МААМ-картинки

Игры в адаптационный период для детей 2–3 лет

Коршунова Юлия
Игры в адаптационный период для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет

Родители в первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуются. Пере-живают. Как справится ребенок с новой ситуацией?

Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, что-бы она прошла наиболее безболезненно для малыша?

Публикация «Игры в адаптационный период для детей 2–3 лет» размещена в разделах

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в дет-ском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведе-ние ребенка.

Малыш находится в особом "третьем состоянии" между здоровьем и бо-лезнью. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок или просто заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором време-ни забудутся негативные сдвиги адаптационного процесса. Это будет го-ворить о легкой или же благоприятной адаптации.

Чтобы более детально и как можно объективнее судить о процессе адапта-ции, существуют специально разработанные показатели, которые доста-точно информативно характеризуют особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллек-тиву.

I. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречаю-щийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к ново-му коллективу.

II. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам.

III. Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который про-рывается наружу, написанный буквально на лице.

IV. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно впервые дни адаптации они не прояв-ляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на новизну. Чем легче адап-тируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции.

V. Социальные контакты. Уже в три года малыш обычно любит контакти-ровать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса.

VI. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положи-тельных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.

VII. Социальные навыки. Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, вплоть до ее потери, но в процессе привыкания речь восстанавлива-ется.

IX. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или не-управляемо гиперактивен.

X. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

XI. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем.

Итак, адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу.

Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоцио-нальное взаимодействие ребенка со взрослым.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, со-провождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить дове-рительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости ма-лышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный пе-риод нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ре-бенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное об-щение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период

1. они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чув-ствовал себя обделенным вниманием;

2. не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

3. должны использоваться копии реальных предметов, а не их замени-тели;

4. всем детям предлагаются одинаковые предметы;

5. инициатором игры выступает взрослый.

Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента

Как показали научные исследования, одним из важных факторов, об-легчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замече-но, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холе-рики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медли-тельны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто под-гоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже, не да-вая возможности побыть самим собой.

Тип темперамента Название игр

1 2

холерик Подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч,

ритмичные танцы

сангвиник Веселые подвижные игры, танцы под музыку,

хороводы, игры с водой и песком

флегматик Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика,

рассматривание иллюстраций и раскрашивание карти-нок

меланхолик Конструкторы, настольные игры, игры с водой,

экспериментирование с красками, игры-потешки

(«Сорока-ворона», «ладушки»)

При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх те-лесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»).

Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:

-знакомство;

-игры с использованием игрушек и предметов;

-контакт руками;

-телесный контакт.

Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют

соблюдения нескольких условий:

Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, ак-тивно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментария-ми, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки.

В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфорт-ную, теплую атмосферу.

В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.

В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуаль-но (один взрослый — один ребенок).

Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повто-рять их многократно.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Дай ручку!

Ход игры : Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

—Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напори-стость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произ-носите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Привет! Пока!

Ход игры : Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

—Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

—Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

—Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятель-но. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Хлопаем в ладоши!

Ход игры : Педагог хлопает в ладоши со словами:

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хо-рошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно по-пробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребе-нок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Ку-ку!

Оборудование: кукла Петрушка.

Ход игры:

Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

— Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка

показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова

прячется. Игру можно повторить несколько раз.

Лови мячик!

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры : Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

__Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его ка-тить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комменти-рует ход игры.

—Кати мячик! On! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

Петрушка

Оборудование: кукла Петрушка.

Ход игры : Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, за-тем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

— Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет!

Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.

—Давай здороваться! Дай ручку!

После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.

-Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

Котёнок

Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры : Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлага-ет погладить его.

— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кису ля! —

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой! —

И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котё нком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

Шарик

Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поме-ститься в зажатой ладони).

Ход игры : Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду пря-тать, а ты угадывай, в какой он руке.

После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку уга-дать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачива-ет руку и раскрывает ладонь.

— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!

Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

Солнечный зайчик

Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).

Ход игры : Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д.

—Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает— прыг-скок!

Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем мед-ленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.

—Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убега-ет — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А те-перь он на потолке— не достать!

ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ро-лями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика».

Во время игры не забывайте комментировать все действия.

Платочек

Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы пла-ток не электризовался).

Ход игры : Перед началом игры приготовьте платок : желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо

сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугает-ся внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно исполь-зовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре.

Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:

— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!

Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого пред-ложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.

—Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау!

После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, пора-дуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно

Прятки

Оборудование: большое одеяло или плед.

Ход игры : Аналогично игре с платком можно организовать игру в прят-ки, используя одеяло или плед. При этом ребенок или взрослый, прячась, может свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное место.

В отличие от игры с платком, это более продолжительная игра. Водящий: взрослый может намеренно не спеша ходить по комнате, заглядывая в са-мые неожиданные места — под стол, в шкафы и т. д. — со словами:

—Где же наш мальчик спрятался? Миша, ау! Иду искать!

Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает сильные эмо-ции — напряжение и, возможно, страх. В конце игры такое напряжение обязательно разрешается — ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.

Хлопушки

Ход игры : Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похло-пать по ним.

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так-так,

Своих ручек не жалеет!

Коготки-царапки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налажива-ние контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с рече-вой инструкцией.

Ход игры : Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.

У белого котенка

Мягкие лапки.

На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — ко-тенок «выпускает» коготки-царапки.

Но на каждой лапке

Коготки-царапки!

Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями:

ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пыта-ется легонько царапнуть.

Киса, Киса! Брысь!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налажива-ние контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое.

Ход игры : Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!».При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а за-тем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.

—Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят— «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так.

Киса, киса! Брысь!

Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями.

Тритатушки — три-та-та!

Ход игры : Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (вле-во-вправо, вверх-вниз, сопровождая движения многократным проговари-ванием слов:

— Тритатушки— три-та-та! Тритатушки—три-та-та!

По ровненькой дорожке!

Ход игры : Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам,

Прямо в яму— Бух!

Тушки-тутушки!

Ход игры : Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

Тушки-тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки—

Бух!

Качели

Ход игры : Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.

- Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели! Педагог са-дится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в сторо-ны, после чего имитирует ритмичные движения качелей — покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка.

Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!

Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга, широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируются движения качелей — вме-сте взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги

от пола.

Публикации по теме:

«Адаптация», план работы на адаптационный период в летнее время в стихах.«Адаптация», план работы на адаптационный период в летнее время в стихах. Уважаемы коллеги и дорогие друзья! Представляю Вашему вниманию стихотворный вариант выступления на итоговом педсовете. Каждый раз заканчивая.

Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период Закадровая речь к презентации «Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период» Подготовила.

Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психологаИспользование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога «Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога» «Воде была.

«Краски осени». Изодеятельность детей в адаптационный период (фотоотчёт)«Краски осени». Изодеятельность детей в адаптационный период (фотоотчёт) В этом году,после выпуска,мы набрали новых детей. Адаптация,адаптация,сложный период для всех. Для детей в первую очередь - новое место,большой.

Картотека игр для детей в адаптационный период «Иди ко мне» Воспитатель отходит от ребенка на несколько шагов и рукой зовет ребенка к себе и ласково говорит: «Иди ко мне, иди Коля ко.

Конспект НОД для детей первой младшей группы в адаптационный период «Мыльные пузыри»Конспект НОД для детей первой младшей группы в адаптационный период «Мыльные пузыри» Цель: помощь детям в адаптации к условиям ДОУ. Задачи педагога: - снятие эмоционального напряжения и агрессии; - снижение излишней двигательной.

НОД в адаптационный период в первой младшей группе «Осеннее дерево»НОД в адаптационный период в первой младшей группе «Осеннее дерево» Добрый вечер, дорогие коллеги. Предлагаю вашему внимаю занятие в первой младшей группе. Для занятия я приготовила птичек и заготовку.

Создание положительного настроя в группе в адаптационный периодСоздание положительного настроя в группе в адаптационный период Адаптация к условиям дошкольного учреждения без преувеличения можно назвать очень трудным и ответственным периодом для детей, их мам и пап,.

Проект в первой младшей группе в адаптационный период «Здравствуй, детский сад!»Проект в первой младшей группе в адаптационный период «Здравствуй, детский сад!» При работе с детьми раннего возраста первая задача педагога заключается в том, чтобы ребёнок максимально комфортно вошёл в новые для себя.

Выступление на родительском собрании «Физкультурно-оздоровительная работа в адаптационный период»Выступление на родительском собрании «Физкультурно-оздоровительная работа в адаптационный период» Выступление на родительском собрании. "Физкультурно- оздоровительная работа в адаптационный период" Всем Физкульт- привет! Вот и начался.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры в адаптационный период для детей 2–3 лет
Опубликовано: 10 августа 2023 в 09:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры в адаптационный период для детей 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Коршунова Юлия (УИ 1269723) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД