МААМ-картинки

Устное народное творчество в работе учителя-логопеда

Ирина Васильева
Устное народное творчество в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «ДС № 8 КВ» г. Пикалево

Участие в годовом проекте ДОУ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА»

учителя- логопеда Васильевой И. Н.

Публикация «Устное народное творчество в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

«Использование устного народного творчества : загадок, закличек, пословиц, поговорок, сказок и народных игр экологической направленности в коррекционной работе с детьми логопункта»

Актуальность:

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.

Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям.

Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.

Поэтичны и красивы наши народные песни : задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки.

Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа. Недаром великий поэт А. С. Пушкин говорил о них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Остроумны и разнообразны народные загадки : о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека, одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем.

Над одними народными потешками, дразнилками мы весело смеемся, над другими задумываемся, над пословицами и приговорками порой грустим. Может быть, некоторые из приведенных ниже песенок и загадок вы помните, а потом расскажете, споете, загадаете — и снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас из глубины веков.

ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ

РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И детям, и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменима в коррекционной работе.

Мы можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком.

Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.

Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.

Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.

Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на сл фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух.

Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.

Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.

Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки.

Народное творчество дает возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.

Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

Говоря о народном творчестве, мы подразумеваем не только русский фольклор, но и творчество других народов.

ЗАКЛИЧКИ

Заклички и приговорки рождены языческой верой во всемогущие силы природы.

Связанные с древнейшими ритуальными обрядами служения солнцу, воде, земле и другим природным стихиям, они в течение многих веков приобщали ребенка к закономерностям земледельческого быта, к последовательной смене видов труда в соответствии с годовым круговоротом солнца. И каждая из природных стихий запечатлелась в закличках как чудесная сила. С их помощью обращались с просьбами об урожае, благополучии. Отсюда и название — закличка, от слова «закликать — звать, приглашать, обращаться.

Заклички — это небольшие песенки, предназначенные дпя распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Эмоция радости, доверия, убежденность в хорошем заложены в самом строе стиха — в волнообразных поворотах, в смене картинок — просьб, в бойком, задорном ритме звучания каждой строчки, каждого слова. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.

ПРИМЕТЫ

Приметы — прекрасный образец земледельческой мысли народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. В коррекционной работе приметы :

• помогают расширить словарный запас детей;

• способствуют развитию слуховой памяти;

• дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;

• развивают фонематический слух;

• оказывают помощь в автоматизации звуков речи;

• знакомят с ритмичностью народного календаря.

СКОРОГОВОРКИ И ЧИСТОГОВОРКИ

Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

Скороговорка — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество.

Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий повседневной жизни.

Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика,

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.

Методика разучивания скороговорки

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

• Прохлопать ритм скороговорки.

• Произнести скороговорку хором, индивидуально.

• Послушать, какие звуки выделил голосом логопед.

• Повторить эти звуки, четко артикулируя.

• Произнести звуки [п], [б] хором и по одному

• В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]?

• Произнести скороговорку тихо, громко.

• Произнести скороговорку грустно, весело.

• Выделить голосом слова «пылинка и былинка в следующей последовательности:

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

• Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.

Сняли с Надежды цветные одежды, Без одежд Надежда не манит как прежде.

Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!

ЗАГАДКИ

Метко определил загадку сам народ : «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под личиной — иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего — это своеобразное испытание на сообразительность. Если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы.

Народные загадки — важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

Загадка — игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. доля гаданий, т е. сверхусилия, озарения, в этой игре значительна. Неожиданности сопоставления, нестандартности мышления, образности учат ребенка загадки. Они сближают далекое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство подготавливает ребенка к восприятию классической литературы

Русские народные подвижные и хороводные игры

Они способствуют развитию связной, диалогической речи, учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.

Устное народное творчество представляет собой ценнейший литературный материал, повышающий речевую активность детей, способствующий коррекции нарушений коммуникативной сферы. Это тот материал, который воспитывают художественный вкус, развивает связную речь, учит детей лучше понимать окружающий его мир.

В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Речь детей-дошкольников уже «засорена» словами-паразитами, дети не умеют общаться при помощи речи (правильно выстроенных предложений). Хороводные игры почти забыты, однако они актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Хороводные игры – часть национальной культуры, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка, и является действенным фактором социализации (куда входят и коммуникативные умения) и развития личности.

В теории и практике дошкольного воспитания утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, её культуре, даёт верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей, развитию речи. Но одним из малоизученных направлений можно считать использование устного народного творчества в формировании коммуникативных умений у детей.

Перспективное планирование на год

месяц заклички приметы скороговорки

чистоговорки загадки Декоративная роспись в рамках проекта по ИЗО «Волшебные ладошки» каждый четверг народные хороводные и подвижные игры в физкультурном зале по вторникам в рамках проекта «В стране волшебных звуков и движений» русские народные сказки и пальчиковые игры

октябрь Солнышко, покажись,

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка!

Координация речи и движения Плачет октябрь холодными слезами. Автоматизация «Л»

Октябрьский гром — зима снежная.

Автоматизация «Р» Прыгают в поле сорок сорок,

десять взлетели, сели на ели.

Сколько осталось в поле сорок? Автоматизация «Р»

Загадки про овощи с мнемотаблицами

Кругла, да не луна,

Зелена, да не дубрава,

С хвостиком, да не мышь.

(Репа)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец) «Воевода»-хороводная

Катилось яблоко

В круг хоровода.

Кто его поднял

Тот воевода.

-Воевода, воевода

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь

Беги, как огонь!

(Слова народные)

«Колобок»

С массажным мячиком

«Тень – тень- потетень

В огороде - то плетень»- пальчиковая игра

ноябрь Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай!

Речь с движением В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются- автоматизация «Р»

Изобрази

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы :

Кучевые облака - к вечеру дождь будет.

Низкие облака - к дождю. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Произнести скороговорку грустно, весело

Кукушка кукушонку купила капюшон

Произнести на одном выдохе В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет

(Подсолнух)

Стоит копна: Впереди вилы,

Сзади метла.

(Корова) «Хохломская роспись»

Знакомство с элементами узора

Рисование «Хохломская веточка»

(гуашь; с использованием ватных палочек). Народная игра «Репка»

Дети сидят па полу, держа друг друга за талию. Это – «репка».

(Садимся на пол, держась за пояс впереди сидящего, раскачиваясь, поем. «Дедка» стоит перед «репкой».)

Водящий ходит вокруг с песней:

Ох, репка моя!

Репка саженая, огороженная!

Да и кто тебя сажал,

Да и кто поливал?

Огораживал?

Все дети («репка») :

А сажал меня Иван,

Поливал Селиван,

Селиванова жена огораживала!

Ведущий берет за руки первого ребенка, вытягивает со словами:

Тянем, потянем,

Вытянули репку.

Тот, кого вытянули, становится за ведущим, помогает тянуть следующего «Репка»- пальчиковый театр

«Банька»

«Над землею дым поднимается,и по небу дым расстилается.

Не блины пекут- банька топиться,

А народ спешит к ней-

Торопится.

Прибежала Манька

_ Ой! Впустите в баньку

-Не стопилась банька,

Подожди ка, Манька!

Су Джок массажеры

декабрь Если зимою тепло - летом холодно- автоматизация «Л»

Зима морозная - лето жаркое- автоматизация «Р» Ты, молодец, скажи молодцу,

Пуст молодец молодцу скажет,

Пусть молодец теленка привяжет автоматизация «Л»

Прохлопать ритм скороговорки.

Купила бабуся бусы Марусе

Произнести, стоя на одной ноге Хоть сама и снег, и лед,

А уходит – слезы льет.

(Зима) «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Закрепляем последовательность и названия месяцев

Золотые ворота, проходите, господа»!

Первый май пройдет, всех детей проведет,

Первый раз прощается, второй запрещается!

А на третий раз не пропустим Вас! Пальчиковая игра

«Пальчик- мальчик, где ты был?»

январь Январь — году начало, зиме середка.

Коли в январе март - бойся в марте января- автоматизация «Р» Волки pыщут - пищу ищут. Автоматизация «Щ»

Произнести скороговорку тихо, громко.

Мы топали, мы топали

До тополя дотопали

До тополя дотопали

Аж ножки все оттопали

+ пальчиковая игра Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет.

(Месяц и звезды) «Сине-голубое чудо «Гжель»

Рисование «Укрась тарелочки для медведей. Гжель» (гуашь). «ВОРБЕЙКА»

Слова: вкруг (вокруг)

Закрепляем дикий животных, птиц, способы их передвижения

Скачет, скачет воробейка

Скаче, скачет молодейка

Вкруг за сине море (2раза)

Видит, видит воробейка

Видит видит молодейка

КАК? (медведи бродят, как волки рыщут, как лиса крадется, как заяц скачет) «Три медведя» с артикуляционной гимнастикой

февраль Февраль силен метелью, а март капелью- автоматизация «Л» и «Р» Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

• Послушать, какие звуки выделил голосом логопед.

