Сератирова Клавдия
Использование ИКТ в мнемотехнике для развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в мнемотехнике совершенствует образовательную деятельность в ДОУ.
Образовательный процесс должен быть для детей интересным, занимательным, развивающим, а правильно подобранные технологии, должны способствовать совершенствованию речи, эффективно влиять на процесс ее развития.
Публикация «Использование ИКТ в мнемотехнике для развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основные образные средства, которыми овладевает ребенок в этом возрасте – это сенсорные эталоны, различные символы и знаки. Применение приемов и методов мнемотехники способствуют их эффективному усвоению.
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих развитие речи, успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы и окружающем мире. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов и символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») получила свое название от богини памяти Мнемозины.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Создание плана высказывания - последовательное размещение в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Наглядность - рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Мнемотехника помогает развивать :
• зрительную и слуховую память;
• ассоциативное мышление;
• зрительное и слуховое внимание;
• воображение;
• связную речь;
• словарный запас.
Главная цель мнемотехники : совершенствовать процесс становления связной речи дошкольников, используя в совместной и самостоятельной деятельности приемы мнемотехники.
Эти приемы призваны решить следующие задачи:
• обогатить словарь детей;
• учить строить высказывания разных типов;
• учить пересказывать художественные произведения;
• развивать образную память детей, ее различные виды;
• развивать у детей психические процессы, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Создавать мнемотаблицы можно и с применением компьютерных технологий. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Детей просто «завораживают» упражнения на компьютере. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше.
В мнемотаблице можно изобразить практически все – графическое или частично графическое изображение картин отображающих явления природы.
Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у ребенка быстрее остаются цветные образы. А детям старшего дошкольного возраста – таблицы черно-белые, чтобы они не отвлекались на цветные изображения. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.
Недопустимо использовать нечеткие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для детского восприятия и утомляют зрение ребенка. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание ребенка на экране компьютера, повышает интерес и создает положительный эмоциональный настрой.
В процессе использования приемов мнемотехники, я составила свою модель таблицы, для составления описательных рассказов о временах года и о погоде.
Схемы помогают детям выстраивать:
- структуру рассказа,
- его последовательность,
- лексико-грамматическую наполняемость.
Мнемотаблицы, которые я использую в своей работе по развитию связной речи детей :
- для обогащения словарного запаса времена года «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» и погода.
Каждый мнемоквадрат соответствует определенному предложению, а в целом получается рассказ о времени года.
Осень 1-й слайд
1. Пришла дождливая осень.
2. Дует прохладный ветер.
3. Дни становятся пасмурными.
4. Осенью идут дожди
5. День становится короче, а ночь длиннее.
6. Листья желтеют, краснеют, падают на землю.
7. Птицы улетают в теплые края.
8. Дети одевают теплую одежду.
9. Осенью собирают урожай.
Зима 2-й слайд.
1. Наступила холодная зима.
2. Солнце светит, но не греет.
3. Дует холодный ветер.
4. Идет снег. Все кругом бело.
5. Зимой катаются на санках.
6. Лепят снеговика.
7. Зимой очень скользко-гололед.
8. Ночь становится длиннее,а день короче.
9. Приходит праздник-Новый год.
Весна 3-й слайд
1. Пришла весна-красна.
2. Дует теплый ветер.
3. Солнце греет.
4. Тает снег.
5. Журчат веселые ручьи.
6. На деревьях распускаются почки.
7. Расцветают разноцветные тюльпаны.
8. Птицы прилетают из теплых краев.
9. День становится длиннее,а ночь короче.
Лето 4-й слайд
1. Пришло жаркое лето.
2. Солнце летом припекает.
3. Дует горячий ветер.
4. Идут проливные дожди.
5. Летом день длиннее ночи.
6. Цветут цветы,порхают бабочки.
7. Созревают фрукты-ягоды, овощи.
8. Летом подрастают птенцы.
9. Дети любят купаться в воде.
Погода 5-й слайд.
Погода бывает какая?
1. Солнечная
2. Дождливая
3. Ветреная
4. Снежная,вьюжная
5. Пасмурная
6. Ясная
7. Теплая, жаркая
8. Холодная
9. Прохладная