Седова Наталья Владимировна
«Лесное путешествие с Рысиком». Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию «Лесное путешествие с Рысиком» в подготовительной комбинированной группе № 11 «Ромашка».
Цель: формировать осознанно - правильное отношение к природе во всём её многообразие.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать знакомство детей с дикими и исчезающими животными Подмосковья и с мерами, необходимыми для их сохранения;
- продолжать знакомить детей с животными Красной книги Подмосковья и особенностями их жизни и питания;
Развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
- развивать познавательно – речевую активность, связную речь, любознательность;
- формировать навык сравнительного анализа, классификации объектов, рассуждений, высказываний и выводов, логического мышления;
- развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, воображение, фантазию;
- закреплять с детьми правила поведения в природе;
Воспитательные:
- воспитывать доброе, бережное и милосердное отношение к животным и окружающей природе;
- воспитывать эстетический вкус, самостоятельность, аккуратность;
Методы: практический, наглядный, словесный.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, беседа, постановка вопросов, голосовая и эмоциональная модуляция, речевые игры с движением.
Здоровьесберегающие технологии: сопряженная гимнастика «День рождения сурка», пальчиковая гимнастика «Деревья», сказка «Ёжик в осеннем лесу» (с применением элементов Су — Джок терапии и зрительной гимнастики).
Оборудование: Презентация, интерактивная панель, картинки для игры: «Четвёртый лишний» и «Накорми животных», магнитная доска, опорная схема для составления рассказа по теме «Дикие животные», панно, детские работы, игрушка – Рысёнок, клей - карандаш, салфетки.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, животных и птиц Красной книги Подмосковья и Красной книги России;
2. Отгадывание загадок про животных;
3. Беседы с показом презентаций «Заповедники Подмосковья», «Красная Книга Подмосковья»;
4. Рассматривание экологического уголка «Обитатели нашего Подмосковья».
5. Изготовление коллективной работы: «Красная книга»;
6. Чтение стихотворений из цикла «Красная книга» «Природа» Климова Е. В. ;
7. Слушание звуков леса;
8. Чтение книги Т. А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»;
9. Дидактические игры «Парочки. Дикие и домашние животные», МЕМО «Удивительные места России»;
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: - Давайте встанем в круг и повторим наше утреннее приветствие:
Я люблю свой детский сад –
Здесь полным, полно ребят!
Все на месте? Все ли тут?
Повернулись, оглянулись,
И друг другу улыбнулись.
Воспитатель: - К нам снова пришёл наш друг, кто это? (Воспитатель: показывает игрушку – Рысёнка, да это – Рысёнок. Для вас он приготовил интересную загадку, попробуйте её отгадать.
Слайд №1.
Короткий хвост.
Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный …
Воспитатель: - О ком загадка? Правильно, о рыси.
Рысёнок: - Давайте отправимся с вами в лесное путешествие, мне интересно узнать, что вы можете рассказать о представителях моего семейства – рысях.
Слайд №2.
Развитие связной речи
Составление рассказа по описательной схеме «Рысь» в следующей последовательности:
1. Название животного
2. Внешний вид (части тела)
3. Место где живет?
4. Чем питается?
5. Как зовут детёныша?
6. В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное?
Дети составляют описательные рассказы.
Слайд № 3.
Дидактическая игра: «Узнай животное по голосу»
Звучит голос ежа.
Воспитатель: - Как вы думаете, кто может издавать этот звук?
Ход игры:
Дети должны выбрать на интерактивной панели правильную картинку с животным – ёж, если дети выбирают неверный ответ, нажимая на экран, слайд перелистывается на слайд № 4 –Подумай ещё! Если ответ верный, то слайд перелистывается на слайд № 5 – Правильно! С картинкой ежа.
Слайд №5.
Воспитатель: - Да, действительно, правильный ответ - ёж.
- Что вы знаете об этом животном?
Ответы детей.
Сказка «Ёжик в осеннем лесу» (с применением элементов Су — Джок терапии и зрительной гимнастики).
В лесу, в маленьком уютном домике жил – был Ёжик. (Шарик Су – Джок спрятан в ладошках). Однажды, вышел он на улицу и увидел повсюду в лесу красивые осенние листья. (Шарик Су – Джок лежит на левой ладошке). С деревьев падали желтые, оранжевые листочки. Ветер их так весело кружил, что Ёжик захотел поиграть с ними. (Круговые движения шарика Су - Джок по ладошке).
Листики вправо полетели – глазки вправо посмотрели.
Листики влево полетели – глазки влево посмотрели.
Ветер вверх их поднимал и на землю опускал.
Вправо – влево – вверх и вниз и на землю улеглись. (Зрительная гимнастика – движения глазами в соответствии с текстом).
Поиграл Ёжик с листиками и побежал по своим ежиным делам.
Воспитатель: - Действительно, ёж – это животное, которое впадает в спячку.
Слайд №6.
Дидактическая игра: «Кто спит зимой?».
Воспитатель: - А какие ещё животные впадают в спячку?
(Воспитатель предлагает детям на интерактивной панели обвести животное, которое по их мнению, впадает в зимнюю спячку).
Дети обводят и называют животное.
Слайд №7.
Правильные ответы.
Слайд №8.
Сопряжённая гимнастика: «День рождения сурка».
В день рождения сурок Руки направить параллельно столу
Получил большой пирог и соединить в виде кольца (пирог)
Стал он свечки задувать – Локти опираются о стол, ладони
повернуты к себе,
Пальцы направлены вверх и чуть разведены
в стороны (свечи).
Раз, два, три, четыре, пять. На счет «раз, два, три, четыре, пять»
поочередно дуть на каждый палец левой руки.
Дул сурок что было сил Поочередно дуть на каждый палец правой руки.
И все свечи погасил!
Рысёнок: - Ребята, а давайте еще немного поиграем.
Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».
Ход игры: Воспитатель вызывает четырёх детей, которые берут картинки. Рассматривают их и показывают остальным.
Сурок – Волк – Лиса – Белка (Сурок – впадает в спячку)
Медведь – уж – кабан – лиса (Уж – пресмыкающееся)
Летучая мышь – барсук – ёж – белка летяга. (Летучая мышь – умеет летать)
Слайд №9.
Воспитатель: - Посмотрите на этот слайд, Рысик интересуется, что объединяет, этих живых существ и растений?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, это обитатели Красной книги Подмосковья.
- А почему они занесены в Красную книгу?
- А давайте расскажем Рысёнку, почему страницы в Красной книги разного цвета?
(Воспитатель, показывает Красную книгу).
Слайд №10.
Воспитатель: - Что мы с вами можем сделать, чтобы Красная книга не пополнялась?
Ответы детей.
Рысёнок: - Мы с вами продолжаем прогулку по лесу и давайте вспомним основные правила поведения в природе.
Правила поведения в природе
1. Не загрязнять природу, не оставлять мусор, не бить стекло. Забирать мусор с собой.
2. Не ловить лесных обитателей: птиц, животных, насекомых. Тем более не приносить их домой.
3. Не разрушать норы, гнезда, муравейники, ведь это чей-то дом.
4. Не шуметь, не слушать громко музыку, так вы пугаете лесных жителей. Если вести себя тихо, то можно будет их рассмотреть поближе.
5. Не собирай неизвестные грибы и ягоды, есть риск отравиться. Но при этом не топчите ядовитые и неизвестные грибы и ягоды, они являются кормом и лекарством для диких животных.
6. Не вырывайте растения с корнем, они могут исчезнуть. Не ломай ветки, не обдирай кору.
7. Не играй с огнем. Костер можно разводить только в переносном мангале и специально выкопанной яме и в присутствии взрослых. Сухие ветки и листья нужно отодвинуть подальше от костра.
8. Одним нельзя ходить в лес. А если потерялся, выйди на открытое место (тропинка, полянка) и жди помощи. Перед походом в лес одень закрытую яркую одежду, заправь штаны в носки и возьми свисток.
Слайд №11. Футаж – лес.
Подвижная игра: «Накорми животных»
Ход игры: Под музыку дети берут перевёрнутые карточки. На карточках изображена пища разных животных. Картинки с животными расставлены в групповой комнате. Под музыку дети перемещаются по группе, как только музыка смолкнет, они должны положить картинку к животному, которое питается этой пищей.
Воспитатель: - Какое животные изображено на картинке?
- Чем оно питается?
- Почему?. и т. д.
Ответы детей.
Слайд. 12 Футаж – лес.
Воспитатель: - Рысик обратил внимание, какое у нас с вами красивое панно получилось, но глядя на него ему становится немного грустно, как будто, на нём кого-то не хватает. Давайте добавим друзей для Рысика и украсим это панно. А перед тем, как мы приступим к украшению панно, давайте немного отдохнём.
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Ветер дует нам в лицо «машут» кистями рук к себе.
И качает деревцо. Руки подняты, кисти качаются вправо – влево.
Ветерок все тише, тише. Плавные движения кистями вверх-вниз
Деревцо все выше, выше. Руки поднять вверх, потянуться.
Продуктивная деятельность - аппликация: «В осеннем лесу».
Воспитатель предлагает детям доделать панно, которое они вместе делали заранее. Дети наклеивают на него изготовленные в разных техниках изображения животных, пресмыкающихся, земноводных, листьев, желудей, грибов.
Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям сесть в круг.
- Кто приходил к нам в гости?
- Ребята, о чём мы сегодня говорили?
- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить нашу планету прекрасной?
Любите родную природу -
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Рысёнок: - Какие Вы молодцы! У нас получилось интересное лесное приключение.