Татьяна Плюхина
Создание положительного настроя в группе в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация к условиям дошкольного учреждения без преувеличения можно назвать очень трудным и ответственным периодом для детей, их мам и пап, а также педагогов. В первое время у малышей наблюдается эмоциональное напряжение из-за разлуки с близкими, смены привычной предметной среды, изменением распорядка дня и по многим другим причинам. У большинства малышей появляются трудности в общении, как с незнакомыми взрослыми, так и со сверстниками. Именно поэтому главными задачами воспитателей и их помощников в период адаптации являются :
Публикация «Создание положительного настроя в группе в адаптационный период» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» ноябрь 2018
1. Снятие эмоционального напряжения;
2. Установление положительных эмоционально близких отношений с каждым ребенком.
Для того, чтобы наиболее грамотно решить данные задачи, есть игры и игровые методы взаимодействия с детьми. Правильная организация игровой деятельности в период адаптации должна быть ориентирована на формирование эмоциональных контактов "ребенок – взрослый" и "ребенок – ребенок". Самая важная задача игр в данный период – формирование эмоционального контакта, появления доверия у ребёнка к воспитателю. Воспитатель должен сформировать в детском сознании, что он всегда готового прийти на помощь, что даже при возрастном различии взрослый может быть интересен как партнёр в игре.
В период адаптации важны как индивидуальные игры, так и фронтальные, чтобы каждый ребёнок не чувствовал, что кому-то уделяется внимания больше, чем ему.
Всем известно, что один из самых лучших приёмов в решении проблемы стресса это смех. Именно поэтому в своей работе мы старались создавать такие ситуации, чтобы в адаптационном процессе ребенок был в эмоционально повышенном и, что важно, положительном состоянии, чаще смеялся. Для достижения этого мы применяли игры-забавы: мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, дергунчики, музыкальные игрушки (колокольчики, барабаны, свистульки, трещетки).
Предлагаю вашему вниманию подборку игр, которые обязательно порадуют малышей:
«Солнечные зайчики»
Солнечные зайчики
Скачут по стене
Помани их пальчиком
Они спешат к тебе
«Курочка моя, умница моя
Вот тебе пшено, водичка»
Завораживает катание шариков по горке-лабиринту
Ну, а юлу крутить любят все дети!
«Пускание мыльных пузырей»
— Осторожно, пузыри!
— Ой, какие!
— Посмотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Вот — со сливу!
— Вот — с орех!
— Вот не лопнул дольше всех!
Игра «Нежно гладим мы зверят»
- Нежно гладим мы зверят (ладошкой гладят игрушку)
И зверята не пищат.
Попищим поскорей, (сжимают игрушку)
Чтобы было веселей.
Положительный эффект дают игры с водой. В нашей группе есть тазики для воды. Можно пускать кораблики, ловить резиновых или пластмассовых рыбок. Это занятие быстро отвлечет от горечи расставания с мамой. Не стоит переживать о том, что ребенок намочит одежду, ведь это можно предусмотреть заранее или просто переодеть его после игры. Ведь куда важнее – эффект, полученный от игры и смех вашего маленького подопечного.
Эффект релаксации и отвлечения от расставания малыша с мамой дают игры с песком. В теплую погоду мы устраивали их на участке в песочнице. Хорошо играть как с сухим, так и с влажным песком. Сухой песок теплый, ласкает руки, снимая напряжение. Можно предложить ребенку отыскивать, спрятанные предметы и игрушки.
Из влажного песка лепили куличики, домики для зверушек, рисовали палочками.
Успокоить плачущего ребенка, развеселить его и вызвать улыбку, наладить с ним доверительные отношения помогают игры с телесным взаимодействием.
1. Ехал всадник на коне по ровненькой дорожке.
По кочкам, по кочкам, в ямку – бух!
«Качели»
Ой - да
Ой - да
Ой - да, ух!
Аж захватывает дух!
Вверх, вниз!
Вверх, вниз.
Прямо к облаку несись!
Вот сбежалась детвора
-Ты качался- нам пора
Ой - да! Ой - да!
Ой - да- Ой!
Стой!
Чтобы привлечь к себе внимание ребёнка, найти с ним контакт, вызвать интерес, желание играть вместе, расположить к себе, можно использовать пальчиковые игры. Их лучше применять для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка в парном взаимодействии «педагог - ребенок»
«Сорока-ворона» (народная игра).
Сорока-ворона,
Кашу варила
Кашу варила
Деток кормила.
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому - не дала.
Ты в лес не ходил,
Ты дрова не рубил,
Ты печь не топил,
Ты воду не носил,
Ты тесто не месил.
Ничего тебе не будет.
Также мы создавали условия для самостоятельных упражнений: предлагались малышам каталки, машинки, мячи.
Психологи доказали, что монотонные движения руками или сгибание кистей рук затормаживают отрицательные эмоции. Поэтому мы предлагали детям разбирать и собирать разнообразные пирамидки, вкладыши
Ну, и как можно обойтись без активности. Для этого у нас есть так любимая малышами горка. Уж она-то обязательно заставит забыть все грустные мысли и печали.
Сгладить адаптационный период детям помогали физические упражнения и игры, которые мы проводили по несколько раз в день.
«Прыгаем как зайчики»
Данные вышеуказанные игры и упражнения очень помогали нам в организации режимных моментов, снимали психоэмоциональное напряжение у детей. Во время проведения игр с речевым сопровождением у детей развивались навыки взаимодействия друг с другом, и задавался положительный эмоциональный фон в группе.
И вот моим ребяткам уже хорошо играть вместе, а печали и слезы забыты!