Дарья Косован
Игры с пением как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с пением как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Игра – самая близкая форма деятельности детей. Играя, ребенок активно слушает музыку и непосредственно реагирует на неё. Музыка определяет развитие игры, раскрывает образы, создает соответствующее настроение.
Публикация «Игры с пением как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В музыкальных играх содержание и характер игры определяется музыкой. К музыкальным играм относятся игры с пением, проводимые под пение воспитателя и детей. С помощью этих игр музыкальный руководитель с воспитателем развивают у детей интерес к пению, музыке, воспитывают музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно передавать мелодию.
Дети, старшего дошкольного возраста, в играх учатся передавать в движениях художественный образ, общий характер музыки (веселый, бодрый, спокойный, форму (запев и припев, а также отдельные средства музыкальной выразительности: скорость звучания (темп, громкость звучания (динамику, соотношение звуков по времени (ритм). Но самое главное – через игру песня входила в быт детского сада и семьи.
Мной использовались два вида игр с пением :
Игры-инсценировки. С помощью движений в этих играх передавался
общий характер песни и ее содержания, например: русская народная песня «Как у наших у ворот», «Тень-тень», «Весёлый музыкант».
Игры-хороводы. Это игры с плясовыми движениями, например, русская народная песня «Мы на луг ходили». Игры, в которых песня предваряет движение, даёт направление игре, например, «Зайцы и лисица»
Игры с пением нами также использовались в часы досуга, в различных видах деятельности, на прогулке (в теплый период времени и при сухой погоде). Игры с пением включались в деятельность детей после дневного сна, перед уходом на прогулку. Иногда игры с пением использовались в образовательной области физическая культура.
Музыкальные игры с пением разучивались в совместной деятельности педагога и детей. Вначале разучивалась мелодия и текст песни, затем мы показывали движения под музыкальное сопровождение: целиком, затем по частям, уточняли отдельные элементы. Иногда использовался показ движений музыкальной игры с пением для детей всей группы в исполнении одного-двух успевающих детей. Эмоциональный рассказ перед игрой (как своеобразный методический прием) и выразительное исполнение музыки позволяли определить индивидуальные оттенки при исполнении ролей. Независимо от того, кем был проведен показ движений, мы проводили объяснение правильного выполнения того шли иного движения. В зависимости от степени усвоения детьми движений, объяснение могло быть как предваряющим, так и в ходе игры.
В предварительной работе с детьми мной проводился ряд упражнений, помогающих детям войти в образ.
При проведении игр с пением (хорошо знакомых) нами учитывалась двигательная нагрузка, интерес детей, время, место проведения, возрастные и индивидуальные возможности, заранее готовились атрибуты.
Предпосылкой успеха проведения музыкальной игры с пением было создание благоприятных условий, т. е. придание музыкальным играм с пением игровой формы или использование игровых приемов. Одним из компонентов игры было выполнение имитационных движений. Например, перед разучиванием игры «Зайцы и лисица», мы предлагали детям показать, как зайчик прыгает, какие у него длинные ушки, как он умывается, как прячется под кустики, или как ходит лиса, какой у неё пушистый хвост, как подкрадывается к добыче и т. д.
В ходе игры мы наблюдали за детским исполнением, не прерывая игру.
После её окончания анализировали с детьми игровые действия и предлагали еще раз поиграть. При этом считали важным хвалить детей, отмечать правильность выполнения действия. Ни в коем случае не заостряли внимание на недостатках. Если в ходе игры дети не согласовывали движения с характером музыки, то в последующей музыкальной деятельности вновь проводили ряд упражнений, уточняющих игровые действия.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста,я учитывала, что частота проведения музыкальных игр с пением зависит от индивидуальных и возрастных особенностей, и от желания детей.
Использование на занятиях музыкальных игр с пением должно способствовать тому, чтобы дети могли двигаться под разнохарактерную музыку. Для этого им предлагались музыкальные игры в форме небольших одночастных произведений разного темпа, размера, настроения. А их задача была выполнить необходимые игровые движения, соответствующие музыке и предложенному заданию. При этом обращалось внимание на точное следование темпу, ритму, размеру музыкального материала.
Было замечено, что в процессе систематической работы с детьми с данными музыкальными играми у детей дошкольного возраста заметно развивалось и дифференцировалось как восприятие музыки, так и музыкально-сенсорные способности. Кроме этого, дети в процессе исполнения игр с пением обогащали свой вокальный, двигательный репертуар, развивали моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве.
Таким образом, в процессе проведения музыкальных игр мы выявили, что все используемые нами игры с пением способствовали музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, улучшилась степень самостоятельности исполнения детьми музыкальной композиции и использование ее в самостоятельной деятельности. Также решались образовательные, развивающие, и воспитывающие функции. В частности, дети хорошо стали разбираться в терминологии, понимать команды и указания педагога. У них более развито стало внимание, память, речь, координация движений, моторика, музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма, динамический и тембровый слух. Воспитывались организованность, внимательность, умение взаимодействовать в группе и парах, повысилась наблюдательность, внимательность.