• Повторить эти звуки, четко артикулируя. Всегда во рту,

Да не проглотишь.

(Язык)

Деревяшка везет,

Костяшка сечет,

Мокрый Мартын заворачивает.

(Ложка, зубы, язык) «ХОДИТ БАРИН ПО ХОРОВОДИКУ»

Ходит барин по хороводику,

Ищет барин себе девицу

(встают в круг спиной друг к другу)

123 (поворачивают головы)

В одну сторону- АХ!

В разные- НУ (барин догоняет девицу) «Сорока- ворона» с массажным мячиком

март Приди, весна, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

На Сороки (Сороки, сорок мучеников - 22 марта) день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Автоматизация «Ч» Идет козел с косой козой,

Идет козел с босой козой.

Идет коза с косым козлом,

Идет коза с босым козлом +кинезиологическое упражнение «Кулак- ребро- ладонь- хлопок» Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая.

Словно пава летела,

На ниву присела,

Распустила перья

Да всякого зелья.

(Весна) «Дымковские игрушки» (Конь, Индюк). «ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ»

Колокольцы, бубенцы

Раззвонились удальцы

Диги диги диги дон!

Отгадай откуда звон!

Развитие фонематического звука Пальчиковая игра «Лежебоки»

Солнце красное взошло-

Лежебок будить пришло.

Первым брат большой проснулся.

Приподнялся, потянулся.

Только встать с кроватки лень.

Впереди ведь целый день

апрель Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Дай нам солнышка

Колоколнышка Апрель с водою - май с травою

Изобрази

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы :

Кучевые облака - к вечеру дождь будет.

Низкие облака - к дождю. Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком

Бык тупогуп

Тупогубенький бычок

У быка бела губа была тупа

Проговоить, стоя на сенсорном ежике для удержания равновесия

Летит – воет,

Сядет – землю роет.

(Жук)

Кто может выйти в открытое поле,

Не покидая своего дома?

(Улитка) Рисование «Знакомьтесь-

Русская матрешка» «У МАЛАНЬИ У СТАРУШКИ»

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

7 сыновей все без бровей

С такими глазами, с такими носами

С такими усами, с так головой

С такой бородой!

Ничего не ели, на нее глядели

Делали вот так! «Сорока- ворона» с массажным мячиком

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусочек пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобные лепешки - высунь рожки!

Пальчиковая игра

май Приди, лето рясно*,

В рубахе красной,

В соломенной шапке,

В ржаной опояске,

В зеленых сапожках,

В золотых сережках. (Русская)

*Рясно – солнечно, ясно Май леса наряжает, лето в гости ожидает

Коли в мае дождь, будет и рожь. Прохлопать ритм скороговорки.

У ужа ужата, у ежа – ежата

атоматизация «Ж»

Проговорить, стоя на балансировочной доске/опоре

Кричат грачата на галчат

Галдят галчата на грачат Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая.

(Озеро)

Спереди шильце,

Сзади вильце,

Снизу полотенце.

(Ласточка) Арина

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза.

Все поют: Дорогая Арина, встань выше овина, Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль караваю, Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной. «Теремок» пальчиковый театр

Публикации по теме:

План самообразования «Устное народное творчество в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста» Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Развитие инновационной.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Устное народное творчество: сказки». .

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество». Колунтаева Ольга Михайловна воспитатель.

Консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи» План консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи» 1. Родной язык, богатство русского языка, его влияние.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Темой для своего лэпбука я выбрала устное народное творчество. Песенки, потешки, прибаутки - маленькие шедевры народного творчества, накопленные.

НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество» МОУ- Лицей структурное подразделение МДОУ детский сад №9 г. Маркс Саратовской области Конспект НОД по социально- коммуникативному.

Презентация «Устное народное творчество в воспитании духовно-нравственных качеств у детей младшего возраста» 3 слайд Цель моей работы – духовно-нравственное развитие личности ребенка средствами его приобщения к ценностям русской народной культуры.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество» Конспект открытого занятия по развитию речи старшей группы :» Устное народное творчество». Составила и провела воспитатель ДБС №23 Купцова. С. А.

Устное народное творчество в работе с детьми дошкольного возраста Из опыта работы Халамеевой И. В. Величайшее богатство народа — это язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища.

Устное народное творчество в речевом развитии детей дошкольного возраста Актуальность темы. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего возраста -помочь им в освоении разговорной речи, овладеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 2 ноября 2017 в 20:51
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Васильева (УИ 388044) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД