Анна Юрьевна Ерастова
Исследовательский проект в старшей группе «Выращивание гороха»
▼ Скачать + Заказать документы
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ в старшей группе
«Выращивание гороха»
1. Паспорт проекта
Цель проекта Выявление условий, необходимых для роста и развития растений.
Задачи проекта Образовательные:
1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
3. Формировать умение прогнозировать будущие изменения.
4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.
5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.
Темочки:
- Выращивание растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Овощи. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Фасоль, горох, бобовые
- Фасоль, горох. Посадка и выращивание
- Фасоль, горох. Проекты
- Темочки
Развивающие:
1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста способности к исследовательской деятельности.
2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.
5. Расширять и обогащать практический опыт детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
Тип проекта Исследовательско-творческий
Срок проекта Среднесрочный, с апрель-май 2022г
Участники проекта Дети 5-6 лет, воспитатель, родители.
Гипотеза Без необходимых для жизни благоприятных условий: света, воды, и тепла – растения жить не могут.
Результат - доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;
- формирование практических умений в выращивании культурных растений;
- формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
- формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
- воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.
Продукт деятельности Выращивание рассады из семян
1. Актуальность.
Выращивание растений из семян – это очень увлекательный и удивительный процесс. Наблюдать за развитием растения от прорастания семечка до появления первых корней, стеблей, листьев и цветов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит полноценное растение.
Детей заинтересовали вопросом: «Какие условия необходимы для прорастания семян? Как вы думаете?» Чтобы ответить на этот вопрос, обратились вместе с детьми по данному вопросу к различным источникам информации. После прочтения и рассматривания иллюстраций, а также просмотра фильма, выяснили, что для прорастания семян, необходимы следующие условия: вода, тепло, воздух, солнечный свет и питательные вещества. Мы решили проверить это проведением опытов.
Работая над этой темой, мы расширим свой кругозор.
Цель проекта: Выявление условий, необходимых для роста и развития растений.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
3. Формировать умение прогнозировать будущие изменения.
4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.
5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.
Развивающие:
1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста способности к исследовательской деятельности.
2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.
5. Расширять и обогащать практический опыт детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
2. Основные принципы реализации проекта.
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
Принцип «спирали», когда ребёнок возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
3. Методы и приемы при реализации проекта.
- Опытно-экспериментальная деятельность,
- Исследовательская деятельность,
- Наблюдения,
- Творческая деятельность,
- Игровая деятельность.
Технология реализации проекта.
Проведение серии регулярных занятий, наблюдений естественно - научного цикла. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
4. Ожидаемый результат реализации проекта
Предполагаемый результат:
• доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;
• формирование практических умений в выращивании культурных растений;
• формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
• формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
• воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.
К концу исследования воспитанники должны знать:
- названия абиотических факторов, их влияние на рост и развитие растений;
- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
- значение гороха как продукта питания;
- требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;
5. Этапы реализации проекта
Этапы Основные направления реализации проекта (мероприятия)
Подготовительный
- Формирование проблемы, цели проекта.
- Изучение специальной литературы.
- Подготовка материалов и оборудования для опытов.
- Изучение литературы по выращиванию растений.
- Подготовка семян гороха.
Основной
Чтение: русские народные сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме, (использование Интернет-ресурсов).
Беседы «Что такое горох?», «Использование гороха в кулинарии, ее польза, содержание витаминов и питательных веществ», «Что необходимо растению для роста?», «Всем ли растениям необходима для роста вода?»
- Дидактические игры с горохом «Назови слово — пройди лабиринт», «Сосчитай сколько?»
- Опытно-экспериментальная деятельность «Строение семени гороха»,
«Зависимость прорастания семени гороха от внешних факторов», «Как цветок превращается в плод?»
Заключительный
- Выращивание рассады из пророщенных семян
6. Краткое содержание проекта
Этапы проекта Действия детей Действия педагогов Действия родителей
Подготовительный 1. Вхождение в проблемную ситуацию. 1. Определяют наиболее интересующую детей область исследования.
2. Формулируют проблему исходя из интересов детей.
3. Составляют план-схему проекта с включением в него занятий, игр, заданий для самостоятельного выполнения и других видов детской деятельности.
4. Привлекают родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта.
5. Подготавливают развивающую среду по теме. 1. Сбор материала по теме.
Деятельностный 1. Вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.
2. Объединение в рабочие группы.
3. Формирование знаний, умений, навыков.
4. Продуктивная деятельность в соответствии с планом. 1. Создают игровую ситуацию создания огорода на подоконнике, формулируют задачу.
2. Углубляют представление детей о горохе, используя различные педагогические методы и приёмы: - беседы «Что такое горох?», «Использование гороха в кулинарии, ее польза, содержание витаминов и питательных веществ», «Что необходимо растению для роста?», «Всем ли растениям необходима для роста вода?»;
- дидактические игры «Назови слово — пройди лабиринт», «Сосчитай сколько?»;
- Опытно-экспериментальная деятельность «Строение семени гороха», «Зависимость прорастания семени гороха от внешних факторов», «Как цветок превращается в плод?» - чтение худ. литературы по теме.
3. Организуют художественно-творческую деятельность детей: рисование «Строение гороха», «Цветущий горох», «Плоды гороха».
4. Оказывают помощь в решении практических задач.
5. Направляют, осуществляют контроль над реализацией проекта. 1. Экспериментирование в домашних условиях.
2. Чтение в домашних условиях.
3. Нахождение интересных фактов о горохе в литературе, в Интернет-ресурсах
Завершающий 1. Размышления над приобретёнными знаниями, опытом. Обощение и выводы
6. Результаты реализации проекта.
В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата. При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.
Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.
Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.
Главный итог этой работы – педагогический. Дети провели настоящее исследование, почувствовали вкус самостоятельной экспериментальной работы, получили первые навыки ее проведения.
Работа с родителями:
1. Консультация «Домашнее экспериментирование».
2. Помощь в подготовке к опытно-экспериментальной деятельности (подбор оборудования и материалов).
3. Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома.