Вискунова Анастасия
Игровые приёмы по формированию зрительного образа буквы у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. слайд В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. В дальнейшем это может привести к дисграфическим ошибкам.
Публикация «Игровые приёмы по формированию зрительного образа буквы у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
2слайд . Дисграфия-это нарушение письменной речи, проявляющиеся в специфических ошибках, не связанных с незнанием орфографических правил.
Часто встречается оптическая дисграфия. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Проявляется в не дописывании элементов, или дописывание лишних, зеркальное письмо.
Итак, какие же приёмы можно использовать для формирования зрительного образа буквы? А так же для профилактики оптической дисграфии?
3 слайд. При знакомстве с буквой рассматриваются элементы, их количество. В какую сторону «смотрит» буква? (Вправо, влево, прямо). Обводим пальчиком образец и пишем её в воздухе. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается.
Рассматриваются элементы, их количество. В какую сторону «смотрит» буква? (Вправо, влево, прямо). Напоминаем ребёнку, что все элементы пишутся сверху вниз. При написании слогов, слов строка заполняется слева направо.
4 слайд Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Для лучшего запоминания зрительного образа букв мы соотносим букву с каким-либо сходным по форме предметом: О – с формой рта при произнесении звука О, Ж – с жуком, и т. д. А затем мы вместе с детьми придумываем, на что ещё похожа эта буква. Для дифференциации образов букв использую на занятиях стихотворения и загадки о буквах. используются стихотворения и загадки о буквах. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.
5 слайд сравниваем буквы с различными небуквенными изображениями (предметами)
6 слайд Изображаем изучаемую букву телом.
7слайд Изображаем изучаемую букву с помощью рук. Все буквы алфавита можно изобразить руками.
8 слайд Безусловно полезным для запоминания букв является выкладывание их из счётных палочек, карандашей кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; Определение буквы, написанной на ладони, в воздухе на спине (пальцем на коже медленно проводится контур буквы, с закрытыми или открытыми глазами.
9 слайд Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка. Эта работа осуществляется как по образцу, так и по представлению. Реконструирование букв. Например из буквы И можно сделать букву П, передвинув только одну палочку.
10слайд Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами выполненных из наждачной бумаги, меха и т. д. и наклеенных на картонную основу. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слово на заданный звук, положить букву на стол так, чтобы она отражала верное написание.
Выкладывание букв из различных конструкторов, магнитных, лего, конструктор-липучки, мозаики.
11 слайд Выкладывание на столе букв из мелких предметов (бусинок, фасоли и т. д. из шнурка, ниточки, проволочки, из карандашей, верёвочек; моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки.