Шипитько Ольга Владимировна
Игры с липучками в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с липучками в коррекционной работе учителя-логопеда
Основная работа учителя - логопеда в работе с детьми с общим недоразвитием речи заключается в формировании у детей всех компонентов речи (пополнение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, развитие связной речи). Учителя-логопеды прибегают к поиску новых наглядно-дидактических пособий, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют ребенка, а порой и взрослого. И тогда педагогу приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал был для него интересен, не наскучил ребёнку. Ведь только положительные эмоции, правильная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые идеи и подходы в своей педагогической деятельности. Именно это ведёт его к поиску новых приёмов работы, современных универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка и её коррекции. Одной из разновидностей таких методических разработок являются «Игры на липучках».
Публикация «Игры с липучками в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Целью данного практического пособия является развитие всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.
Новизна практического пособия заключается в подборе, разработке, систематизации и внедрении в педагогический процесс уже знакомых игр в новой подаче, где наряду с развитием всех компонентов речи развивается мелкая моторика и моторная ловкость.
Игровые упражнения, используемые в пособии, простые и доступные, дают возможность педагогу творчески подходить к занятию, проявлять свою фантазию, варьировать задания, использовать индивидуально, а также с двумя детьми, применяя соревновательный момент. Увлекательный и занимательный материал в виде игр на липучках позволяет разнообразить методы и приёмы коррекционно-развивающего воздействия, а также превратить однообразную и монотонную работу в интересную и увлекательную игру.
Игры данной методической разработки можно использовать в различных видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, при организации индивидуальной работы с ребёнком, самостоятельной деятельности детей.
Преимущества игр на липучках:
• Яркие, красочные, реалистичные, наглядные альбомы – с ними действительно интересно заниматься, играя.
• Большое разнообразие вариантов игр. Все зависит только от фантазии педагога.
• Затрагивают все сферы развития ребенка – это развитие речи, фонетики и звуковой культуры речи, элементарные математические представления, ознакомление с окружающим миром.
• Развивают воображение, внимание, память, мышление и мелкую моторику, тактильные ощущения.
• Влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам детали не теряются.
• Достаточно мобильны.
Я хочу представить вашему вниманию игры на липучках, сделанные мною и используемые в работе с дошкольниками.
Альбом «Азбука»
Прекрасный большой альбом для развития фонематического слуха и ознакомления со всеми буквами алфавита!
Альбом представляет из себя набор основ и карточек. На каждой основе изображена буква, вокруг которой есть 5 пустых окошек с теневым изображением картинки. На карточках - красочные картинки с изображениями животных, предметов, фруктов и другого, названия которых начинаются на эту букву. В наборе 158 съёмных карточек. Для удобства ориентировки и запоминания, гласные буквы - красного цвета, а согласные синие.
«Алфавит от А до Я»
«Алфавит от А до Я» - это эффективный современный способ выучить с дошкольником все буквы алфавита. Липучки помогут ребенку развить ловкость, координацию движений и мелкую моторику.
В наборе – 4 ламинированных листа А4 с буквами русского алфавита и 56 картинок на липучках, которые легко прилипают к игровому полю. В игре необходимо поместить изображение картинки на букву, с которой она начинается. Игра развивает фонематический слух, так как картинки подобраны на твёрдые и мягкие звуки. Съёмные детали хранятся в пластиковом конверте на последней странице пособия.
Игра «Весёлый поезд»
Пособие состоит из паровоза и вагонов, на которых прикреплены липучки, чтобы поместить на них буквы и картинки. Игра способствует развитию фонематического слуха, слоговой структуры слова, запоминанию букв как графического образа звука, а также развитию мелкой моторики. На паровоз можно прикреплять буквы или слоговые схемы, а к вагонам красочные картинки с изображением животных.
Игра не оставит равнодушными никого благодаря ярким и красочным изображениями и различным вариантам игры!
Игра «Улитка»
Это игровое пособие создано по образу и подобию всем известной игры. Новизной является использование липучек, которые позволяют детям надёжно прикрепить картинку к основе, развивают мелкую моторику.
Пособие «Читаю слоги»
Данное пособие на липучках в игровой форме помогает дошкольникам на первом этапе обучения чтению. Ребёнок закрепляет графический образ буквы, учится составлять и читать прямые и обратные слоги. Пособие представляет собой ламинированные листы А4 с гласными буквами и кружки на липучках с согласными буквами. Ребёнок помещает любую согласную букву в свободный кружочек и, проводя пальчиком по стрелочке, читает слог.
Пособие «Зимующие и перелётные птицы»
Цель: формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашей страны, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Задачи:
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Развивать память, внимание, речь, совершенствовать моторику пальцев рук.
Пособие «Предлоги-помощники»
Цель данного пособия – уточнение и закрепление правильного употребления предлогов.
Задачи: упражнять детей в правильном использовании простых и сложных предлогов: В, ИЗ, НА, С, СО, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, К, ОТ. Формировать умение составлять грамматически правильные предложения, используя предлагаемые предлоги.
Важно научить детей дошкольного возраста распознавать предлоги, понимать для чего они нужны и грамотно их использовать. Для этого можно использовать данную игру, карточки с надписями и картинками, которые демонстрируют предлоги и ситуации, в которых уместно их употребление.
Ребёнку предлагается к схеме-предлогу подобрать соответствующие карточки, прикрепить их с помощью липучки и составить предложение с этим предлогом.
Пособие «Он, она, оно, они»
Цель игры «Он, она, оно» – формирование навыка соотносить существительные по роду: мужскому, среднему, женскому.
Задачи: обучение умению согласовывать слова определенного рода с местоимениями он, оно, она, а также множественного числа – они;
получение навыка определения принадлежности притяжательных местоимений мой, мое, моя к роду, и к множественному числу – мои;
формирование умения сочетать существительные с прилагательными;
развитие логического мышления; улучшение моторики пальцев рук.
Задача игроков – правильно разделить картинки в соответствии с принадлежностью изображенного объекта или явления к роду существительного.
Пособие «Животные жарких стран и Севера»
Цель: формировать обобщённые представления у детей о животных жарких стран и Севера, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Задачи:
Учить различать животных по внешнему виду и находить их на картинках.
Развивать память, внимание, речь, моторную ловкость.
Воспитывать бережное отношение к животным.
Пособие «Дикие и домашние животные»
Цель: формировать у детей обобщённые представления о домашних и диких животных нашей страны, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Задачи:
Учить различать животных по внешнему виду и находить их на картинках.
Развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к миру животных.
Второй вариант игры:
Пособие «Из чего сделано?»
Игра знакомит дошкольников с основными физическими свойствами предметов, учит выявлению и обобщению объектов по материалам, из которых они изготовлены.
Задачи:
- формирование представления о создании и свойствах предметов окружающего мира;
- знакомство с продукцией, производимой руками человека;
- формирование представления о назначении разных вещей и значимости человеческого труда;
- развитие любознательности, расширение кругозора и словарного запаса;
- развитие логического мышления, обучение навыку сравнения, определения причинно-следственных связей; связной речи, мелкой моторики.
Игровой материал: игровые поля с изображением материала и пустых мест – 6 штук, маленькие предметные карточки - 48 штук. Правила игры: распределить предметы по группам: - из железа; стекла, резины, дерева, пластмассы и муки.
Заключение:
Игры на липучках помогают воспитывать интерес к окружающему миру, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.
Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игр с липучками дает положительный результат. Наблюдается желание детей участвовать в процессе обучения, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, обобщать предметы по существенным признакам, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Игры позволяют у дошкольников 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи совершенствовать лексико-грамматические категории, сформировать фонематическое восприятие, что является важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте.