Сегодня ясное осеннее утро, солнце высоко поднялось над Качающимся лесом (появление солнца)
(Изображение на интерактивной доске)
Логопед: Лесовичок уже проснулся и предлагает нам сходить в смешанный лес и собрать красивый букет, для праздника Падающих Листьев. Лесовичок позвал своего лучшего друга Паучка-Ворчунка, который живет в шляпе и все время ворчит. Отправляемся вместе с нашими героями в Сказочный лес. (Нажать на Лесовичка, появляется дорога в лес)
-Как же красиво в осеннем лесу, но нужно не забывать о том, что прогулка по лесу может оказаться опасной.
(Изображение на интерактивной доске)
-Мы с вами вышли на Земляничную тропинку, но пройти по ней нельзя, маленькие кустики земляники перегородили весь путь. Что же делать? Я вежливо спрошу у Землянички: «Пожалуйста, пропустите, нам очень нужно попасть в лес!» Земляничка просит нас, чтобы мы выполнили одно задание, отгадали загадки, тогда путь нам откроют. Ребята, давайте отгадаем загадки (Нажимаем на клубничку, появляется Клубника с заданием)
(Изображение на интерактивной доске, дети поочередно выходят и нажимают соответствующую цифру, появляется изображение дерева)
Загадки о деревьях:
1. Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (БЕРЕЗА)
(Изображение на интерактивной доске)
2. Не загадка это даже
Сразу назовем,
Если кто-то сразу скажет
Желуди на нем. (ДУБ)
(Изображение на интерактивной доске)
3. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (ЕЛКА)
(Изображение на интерактивной доске)
4. С моего цветка берет,
Пчелка самый вкусный мед.
А меня не обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (ЛИПА)
(Изображение на интерактивной доске)
5. Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (РЯБИНА)
(Изображение на интерактивной доске)
6. Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками… (СОСНА)
(Изображение на интерактивной доске)
7. Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это-
Мы от этого -чихаем. (ТОПОЛЬ)
(Изображение на интерактивной доске)
(Изображение на интерактивной доске, открывается Земляничная тропинка)
(Изображение на интерактивной доске)
Логопед:Дальше наш путь проходитчерезКолокольчиков мост. Но вот опять преграда, колокольчики так высоко разрослись, что нельзя пройти. –«Колокольчики, а как нам можно пройти через ваш мост?» Колокольчики попросили нас собрать и назвать части дерева и тогда они нас пропустят.
(Изображение на интерактивной доске, нажимаем на вопрос, дети поочередно собирают мозаичные деревья, проводя бутафорским карандашом по экрану)
Игра «Собери дерево»
-Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете (СОСНА, РЯБИНА)
Дети: У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, хвоинки.
У рябины: ствол, ветки, корни, листья, ягоды.
Логопед:Ребята, чем эти деревья похожи, а чем отличаются?
Дети:(Предполагаемые ответы)
(Изображение на интерактивной доске, колокольчики открывают мост)
Логопед:Молодцы, ребята! Давайте теперь, понаблюдаем за природой. Наши глазки устали, занимаясь с волшебной доской, нужно отдохнуть.
(Изображение на интерактивной доске)
Гимнастика для глаз. ( Следим глазами за движущими предметами:как опадают и кружатся листья, летят облака, как ходит ежик, звучит спокойная мелодия)
Логопед:Немного отдохнув, вместе с Лесовичком и Паучком, отправляемся дальше в путь.
(Изображение на интерактивной доске)
Логопед:А вот и лес,но перед лесом надо пройти небольшое болото, а чтобы его пройти, надо перепрыгивать с кочки на кочку проговаривая деревья во множественном числе и ласково. Попробуем?
Игра «Назовите деревья во множественном числе и ласково»
Дуб-дубы-дубок
Сосна-сосны-сосенка
Береза-березы-березка
Ель-ели-елочка
Клен-клены-кленок
Рябина-рябины-рябинка
Липа-липы-липонька
(Проговаривая ответы, ребенок передвигает, бутафорским карандашом, Лесовичка на следующую кочку)
(Изображение на интерактивной доске)
Логопед:Мы вошли в Качающийся лес, но тут деревья опустили свои ветки и начали щекотать Лесовичка и Паучка. - «Перестаньте щекотать наших друзей!» Ребята, деревьям очень скучно и им хочется поиграть. Давайте позовем Веселых Чудариков? Они нам подымут настроение.
Физкульт-минутка. (Изображение на интерактивной доске, музыкальная разминка, дети выполняют соответствующие движения на ускорение)
(Деревья поднимают свои ветки)
Логопед:Деревьям понравилось с нами играть, ну вот у них еще одна просьба к нам, нужно помочь листочку долететь до своего дерева, но чтобы он долетел, нужно выполнить задание.
(Изображение на интерактивной доске)
Звукобуквенный анализ слов.
Слова (сосна, липа, один ребенок выполняет задание на интерактивной доске, остальные работают самостоятельно (на столах буквы и звуковые фишки). Проверяем, и ребенок бутафорским карандашом возвращает листочек под дерево.
(Изображение на интерактивной доске)
Логопед:Молодцы! Лесовичок и Паучок-Ворчунок, теперь могут собрать осенние листья для букета. Но они не знают, какие это листья. Давайте, подскажем нашим друзьям?
Игра «Какой лист?»
(Изображение на интерактивной доске, эффект появления, ребенок нажимает на точку, появляется соответствующая картинка)
Лист клена (какой лист) - кленовый.
Лист рябины…
Лист осины…
Лист березы…
Лист дуба…
Лист липы…
Ветка сосны (какая ветка)- сосновая.
Ветка ели…
(Изображение на интерактивной доске)
Игра «Лис и лес»
Логопед: А теперь послушайте два слова ЛИС и ЛЕС. Похожи слова по звучанию? Но значение у этих слов разное? Давайте вместе разберемся, что означают эти слова. Подумайте и попробуйте объяснить точно.
Дети:(Предполагаемые ответы детей)
(Изображение на интерактивной доске)
Логопед:Правильно, лес-большая площадь земли, заросшая деревьями, а лис- это дикое животное. (Изображение на интерактивной доске)
Логопед: Ребята, вы немного устали, давайте поиграем в игру?
(Изображение на интерактивной доске)
Игра разминка «Найди пару»
(на экране появляются листья, за 10 секунд дети запоминают расположение листьев, картинки закрываются, ребенок по памяти открывает парные картинки)
Логопед нажимая бутафорским карандашом, переворачивает картинки.
(Изображение на интерактивной доске)
Логопед:Смотрите, белочка готовит запасы на зиму: собрала шишки, орехи, ветки. Давайте узнаем сколько слогов в слове, поделим слова на части, прохлопывая.
Дети: Произносят слова по слогам ШИШ-КИ, О-РЕ-ХИ, ВЕТ-КИ и отхлопывают количество слогов.
(Изображение на интерактивной доске)
Логопед: Молодцы, ребята, это было последнее наше задание. На этом наше путешествие по смешанному лесу окончено, пора нам возвращаться обратно в детский сад, мы помогли нашим друзьям собрать осенний букет, а они нам подарили вот такую красивую корзину со сладостями.
(Изображение на интерактивной доске)
Рефлексия.
Логопед: Почему лес, по которому мы гуляли, называется смешанным?
Дети: (Предполагаемые ответы детей)
Логопед: Какие герои вам запомнились?
Дети: (Предполагаемые ответы детей)
Логопед: Какое задание вам понравилось больше всего?
Дети: (Предполагаемые ответы детей)
Логопед: Спасибо вам, мне очень понравилось работать с вами, надеюсь вам тоже. А вот на нашей серой ольхе, остались зеленые листья, листья не простые, а веселые и грустные. (Макет дерева с листьями- смайликами).Если вы остались довольны нашим путешествием, снимите веселые листики, если вам что-то было не понятно и вы испытывали трудности, снимите грустные листья. У серой ольхи, осенью листья опадают зеленые. (Дети, которые сняли грустные листья, обсуждаем и помогаем решить проблему).
(Музыкальное сопровождение, при нажатии Паучка, играет релаксирующая музыка)