Трофимова Татьяна
Организация развивающей предметно-пространственной среды как фактор художественно-эстетического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 2
«Получить в детстве начало эстетического воспитания –
значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,
умение понимать и ценить произведения искусства,
приобщаться к художественному творчеству»
Н. А. Ветлугина
В наше время проблема художественно-эстетического развития личности ребенка, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды как фактор художественно-эстетического развития детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
Художественно – эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.
Чтобы ребенок стал творческой личностью, именно с раннего возраста необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность, оригинальность и неповторимость окружающего мира. Чем раньше ребенок попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. По мнению В. А. Сухомлинского “если вы сумеете научить ребенка в младенческие, отроческие годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красотой природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств”. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития : он овладевает многими движениями, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, пластилином; ребенок начинает небезразлично относиться к окружающей обстановке, к своему внешнему виду; малыш уже предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.
СЛАЙД 3
В соответствие с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает следующие направления работы:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
СЛАЙД 4
Художественно-эстетическое развитие в нашем детском саду осуществляется по таким направлениям, как:
• разработка и реализация содержания образования (реализуются рабочие программы воспитателей 2 группы раннего возраста и первой младшей группы, составленные на основе примерной основной общеобразовательной программы «Детство» / под редакцией Т. И. Бабабевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, 2014 год; специально организованное обучение осуществляется посредством занятий по рисованию (используются как традиционные приёмы и методики, так и работа с нетрадиционными материалами: рисование ватными палочками, рисование кусочками поролона, пальчиковое рисование, рисование ладошками, рисование по крупе, аппликация крупой, аппликация салфетками и другие техники, лепке, аппликации (сухая аппликация, конструирование)
• создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение - используются такие педагогические технологии и методические разработки как: раздел «Чтение худ. литературы» - Л. Е. Лебедевой «Добрые досуги по произведениям детских писателей», Л. М. Гурович «Ребенок и книга»; раздел «Художественное творчество» - Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд», Н. Н. Леоновой «Художественное творчество. По программе «Детство», Г. И. Винниковой «Занятия с детьми 2-3 лет. ИЗО, художественная литература»;);
• создание условий для самостоятельной деятельности детей (развивающая предметно-пространственная среда);
• организация учебно-воспитательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями в соответствие с циклограммами, разработанными на каждую возрастную группу).
СЛАЙД 5
Для успешной реализации задач художественно-эстетического развития создаются следующие условия:
• тесная связь с искусством;
• индивидуальный и дифференцированный подход к детям;
• взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности;
• целенаправленная работа по освоению детьми доступных им средств художественной выразительности;
• интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей;
• создание эстетической развивающей среды.
Мы считаем, что одним из важнейших направлений художественно-эстетического развития и фактором успешного развития творческих способностей детей раннего возраста является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая:
• учитывает психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
• дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности воспитанников групп;
• воспитывает эстетический вкус у дошкольников;
• предоставляет каждому ребенку свободу в выборе деятельности;
• учитывает «зону актуального развития»;
• предполагает комфортную психологическую обстановку;
• активизирует самостоятельное решение детьми задач без предварительного обучения;
• способствует раннему физическому и интеллектуальному развитию детей.
СЛАЙД 6
Развивающую предметно-пространственную среду можно условно разделить на МИКРОСРЕДУ (внутренне оформление и наполнение помещений) и МАКРОСРЕДУ (ближайшее окружение детского сада).
Микросреда нашего корпуса наполнена оборудованием, которое соответствует требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетичности и развития. Для внутреннего дизайна помещений и групп, используются спокойные тона. Мебель в группах соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Маленькие дети не умеют скучать, им требуется постоянно чем-то заниматься: что-то рассматривать, трогать, наблюдать — это для них такое же действие, как бегать, прыгать, играть. Поэтому, наличие в помещениях групп подвесных модулей и цветовых каскадов, создают эстетическую атмосферу, в которой постоянно что-то меняется и движется. Пространство групп организовано в виде «центров», оснащенных доступными детям игрушками, играми, оборудованием и материалами.
Такая организация позволяет нашим воспитанникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
СЛАЙД 7
«Центры театрально-музыкальной деятельности». Ребенок – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Играя в сказку, дети используют различные виды театра (пальчиковый, плоскостной, настольный). Центры музакально-театральной деятельности — один из активных секторов в наших группах. Все материалы и оборудование располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
Имеются атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр, для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов, для показа детям инсценировок по сказкам, для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
СЛАЙД 8
«Центры ряжения».В наших группах есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность.
СЛАЙД 9
«Центры книги».Самым доступным и эффективным способом художественно-эстетического развития детей является чтение. В группах имеются детские книги доступных литературных жанров: сказки, стихотворения, загадки; большие, средние и маленькие с нарисованными иллюстрациями и звуковыми кнопками, книжки-раскладушки.
Мы даем детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:
• знакомим с уголком книги, его устройством и назначением,
• приучаем рассматривать книги и картинки только рядом с уголком, сидя за столиком;
• сообщаем правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
СЛАЙД 10
«Центры воды и песка». Данные центры помогают организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, развиваем мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).
СЛАЙД 11
«Центры сенсорного развития». У детей 2-3 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук, сформированности представлений о форме, величине, цвете предметов, поэтому мы активно применяем сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики используются игры с прищепками, различного рода шнуровки, дидактические игры, оборудование и материалы.
СЛАЙД 12
«Центры творчества». В уголках по художественному творчеству в наличии имеются: альбомы, цветная бумага, картон разных видов, карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, кисточки, стаканчики-непроливашки, пластилин, дощечки для работы с пластилином, разные виды трафаретов, мелки цветные, мелки восковые, разные виды бросового материала, которые используются в самостоятельной и совместной деятельности по художественному творчеству
СЛАЙД 13
«Выставки творчества». Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник. Участие в творческих выставках родителей воспитанников стало традицией нашего корпуса, что привело к положительным результатам – родители стали проявлять активный интерес и участвовать в благоустройстве групп и прогулочных участков. Руками родителей изготовлено много разнообразного нестандартного оборудования.
СЛАЙД 14
Хочется остановиться подробнее на работе с родителями.
«Информационные уголки для родителей». Каждая семья, в которой есть ребенок, нуждается в знаниях по воспитанию детей. Повышение педагогической культуры и просвещение родителей являются важными задачами детского сада. Наглядным средством взаимодействия воспитателей с семьей является оформление родительского уголка в детском саду. В нем педагоги знакомят родителей с методами воспитания, помогают им советами и консультациями, представляют важную информацию по основам художественно-эстетического развития малышей. Хочется еще раз подчеркнуть что гораздо больших успехов можно добиться в сотрудничестве с родителями.
СЛАЙД 15
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает творчество как предпосылку формирования базиса личностной культуры. Творческий ребенок – это успешный ребенок. В группах корпуса совместная с родителями работа по художественному творчеству начинается ещё в адаптационный период. Стали традиционными в этот период занятия клуба «Выходного дня». Эти занятия позволяют нам не только начать работу по формированию интереса детей к художественному творчеству, но и создать положительный эмоциональный фон в отношении между детьми, педагогами и родителями.
СЛАЙД 16
Макросреда. Правильно спланированный, хорошо озелененный и эстетично оформленный прогулочный участок также является важнейшим условием художественно-эстетического развития дошкольников. На участках организуется ежедневное наблюдение за красотой и изменениями живой и неживой природы в разные времена года. Полученные яркие впечатления надолго остаются в памяти детей, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру, эстетическому вкусу.
СЛАЙД 17
Подводя итоги, хочется сказать: «Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов – они обязательно будут, просто не торопите события. Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам – это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях. Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться. Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов.
У талантливых педагогов – талантливые дети.