Ольга Мищенко
Педагогический проект «Физкультурно — оздоровительная работа экологической направленности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Физкультурно – оздоровительная работа экологической направленности в ДОУ»
Основная идея проекта заключается в воспитании в каждом ребенке посредством экологического и физического образования важных качеств личности, необходимые ему в дальнейшей жизни и правильное отношение к экологии и физической культуре. Немаловажным является организация физкультурно-оздоровительной работы так, чтобы в ее процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к здоровому образу жизни, здоровью (экологии человека).
Публикация «Педагогический проект „Физкультурно — оздоровительная работа экологической направленности в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Исходя из вышесказанного, вытекает
Цель – создание условий для укрепления здоровья дошкольников, формирования основ ЗОЖ и экологической культуры на основе физкультурно – экологического интегрированного подхода.
Задачи проекта:
1. Разработка и апробирование системы (модели) физкультурно–оздоровительной работы экологической направленности, на основе внедрения в физическое воспитание дошкольников знаний экологического содержания, интеграцию видов деятельности, с использованием современных форм работы;
2. Создание условий для внедрения и апробации системы физкультурно – оздоровительной работы экологической направленности.
3. Создание развивающей среды для физкультурно–экологического развития дошкольников;
4. Внедрение и апробация авторской методической разработки на первоначальном этапе.
5. Отработка механизмов мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта.
6. Изучение целесообразности и возможности формирования у дошкольников основ экологической культуры в процессе физкультурно – оздоровительной работы.
7. Оценить эффективность проекта на первоначальном этапе.
Гипотеза. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.
Объект исследования: физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс физкультурно-оздоровительной работы экологической направленности в дошкольных учреждениях.
Субъекты проекта: Педагоги, дошкольники, родители, эколог, инструктор по физической культуре.
Сроки проведения: май 2013 г - май 2014 г.
Этапы проекта:
Первый этап - подготовительный (май - сентябрь 2013 года).
Подготовка предметно-развивающей среды, создание условий для продуктивной учебно-познавательной деятельности, оздоровления детей.
- подбор методической литературы, иллюстративного материала по данной теме;
- разработка серии конспектов, комплекса мероприятий по оздоровлению детей,
методических рекомендаций для родителей по формированию здорового образа жизни
детей;
- привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми.
Второй этап – основной (сентябрь 2013- апрель 2014).
1. Апробирование системы (модели) физкультурно–оздоровительной работы экологической направленности, на основе внедрения в физическое воспитание дошкольников знаний экологического содержания, интеграцию видов деятельности, с использованием современных форм работы;
2. Реализация плановых мероприятий в образовательный процесс, через проведение мероприятий с детьми; организацию работы с родителями и педагогами.
3. Проведение первичного мониторинга результативности проекта.
4. Диссеминация педагогического опыта, через публикацию материалов в СМИ, Сайте ДОУ,
5. Разработка методического пособия, практических и методических рекомендаций.
Третий этап – заключительный (май 2014 г).
Включает в себя проведение диагностики детей, повторное анкетирование детей, педагогов, родителей по итогам проделанной работы.
Обработка данных, подведение итогов.
Научная новизна:
- определена целесообразность интеграции двигательной и познавательной деятельности детей для формирования у них физкультурно-экологических знаний на основе общей задачи сохранения и укрепления здоровья;
- разработана система физкультурно-экологической работы в дошкольном учреждении, позволяющая объединить усилия сотрудников дошкольного учреждения и родителей с целью сохранения и укрепления здоровья детей в условиях современной экологической ситуации;
- определен оздоровительный эффект применения методики физкультурно-экологической работы с дошкольниками в современных экологических условиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- результаты работы расширяют представления о возможности формирования экологических знаний у дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями, что является вкладом в разработку проблемы интеграции различных видов детской деятельности, позволяющей оптимизировать процесс образования в дошкольном учреждении;
- в работе конкретизируются положения интеграции физкультурного и экологического образования (познание) на основе решения задачи сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- результаты работы уточняют положения о деятельности специалиста по физической культуре в организации физкультурно-экологической работы в дошкольном учреждении.
Практическая значимость заключается в том, что в результате исследования:
- разработаны рекомендации к физкультурным занятиям (играм) экологической направленности;
- определены особенности планирования, организации, содержания занятий (НОД) с целью комплексного решения задач физкультурного и экологического образования.
Успех реализации физкультурно-экологической работы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
-Постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями;
-Созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;
-Накапливанием и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;
-Повышение уровня экологического образования и культуры работников ДОУ;
-Пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей и педагогов ДОУ
-Разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями.
Принципы реализации проекта:
принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
принцип комплексности и интегративности– решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности;
принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей;
Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепления здоровья совершенствования физиологических и психических функций организма;
Принцип природосообразности отбор форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей;
Принцип системности Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе (физкультурно-экологической) деятельности.
Основные направления проекта
Физкультурно-экологическая работа в дошкольном учреждении организуется по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами.
Перспективное планирование по проекту
«Физкультурно – оздоровительная работа экологической направленности в ДОУ»
Сентябрь
Познавательные беседы: Человек-живое существо.
Что такое здоровье?
НОД: Здоровье – бесценный дар.
Природа в опасности.
Подвижные игры: Прыг-скок.
Огородники.
Лягушки и цапля.
Досуги, праздники: С детства береги природу
Октябрь
Познавательные беседы: Значение природы для людей.
Ешь правильно и лекарств не надобно.
НОД: Лес полон сказок и чудес.
Делу время, потехе час.
Подвижные игры: Грибы-шалуны.
Шишки, желуди, орехи.
Ноги от земли.
Досуги, праздники: На лесной полянке.
Походы: Поход по экологической тропе
Ноябрь
Познавательные беседы:
Вот труба – над нею дым.
Чистый воздух-залог здоровья
НОД: Воздух вокруг нас.
Спорт.
Подвижные игры: Игровой массаж «Поиграем с носиком».
Чтобы сильным, ловким быть.
Полоса препятствий.
Мы весёлые ребята.
Досуги, праздники: Спорт – это здоровье, сила, красота и смех.
Декабрь
Познавательные беседы: Что будет если погаснет солнце?
Здоровье – всему голова.
НОД: На солнечной поляночке.
Идем за ёлочкой лесной.
Подвижные игры: Мороз. Вокруг снежной бабы.
Здравствуй, Зимушка-зима.
Волшебная снежинка.
Досуги, праздники: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Походы: Поход по экологической тропе
Январь
Познавательные беседы:
Вода – природный источник.
Уроки доктора Айболита.
НОД: Сказка о Солнечном мальчике.
Мир аквариума.
Подвижные игры: Пятнашки.
Зимний хоровод.
Мороз Красный нос.
Невод.
Досуги, праздники: В гостях у доктора Айболита
Февраль
Познавательные беседы: Растения – наши помощники.
Учись правильно вести себя в природе
НОД: Волшебный цветок.
Путешествие в утренний лес.
Подвижные игры: Цветочки – в горшочках.
Елка, береза, дуб.
Ловишки-ёлочки.
Досуги, праздники: В лес ходить – лес любить.
Март
Познавательные беседы: Чтобы нам не болеть. Здоровому все здорово.
НОД: Поход в зоопарк.
Насекомые.
Подвижные игры: Зоопарк. Птички и ласточка. Стрекоза. Бабочки, лягушки и цапли.
Досуги, праздники: Весёлые туристы.
Апрель
Познавательные беседы: Природа в опасности.
Учись правильно вести себя в природе.
НОД: По дороге с облаками.
Путешествие на сказочную планету.
Подвижные игры: Кто быстрее соберется у своего дерева.
Мы весною в лес пришли.
Медведь и пчёлы.
Волк во рву.
Досуги, праздники: КВН «Берегите землю»
Походы: Поход по экологической тропе.