Галина Немчина
Игры с сенсорным кубом в группе раннего возраста. Бизиборд
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Сенсорный куб — это уникальное сочетание элементов для развития мелкой моторики рук, тактильных ощущений и зрительной стимуляции детей раннего дошкольного возраста.
Публикация «Игры с сенсорным кубом в группе раннего возраста, Бизиборд» размещена в разделах
- Бизиборд
- Игры для детей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Играя с сенсорным кубом дети упражняются :
- в умении выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине, форме, цвету.
- ориентироваться в пространстве, различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади, справа — слева,
- в поиске выходов из «сложных ситуаций» формируется у детей логическое мышление, ведь в процессе игры они учатся понимать связь между совершенным действием и полученным результатом.
Выполняя игровые задания у детей развивается и обогащается речь. Дети запоминают множество слов, овладевают и закрепляют такие понятия, как названия фигур и цветов, «правильно – неправильно», «одинаковые – разные», «подходит – не подходит», «больше - меньше», «длинный - короткий» и другие.
Благодаря форме и размерам куба, с ним одновременно могут играть несколько детей. По бокам этих граней и сверху куба расположены лабиринты с закрепленными деталями.
Куб имеет пять многофункциональных деревянных граней с развивающими элементами, такими как лабиринт - серпантин, лабиринт-планшет, движущие механизмы.
На верхней плоскости куба находится лабиринт - серпантин. Он состоит из разноцветных проволок (основных цветов, которые изогнуты и закреплены на деревянном основании. По проволочному лабиринту передвигаются шарики разного цвета. Деревянные детали гладко отшлифованы, и окрашены в разные цвета. Их будет приятно "гонять" в разные стороны. Перемещая шарики, ребёнок выстраивает некую последовательность действий, логическую цепочку.
Когда ребёнок освоит передвижение сначала одного шарика, потом двух, а потом и всех вместе, можно усложнить задачу. Например, попросить его передвигать шарики другой рукой, потом двумя, поочередно перехватывая шарики. Это особенно важно, если бусинки скатываются по спирали. Движение ребенка происходит "крест-накрест", что помогает активизировать работу обоих полушарий мозга и согласовать работу рук. Усложнить данное задание можно попросив малыша взять два разных шарика в обе руки и пойти ими на встречу друг другу с разных концов спирали. Упражняя в умении узнавать и называть основные цвета, обыграть ситуацию и попросить ребёнка прокатить шарики по синей проволочке - медвежонку, по красной - собачке, по зелёной - кошечке, а по жёлтой - для мышки. Также можно предложить ребенку установить шарики так, чтобы они остались на горке и не скатились вниз. Это поможет развить терпение. Игры с лабиринтом развивают мелкую моторику пальцев и ловкость рук: ребенок, каждый раз проводя бусинку по проволочке, оттачивает свои движения. Они становятся плавными и четкими. Работают не только пальчики, но и вся кисть. Повторяя изгибы игрушки, таким образом, в игре идет постепенная подготовка детской руки к письму. Развитие мелкой моторики, в свою очередь, стимулирует развитие умственных способностей ребенка.
Базовое оснащение верхней панели – лабиринт мы расширили и усложнили следующим съемным материалом. Мы сделали разноцветных бабочек, божьих коровок и стрекоз, и предложили деткам прикрепить их с помощью прищепок на проволочки соответствующего цвета. (красную бабочку и божью коровку на проволочку красного цвета, желтую бабочку и желтую стрекозу на проволочку желтого цвета и т. д.). В процессе этой игры дети запоминают основные цвета и развивают мелкую моторику рук.
На боковых панелях сенсорного куба расположены лабиринты серпантины и лабиринт планшет.
Лабиринт серпантин с наклонными поверхностями предлагает выполнить следующие задания: детям предлагается прокатить по извилистой дорожке каждый круг в свой домик. В ходе игры знакомим детей с понятиями «высоко»- «низко», закрепляем красный, желтый, синий цвета.
Эту часть сенсорного куба мы разнообразили картинками из мультфильма «Щенячий патруль». С помощью этой игры дети упражняются в умении называть основные цвета (щенок Маршал – красного цвета и машина у него красного цвета, щенок Крепыш – желтого цвета и машина у него желтого цвета, Гонщик – синего цвета и машина его синего цвета). Ребятам предлагается посадить щенков в свои машины.
Эти персонажи съемные, в зависимости от тематической недели мы подбираем фигурки, которые детям знакомы и вызывают интерес. Так же на этой части сенсорного куба сделали игру «Кто что ест?» и «Кто где живет?». С помощью игры «Кто что ест?» закрепляем знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; (собачка ест косточку, кошка - рыбку, зайчик-морковку, и т. д.). Ребенку предлагается подобрать животному угощение, например, «Ребята, зайчик хочет есть, давайте найдём для него угощение, что любит есть зайчик?" – морковку и т. д.
С помощью игры «Кто где живет?» расширяем представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы. Расширяем словарный запас (собачья конура, болото лягушки, улей пчелы, аквариум рыбки).
Лабиринт-планшет– это еще один вид лабиринтов, который находится под прочным толстым стеклом. В кубе сделаны специальные дорожки, по ним ребёнок может двигать разноцветные шарики, с помощью палочки привязанной к стороне куба, внутри которой находится магнит. Воспитатель предлагает ребёнку помочь собрать шарики. Например: помоги зайчику собрать красного цвета шарики. Для этого ребёнку надо приставить палочку к шарику красного цвета и провести палочкой по лабиринту, стараясь не потерять шарик; медвежонку – зеленые шарики, волку – оранжевые шарики, лисичке – синие шарики.
В ходе этой игры у ребёнка развивается умение узнавать и называть основные цвета, развивается мелкая моторика рук, умение концентрировать внимание, ориентироваться в пространстве, обогащается словарь новыми словами: «вверху», «внизу», «вправо», «влево».
Эту грань мы дополнили следующими элементами. Сделали скворечники красного, желтого, синего, зеленого цветов и птичек такого же цвета. «Подбери птичку к домику». Детям предлагается помочь найти птичкам их домики (посадить птичек в домики соответствующего птичке цвета). С помощью этой игры ребенок учится сортировать птичек по цвету, тренирует внимание и логику, укрепляет зрительное восприятие.
На эту грань мы сделали еще коврик с резиночками, к которым предлагается подобрать заколку или прищепку такого же цвета как резиночка, а так же детям можно предложить разноцветные шнурки для продевания в резиночки. С помощью этой игры дети закрепляют цвета и развивают мелкую моторику.
На следующей стороне сенсорного куба находится ещё один лабиринт – планшет. У него вырезаны, дорожки, по которым ребёнок будет двигать фигурки. С помощью этого лабиринта можно поиграть в игру «Подбери по цвету и по форме». В ходе игры дети упражняются в умении узнавать и называть красный, синий, жёлтый, зеленый цвета, называть форму круг и квадрат, развивается мелкая моторика рук. Ребенку предлагается прокатить круглую фигуру к картинке с кругом соответствующего цвета, а квадратную фигурку к картинке с квадратом соответствующего цвета, развивается умение ориентироваться в пространстве: «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «вперёд», «назад».
Эту грань мы дополнили следующими элементами. Сделали игру «Чья мама, чей малыш?». С помощью этой игры дети знакомятся с животными и их детенышами, учатся называть их и сравнивать их по величине, развивается словарь детей, используя звукоподражания и названия животных. Ребенку предлагается найти маму для лисёнка, медвежонка, и т. д.
С движущимися предметами расположенными на ещё одной стороне куба можно поиграть в игру «Тихо - громко», «Заведи моторчик», «Оркестр». Эти игры развивают фонематический слух, внимание, воображение, речь, память, мелкую моторику.
На эту грань мы сделали из киндеров для развития слуха шумящие цилиндры с разным наполнителем (горох, пшено, гречка, рис, бобы, орешки, камешки, пластиковая крошка, бусинки, пуговицы).
Сенсорный куб развивает у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формирует дифференцированное восприятие качества предметов; воспитывает малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.