Надежда Пантелеева
Игры экологической и социальной направленности
«Наряды нашей матушки-Земли»
Педагог делит детей на четыре команды и сообщает, для какого времени года они должны подобрать «наряд». Каждая команда должна выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют «их» времени года. Представитель команды рассказывает о причинах выбора того или иного «наряда». Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием. В конце игры воспитатель отмечает лучшие рассказы.
«Радости и огорчения»
Проводится после экскурсии в лес, парк, на берег реки и т. п.
Публикация «Игры экологической и социальной направленности» размещена в разделах
Игра проходит по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию его заканчивают. Например :
Самое красивое место в лесу…
Мне было радостно, когда…
Я очень огорчился (ась…
Мне стало грустно, когда…
За каждый ответ дошкольники получают фишки: яркую – за продолжение первых двух предложений и темную – за продолжение двух последних. После игры подводится итог – каких фишек оказалось больше: если темных (например, в лесу много мусора, сломаны ветки деревьев и т. п., обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию.
«Разведка полезных дел»
Отправляясь с детьми на прогулку, воспитатель предлагает обратить внимание на состояние территории детского сада, парка, леса, природных объектов и т. п., а вернувшись в группу, рассказать о своих замеченных недостатках. После того, как дети сообщат о своих наблюдениях, педагог побуждает их подумать, что они могли бы сделать для устранения обнаруженных недостатков, как они будут выполнять предстоящую работу.
«Необычное путешествие»
Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки с изображением бережного отношения к природе (люди сажают деревья, подкармливают животных и т. п.) и жестокого (сломанные ветки деревьев, разоренные гнезда и т. п.). Дети переходят от одной картинке к другой (очередность определяется с помощью жребия, рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей. Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли бы поучаствовать.
«Природа благодарит и сердится»
Игра проводится во время прогулки в лес, парк. Старичок-лесовичок (кукла) просит детей ответить на два вопроса:
За что природа могла бы сказать вам «спасибо»?
За что природа могла бы рассердиться на вас?
Дошкольники получают фишки: за ответы на первый вопрос – яркие и темные – за ответы на второй вопрос.
В конце игры можно предложить темные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно.
«Ромашка»
Воспитатель сообщает дошкольникам, что им необходимо навести порядок на участке детского сада. Задания написаны на лепестках ромашки: собрать мусор, подмести дорожки, вскопать землю возле деревьев и кустов, прополоть клумбу, посадить цветы. Дети делятся на группы по 2-3 человека. Представитель каждой группы выбирает лепесток, воспитатель читает, что на нем написано. Дети объясняют, как они будут выполнять задание, какие предметы необходимы им для работы (лопаты, метла, лейка и т. п.).