Лучший педагог года

Развитие познавательной активности дошкольников

чиркина светлана
Развитие познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Статья на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников».

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном детстве, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Детское исследование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности.

В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования. Дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения.

В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:

• постановка проблемы, которую необходимо разрешить

• целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

• выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)

• проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)

• анализ полученного результата (подтвердилось — не подтвердилось)

• формулирование выводов.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания

• идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации

• развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы

• происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения

• детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата

• в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Памятка воспитателю по развитию познавательной активности детей

• Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.

• Не сдерживайте инициативу детей.

• Не делайте за них то, что они могут делать (научиться делать) самостоятельно.

• Не спишите с вынесением оценочных суждений.

• Помогайте детям учится управлять процессом усвоения занятий: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем познания; анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

• Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

• Внимательно вслушивайтесь в вопрос ребенка, постарайтесь понять, что заинтересовало его в том предмете, явлений, о котором он спрашивает.

• Давайте краткие и доступные детскому пониманию ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

• Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

• Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?».

• Отвечая, постарайтесь вовлечь ребенка в наблюдения за окружающей жизнью, перечитайте книгу, рассмотреть вместе с ним иллюстрации.

• Отвечая, воздействуйте на чувства ребенка. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность окружающим людям.

• Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

• При поддержании интереса детей к познавательному экспериментированию:

- не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важное качество, как любознательность;

- нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых;

- сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка;

- не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка.

Осознание своей неуспешности приводит к потере интереса к этому виду деятельности;

- импульсивное поведение ребенка в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые взрослые считают нарушением правил, требований. Однако если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобразительностью и при этом преследует цель навредить кому-либо, это не проступок, а шалость;

- нужно поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность, потребность в исследованиях;

- надо предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием;

- если у вас возникает необходимость что-то запретить, обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно;

- с раннего детства нужно побуждать ребенка доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность- ваша положительная оценка для него важнее всего;

- проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, нужно беседовать с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Следует расспросить его о результатах деятельности, о том, как он их достиг (дошкольник приобретает умения формулировать выводы, рассуждать и аргументировать).

Публикации по теме:

Презентация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством метода проектной деятельности» Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.

Консультация «Влияние личностно-ориентированной модели общения на развитие познавательной активности дошкольников» Отличительная особенность современной России – её устремлённость в будущее, которое невозможно без высокоразвитых, творческих членов общества.

Педагогическая концепция «Развитие познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность» Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Актуальность темы Метод проекта.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельно .

Презентация «Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно – ролевую игру в соответствии с требованиями ФГОС. Дошкольный возраст.

Развитие познавательной активности детей Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при формировании представлений посредством дидактических игр математического.

Презентация «Развитие познавательной активности старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность Детское экспериментирование.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности "Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности". В настоящее время от человека.

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, является - развитие.

Развитие познавательной активности младших школьников Гайдарова Д. М., студентка психолого-педагогического факультета,5 курса, филиал СГПИ г. Буденновске г. Буденновск, Российская Федерация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 11 мая 2018 в 14:53
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем чиркина светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД