Папки-передвижки

Игры с песком как один из способов работы учителя-логопеда над развитием речи детей с ОНР

Ди
Игры с песком как один из способов работы учителя-логопеда над развитием речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад"

«Игры с песком как один из способов работы

учителя-логопеда над развитием речи

детей с ОНР»

Подготовила: Учитель-логопед

Казань 2021

Введение

Публикация «Игры с песком как один из способов работы учителя-логопеда над развитием речи детей с ОНР» размещена в разделах

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Поэтому необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники.

Занимаясь коррекционной работой с детьми с ОНР, мы имеем практический материал, применение которого способствует речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы с детьми из-за тяжелых нарушений речи. Поэтому мы обращаем внимание на новые нетрадиционные формы работы с детьми с ОНР.

В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М. А. Поваляева, М. И. Чистякова, Е. А. Пожиленко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко и другие.

В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды техник.

Применение данных методов коррекции служат для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относится и игры с песком.

Что такое игры с песком, и чем они замечательны

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели нас к идее использования игр с песком.

Интересный эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие помогает ребенку достигнуть состояние равновесия, когда постепенно уходит тревога и страх. Еще одно важнейшее свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Игры с песком объединяют массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что такие игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Игры с песком разнообразны : обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.

Игры с песком –

развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

снимают мышечную напряжённость;

помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

способствуют расширению словарного запаса;

помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Как мы организовываем игры с песком

Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете.

В качестве песочницы используем большой пластмассовый контейнер. Такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.

Для организации игр с песком можно использовать большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир предметов:

• люди, разнообразные по полу, возрасту, профессиям;

• наземные животные (домашние, дикие);

• летающие животные (дикие, домашние);

• обитатели водного мира;

• жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, мебель);

• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения);

• аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

• фантастические предметы и персонажи мультфильмов.

Упражнения, используемые в процессе коррекционной работы

Игры с песком разнообразны. Вот какие упражнения мы можем использовать в процессе коррекционной работы :

-Положить ладоши на песок, закрыть глазки, почувствовать, какой он.

-Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

-Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

-Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

-Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

-Пройтись каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

-Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

-Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

-Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

-Выложить фишками геометрическую фигуру.

-Найти животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке.

-Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

-Превращать буквы в другие буквы.

-Найти спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

-Писать слова на песке печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.

-Закопать и откопать буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

Артикуляционные упражнения с использованием песка

Выполняя артикуляционные упражнения, одновременно выполнять движения пальчиками на песке.

«Трубочка» Вытянуть губы вперед, указательным пальцем правой руки

нарисовать кружок.

«Лопатка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, а ладонь руки положить на песок.

«Часики» Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем

ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Качели» Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем

ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Чашечка» Выполняем языком «чашечку», набрав в руку песок.

«Маляр» Языком ритмично двигать вперед - назад, указательным пальцем

ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку

«Вкусный Мед» Облизываем язычком верхнюю губу и одновременно рисуем

по песку указательным пальцем круги.

«Барабан» Стучать язычком по небу, одновременно пальцами ритмично, в такт «стучать по песку».

Игры с песком на развитие диафрагмального дыхания:

«Выровняй дорогу» От детской машинки проводится неглубокая канавка.

Ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком» Картинка под тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок

открывает изображение.

«Ямка» Ребенок, плавно, долгой струей, выдувает ямку в песке.

«Секрет» Необходимо сдуванием песка обнаружить неглубоко спрятанную

игрушку.

«Сюрприз» Из мокрого песка делаем «снежные» комочки, в них прячем

игрушку из-под киндера, затем берем комочек в ладошки, дышим на него

теплым воздухом и он начинает «таять» и мы находим сюрприз.

Игры с песком на автоматизацию изолированного звука.

Произносим автоматизируемый звук изолированно, одновременно производим соответствующие движения пальчиками в песке.

«Завести моторчик» [Р]- рисуем дорожку, и помогаем машинке доехать до

гаража (пальчиком ведем по дорожке,

«Горочка» произносим звук [Ш] и одновременно насыпаем горочку из песка,

«Дорожка» - произносим звук [Ш] и одновременно рисуем дорожку для

змейки, помогаем доползти до домика,

«Самолетик», «Пароходик» [Л]- гудим как самолетик, одновременно рисуем

круговые движения пальчиком, «волны» - пароходик плывет по волнам.

Игры с песком на автоматизацию звука в слогах, словах.

д/и «Слоговые дорожки», «Кочки»

Цель: развитие мелкой ручной моторики, тактильной чувствительности, фонематического слуха, автоматизация поставленного звука (обратных, прямых, со стечением)

Описание: ребенку предлагается пройти пальчиками по песку, одновременно

петь песенку «слоговые дорожки» (прямые слоги, обратные, со стечением,

можно также разложить камешки на песке и пройтись пальчиками рук по ним,

прыгая с одного на другой, повторяя за логопедом слоги, также можно рисовать пальчиком на каждый слог палочку, кружочек и др.

д/и «Найди клад»

Цель: развитие мелкой ручной моторики, тактильной чувствительности,

фонематического слуха, автоматизация поставленного звука.

Описание: ребёнку предлагается найти закопанные в песке игрушки или

картинки, в названии которых есть заданный (автоматизируемый) звук.

д/и «Разложи по корзинкам»

Цель: развитие мелкой ручной моторики, тактильной чувствительности,

фонематического слуха, автоматизация поставленного звука.

Описание: ребёнку предлагается найти закопанные в песке игрушки или

картинки, в названии которых есть заданный (автоматизируемый) звук, назвать их, если звук в начале слова – положить в первую корзинку, если в середине -

во вторую, в конце- в третью.

д/и «2 подружки»

Цель: развитие мелкой ручной моторики, тактильной чувствительности,

фонематического слуха, автоматизация и дифференциация поставленных

звуков.

Описание: ребенку предлагается найти в песочке игрушки, назвать и Соне

подарить игрушки с звуком С, а Шуре игрушки со звуком Ш

д/и «Буквы на песке».

Цель: развитие фонематического слуха, мелкой моторики, графо-моторных

навыков.

Описание: ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков

услышать заданный звук и написать соответствующую ему букву на песке

пальчиком или кисточкой.

д/и «Спрячь ладошку»

Цель: развитие фонематического слуха, тактильной чувствительности.

Описание: ребенку предлагается спрятать ладошку в песке, если услышит в

слове заданный звук, если нет такого звука, ладошку держать над песком.

д/и «Звуки на песке».

Эту игру можно с успехом использовать для автоматизации определенных

звуков, изучении звуков и букв.

Ход игры : логопед рисует на песке любой предмет на заданный звук, например, рыба – на звук «р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в названии которых есть звук «р», с усложнением: нарисовать предмет со звуком «р» в начале, в середине, в конце слова.

Количество игр с песком неисчислимо, придумывать их можно самим, открывать новые чудеса совместно с ребёнком, и такие игры будут незабываемыми!

Заключение

Многолетний опыт работы педагогов показывает, что использование игр с песком дает положительные результаты:

- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- обучающиеся чувствуют себя более успешными;

- на занятиях нет места монотонности и скуке.

В целом практически все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, показывают положительную динамику при проведении с ними данной методики.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.

Таким образом, использование игр с песком в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи является весьма эффективным, многофункциональным и результативным.

Литература

• Газета «Школьный психолог», январь 2000, №4. Гиперактивный ребенок.

• Газета «Школьный психолог», 2005 № 6 «Игры с песком»

• Газета «Школьный психолог», 2006 № 2 «Игры с песком»

• Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб. :Детство-Пресс. 2002

• Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь 2002

• Журнал «Обруч». Дошкольное образование, N 2, 1998 год, г. Москва.

• Журнал «Дошкольная педагогика» N 1, 2007 год, г. Санкт- Петербург.

• Журнал «Обруч».Дошкольное начальное образование, N 6, 1997 год, г. Москва.

• Журнал «Дошкольное воспитание», N 10, 2007 год, Московская область, г. Мытищи.

• Журнал «Обруч», N 5, 2005 г., г. Москва

11. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д., ГрабенкоТ. М. Практикум по креативной терапии. СПб., Изд-во «Речь», 2002.

12. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. «Практикум по песочной терапииСПб., Изд-во «Речь», 2002.

13. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ. М «Тренинг по сказкотерапии». СПб., Изд-во «Речь», 2002.

14. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.

15. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2006

16. Сайт Института сказкотерапии: https://www.cka3ka-pro.ru/

17. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, Новиковская О. А. – СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2005. –

18. Трисиддер Д. Словарь символов /Пер. с англ. М. : ФАИР – ПРЕСС, 1999

19. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, «Владос», 1995

20. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб. : Питер,2001

21. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. - СПб. : Речь, 2007.

22. Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. СПб. : БСК, 1998.

23. Юнг К. Г. Человек и его символы / Общ. ред. С. Н. Сиренко, М. : Серебряные нити, 1998.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с песком как один из способов работы учителя-логопеда над развитием речи детей с ОНР
Опубликовано: 1 февраля 2022 в 19:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с песком как один из способов работы учителя-логопеда над развитием речи детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ди в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД