Маргарита Злагода
«Зимние забавы». Конспект открытого занятия по формированию связной речи с использованием мнемотаблиц в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование связной речи на основе упражнения в составлении рассказа по сюжетной картине с опорой на вопросы и предметные картинки.
Задачи:
Образовательные: -Формировать навык целенаправленного восприятия наглядного содержания картины.
-Упражнять в составлении рассказа с опорой на вопросы педагога и предметные картинки.
Развивающие: - Активизировать словарь.
- Закреплять умение составлять предложения из трех-четырех слов.
-Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, предпосылки логического мышления, диалогическую и монологическую речь, эмоциональную сферу.
Воспитательные: - Воспитывать культуру речи, умение слушать других.
Ход.
Сюрпризный момент: аудиозапись - звук вьюги, ветра
Дети заходят в группу с приёмной.
Воспитатель: Что это за звук? Что это воет?
Дети: ветер, вьюга.
Воспитатель: Давайте мы с вами вместе изобразим, как воет вьюга. Просит каждого ребёнка имитировать вой вьюги «у-у-у-у». Громко-тихо.
Дальше дети видят вату и маленькие снежинки на полу. Кто-то из детей берет кусочек ваты на ладошку, кто-то маленькие снежинки и дует на них, как на снег. Сильно-слабо.
Дети замечают конверт с письмом на столе в группе подают его воспитателю.
Воспитатель открывает конверт и читает письмо детям:
«Здравствуйте! Меня зовут Маша. Я живу в солнечном городе Сочи. У нас всегда тепло. Мама купила мне разрезные картинки с изображением зимы, но у меня не получается их собрать. Из-за этого я очень расстроилась и хотела попросить у вас помощи. Помогите мне, пожалуйста, собрать эти картинки и узнать о зиме».
Воспитатель: Поможем девочке Маше?
Дети: да.
Воспитатель: Сейчас я попрошу вас объединиться в 2 подгруппы.
Дети в подгруппах собирают разрезные картинки.
Вопрос к детям 1 подгруппы: какая у вас получилась картинка? Кто на ней изображён? (Дети). Что они делают? (Строят горку).
Вопрос к детям 2 подгруппы: что изображено на картинке? Какое время года? (зима) Кто изображён? (Мальчик и девочка.) Что они делают? (Девочка везет мальчика на санках).
Воспитатель берет клей карандаш, имитирует что мажет 2 картины клеем, приговаривая «Сейчас я соединю эти 2 картины в одну большую. Закрывайте глазки. А когда откроете-на доске будет одна большая картина». Дети закрывают глаза. Воспитатель вешает на доску большую сюжетную картину.
Воспитатель: 1,2,3 – смотри!
А) Составление предложения по картинке «Мальчик катает девочку».
- Кто это? (мальчик)
- Что делает? (катает, везет)
- Кого? (девочку)
-Скажем все слова вместе.
Мальчик катает девочку.
- Придумайте, кого ещё можно катать? (в случае затруднения – показать предметные картинки: кукла, зайчик, собачка)
(Дети составляют 2-3 предложения, проговаривают)
- На чем мальчик катает девочку? (На санках. Мальчик катает девочку на санках.)
Б) Составление предложения по картинке «Дети строят горку».
- Посмотрим на эту картинку.
- Кто это? (Дети, девочки)
- Что делают? (Строят, лепят)
- Что строят девочки? (горку)
Скажем все слова вместе.
- Из чего дети строят горку? (Из снега).
- Значит, какая горка? (снежная).
- Какую горку строят девочки? (Снежную. Девочки строят снежную горку).
- Как вы думаете, кого они будут катать с горки. (Они будут катать мишку с горки).
- Дети так хорошо гуляют, что хочется попасть к ним на картину. Представим, что мы тоже на прогулке.
Динамическая пау
за. [/b]
(дети стоят на ковре в центре комнаты)
А) Самомассаж рук с шишками и карандашами (на выбор детей)
Очень холодно зимой!
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Чтобы ручки нам согреть,
Нужно ручки растереть!
(растираем пальчики, ладони до ощущения тепла)
Б) Координация речи с движением «Хорошо зимой гулять!»
Хорошо зимой гулять! Ритмично хлопаем в ладоши.
Снег лопатой разгребать, «Разгребаем»
Горку снежную построить, поднять руки, изобразить горку
Ребят на санках покатать! Присесть, руки вперед
Хорошо зимой гулять! Ритмично хлопаем в ладоши.
4. Составление рассказа по мнемотаблицам с помощью вопросов воспитат
еля[/b].
- Посмотрите внимательно на картину и скажите:
- Какое время года? (Зима. Наступила зима.) 1
(под картину прикрепить маленькую картинку «Снежинка»)
- Как вы догадались? Что лежит на земле? (Снег. На земле лежит снег.) - Вспомните и скажите, какой снег? (белый, холодный, мягкий). (На земле лежит мягкий снег).
(под картину прикрепить маленькую бумажку с ватой) 2
- Кто вышел гулять? Как они одеты? (Дети, ребята. Дети вышли гулять. Тепло. Дети одеты тепло.)
(под картину прикрепить маленькую картинку «Дети в зимней одежде») 3
- Что взяли дети на прогулку? (лопатку, санки, мишку. Дети взяли лопатку, санки, мишку.)
(под картину прикрепить маленькую картинку «лопатка, санки, мишка») 4
-В какие зимние забавы играют дети? (Мальчик катит девочку на санках.)
(Под картину прикрепить маленькую картинку «санки, коньки, лыжи») 5
-Что делают девочки? (Строят снежную горку)
(Под картину прикрепить маленькую картинку «снежная горка, снеговик») 6
-Детям зимой на улице весело или грустно? (Детям зимой весело)
(под картину прикрепить маленький весёлый смайлик) 7
Воспитатель просит детей сильной подгруппы повторить полностью рассказ, опираясь на мнемотаблицы. При затруднении помогает вопросами.
Воспитатель: чтобы девочка Маша запомнила про зиму, предлагаю вам приготовить для нее посылку. У меня есть для вас раскраски, чистые листы бумаги и карандаши, пластилин. Выбирайте кто что хочет сделать и потом мы все это поместим в одну коробку и отправим Маше.