Ирина Решетова
Игры с пуговицами в коррекционной работе учителя-логопеда
Игры с пуговицами в коррекционной работе учителя-логопеда
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Публикация «Игры с пуговицами в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Необходимость разработки упражнений с использованием различных материалов назрела в процессе моей работы с детьми, имеющими ОНР. У таких детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы. Это и лексика, и грамматика, и связная речь, и звукопроизношение. Недоразвитие всех компонентов речи у таких детей сопровождается недостаточной регуляцией мышечного тонуса, неточностью двигательных умений, наблюдается истощаемость всех психических процессов, выражена моторная неловкость.
Ребята с огромным удовольствием выполняют различные игровые задания с пуговицами.
Игры с пуговицами отлично развивают :
• мелкую моторику и тактильное восприятие;
• зрительно-моторную координацию;
• точность движений и внимание;
• мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, цвету).
А также воспитывает усидчивость и трудолюбие.
Хочу предложить вашему вниманию различные игры, которые использую в своей работе.
• «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»
Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.
Педагог предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам.
• «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»
Задачи: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры.
Педагог предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.
• «Продолжи логический ряд»
Задачи: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование: пуговицы двух цветов.
Педагог начинает строить цепочку из пуговиц нескольких цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.
Предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной последовательности.
• большая - маленькая, большая - маленькая и т. д. ,
• красная - синяя, красная - синяя и т. д. ,
• красная – синяя - зеленая, красная – синяя - зеленая,
• одна красная - две желтые, одна красная - две желтые и т. п.
• «Собери бусы». Продевая сквозь пуговицы ниточку, получаются оригинальные бусы. Их оценили юные модницы!
• «Дорожки»
Задачи: развивать устойчивость внимания, фонационный выдох.
Оборудование: различные дорожки, несложные лабиринты и пуговицы.
Педагог просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребенок, прижимая пальцем пуговицу к листу, помогает пройти весь путь.
Для развития фонационного выдоха, мы предлагаем пропевать определённый гласный звук на выдохе, одновременно ведя пуговицу по дорожке.
• «Подбери дереву листья». Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года).
• «Выложи картинку» («Пуговичные узоры»)
Возьмите лист бумаги и много небольших пуговиц. Предложите ребенку выкладывать пуговичками какое-то изображение. Варианты задания:
- выложить простой рисунок на пустом листе (буква, цифра, листочек, домик, личико, солнышко,
- выложите рисунок по контуру (нарисуйте или распечатайте на бумаге контур изображения, а ребенка попросите выложить по линиям пуговицами,
- заполнить фигуру (выложить пуговицы внутри заданного контура,
- повторить рисунок (вы делаете на своем листе образец рисунка, ребенок должен попробовать выложить такой же на своем листе,
- доделать картинку (нарисуйте на бумаге рисунок, в котором не хватает нескольких деталей, и попросите ребенка его дополнить пуговицами, например – колеса у машин, глазки и нос у зверюшек, окна у домика).
• «Найди по адресу». В домике живут пуговицы. а) Какая пуговица живет в 1 подъезде, на 2 этаже? б) Какая пуговица живет во 2 подъезде, на 4 этаже? в) Какая пуговица живет в 4 подъезде, на 2 этаже?
• «Рассели пуговицы» (игра наоборот). Засели: а) красную большую пуговицу в 1 подъезд на 3 этаж б) оранжевую маленькую – в 4 подъезд на 2 этаж.
• «Найди лишнюю пуговицу» : а) по цвету; б) по размеру; в) по форме; г) по количеству отверстий.
• «Логический квадрат». Положи в пустые клеточки нужные пуговицы.
• «Чудесный мешочек»
Задачи: развивать тактильные ощущения.
Оборудование: мешочек, пуговицы разной формы.
Педагог предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какой формы пуговицы. Затем убирает их в мешочек. И предлагает на ощупь определить, какая пуговица попалась в руки.
• Пуговичный массаж. Необходимо заполнить просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:
- опустите руку в коробку;
- поводите ладонями по поверхности пуговиц;
- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку;
- разными руками захватывать щепотки пуговиц;
- погрузите ступни в коробку с пуговицами;
- произведите ступнями круговые движения;
- пошевелите пальцами ног в коробках;
- перебирайте пуговицы пальцами ног;
- перетирайте пуговицы между ног.
Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ног. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.