Папки-передвижки

Игры на развитие фонематического слуха

Мария Пащенко
Игры на развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Фонема

С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

Темочки:

путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;

совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;

пропускает слоги в словах;

не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);

не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

дисграфия;

дислексия;

низкая скорость чтения, письма;

ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.

Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.

Игры повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, формируют чувство ритма и тембровый слух.

Игры на развитие фонематического слуха

«Хлопни, топни и т. д. – если услышишь заданный звук; слог; слово»

Цель: развивать навыки фонематического слуха, дифференциация звуков в слогах, словах.

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук [а], и топнуть когда он услышат звук [у].

«Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори»

Дети по очереди повторяют за логопедом слоги и словосочетания.

«Где ты слышишь звук…. – в начале, в середине или в конце слова?»

Цель: развивать навыки фонематического слуха.

Описание. Подобрать слова в которых заданный звук находится в начале слова, в середине и в конце слова.

«Помоги аисту и утки»

«Помоги Уле и Инне»

Цель: дифференциация звуков [а] – [у], [у] – [и] в словах в начальной позиции.

Речевой материал: азбука, утюг, апельсин, улитка, альбом…. .

-Аисту дам азбуку;

Утки дам улитку; и т. д.

«Хлопни в ладоши»

Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять из ряда гласных, слогов, слов начальной ударной позиции.

Речевой материал: о, а, у, и, о, а.

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].

«Магнитофон»

Цель: развивать фонематический слух, слуховое внимание, память, воспроизведение слоговых рядов из двух слогов.

Слоговые ряды: ко – ка ку – кы ки – ка ки - кэ

ко – ку ка – кэ ки – кы кю - кя

«Подними символ»

Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умении дифференцировать гласные и согласные звуки.

Описание. У детей на столах гласные звуки «А, «У», «И». Логопед медленно произносит гласные и согласные звуки: и –о-а-с-к-п-и-о-р-у-ж-и-о-м-и и т. д. Дети поднимают соответствующий символ, услышав какой – либо из 3 – х представленных звуков.

«Поймай звук»

Цель:

Описание: предложите ребенку хлопнуть в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т. д., когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

Какое слово задумано?

Цель:

Описание: взрослый показывает детям картинки и называет их, пропуская первый звук ….омашка,, а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромащка).

Подскажи звук

Цель:

Описание: Взрослый предлагает детям договаривать последний звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).

Какой звук есть во всех словах

Цель:

Описание: взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: танк, тарелка, конфета – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Скажи наоборот

Цель:

Описание: взрослый поговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Сложи звук

Цель:

Описание: взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные их слоги и слова, например: [М] [А] - МА; [Н] [О] [С] – НОС.

Зоркий глаз

Цель: Описание: детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

Чистоговорки

Цель:

Описание: взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.

Ба-бо-ба – у дороги два стол. (ба).

За-зу-за – уходи домой, ко (за).

Ти-ди-ти – на Луну ле….(ти).

Де-де-те-сядем в темно. (те).

Лю-лу-лю – лук зеленый я по. (лю).

Фе-ве-фе-посижу я на со (фе).

Назови слова на звук….

Цель:

Описание: взрослый предлагает ребенку придумать слова на заданный звук.

Что лишнее?

Цель:

Описание: взрослый произнести ряды слогов «па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа», ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Назови по порядку

Цель: развивать навыки порядного анализа и синтеза слияния звуков [ау],

[уа].

Описание. Логопед показывает детям картинки, на которой изображены девочки. заблудившиеся в лесу, и спрашивает детей, что кричат девочки. Дети отвечают: «Ау!» Логопед просит подумать и назвать. какой звук произносят девочки первым, а какой – вторым. Аналогично проводится анализ слияния [уа] при демонстрации картинки, на которой изображен плачущий малыш в коляске.

«Подними сигнал»

Цель: учить детей выделять звук [Б] из ряда звуков, слогов, слов (начала и середины).

Речевой материал: б, т, к, б, м, н.

Описание. Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети – ставить утенка на начало, середину или конец полоски в зависимости от того, где находится звук в произнесенном слове (в начале, в середине. в конце)

.

«Волшебные часы»

Цель: развивать навыки дифференциации согласных [в], [ф] в словах.

Описание. На больших магнитных часах закреплены картинки, в названии которых есть звуки [в], [ф] : вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона.

Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой – со звуков [ф].

«Утенок гуляет»

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Речевой материал: слова: хвост. мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.

Описание. Перед каждым лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети – ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).

«Назови гласные»

Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умение дифференцировать гласные и согласные звуки.

Речевой материал: слова: нитка, ножницы, катушка, игла, наперсток, машинка, спицы, мелок.

Описание. Логопед предлагает детям послушать слова и назвать гласные звуки.

«Спой, как я»

Описание. Взрослый катит мяч ребенку и длительно произносит гласный звук (А, О, У, Э, И, Ы, ребенок повторяет действия взрослого.

«Эхо» Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, выделение и называние первого звука.

а) в звукосочетаниях: ау, аы, ао, аи.

б) в обратных слогах: ам, ат, ап, ак.

в) в словах: аист, акация, антенна.

«Какой звук пропущен?»

Цель: анализ и синтез слов.

Описание. на доску выставляется по два согласных звуков, между ними вставлено место для символа гласного звука: Б, К, Д, М, С, К. Синтез и «чтение» восстановленных слов с вариантами (БАК, ВОК, ТЫК, БОК, СОК, СУК, ДЫМ).

«Будь внимательным»

Цель: учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Описание. Логопед: «Если я назову большого братца – звук [Б], то вы сделаете вдох, поднимите руки вперед вверх, разведете их в стороны. Когда я назову маленького братца – звук [Бь], то опустите руки, ладони на нижние ребра и сделаете выдох.

«Сигнальщики»

Цель: воспроизводить слоговые ряды, научить слышать и дифференцировать его на слух.

а) в слогах: за, жа, ас, жо, со, су….

б) в словах: жук, дуб, везу, лоза, зал, усы.

«Чуткое ухо»

Цель: учить ребенка выделять заданный звук из ряда звуков и слов.

Описание. Взрослый предлагает ребенку подбросить мяч вверх, если дети услышат заданный звук среди других звуков или в словах.

«Светофор»

Цель: развивать навыки дифференциации твердых и мягких согласных.

Описание. Взрослый предлагает ребенку определить какой из согласных звуков (твердый или мягкий) «живет» в слове. Если в слове «живет» твердый согласный звук, то ребенок подбрасывает вверх мяч синего цвета, если в слове «живет» его мягкая пара, то ребенок подбрасывает мячик зеленого цвета.

«Повтори за мной»

Цель: уметь воспроизводить слоговые ряды, развитие фонематического восприятия.

Ход игры. Логопед произносит слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками (п, т, к, х, в, м) например ТО – ТУ – ТА. Одновременно выставляет на полотне в ряд символы произнесенных слогообразующих гласных «О», «У», «А» и т. д. Затем просит детей повторить слоговой ряд. Варианты усложнения слогового ряда: ПА – ПО – ПУ – ПЫ, ОК – УК – ИК – АК, АМ – ОМ – УМ – ИМ.

«Угадай звук по описанию»

Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков,

Описание. Взрослый без голоса, одними губами, «произнести» гласные звуки [а], [о], [у], [и]. Ребенок должен угадать. Потом он может «загадать» взрослому свои гласные звуки.

«Сколько раз я назову звук?»

у; у -у ; у; у-у-у; у-у-а; а-у-а.

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстрота реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед. Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А – У – О – А – А – А – О – У.

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед. Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А- Э –У – Ы – Э – А – У – О – А – Э – Ы – Э.

«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Описание. Логопед предлагает детям попеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А – А – А – А – А.

«Мяч передай, слово называй»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу, ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой. Следующий игрок самостоятельно придумывает на заданный звук и передает мяч дальше.

«Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Логопед бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

«Стучалочка»

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу.

Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка четкого произношения гласных звуков.

Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа на один выдох, например : А Э У

АА ЭЭ УУ

ААА ЭЭЭ УУУ

«Хлопни в ладоши, если услышишь звук в слове»

Цель: учить детей выделять заданный звук изолированно, в слогах, словах.

Описание. Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети хлопают в ладоши в том, случае, если они услышат заданный звук….. (изолированно, в слогах, словах) : м, а, у, м, м; ам, ар, ор, ом, ка, са, мы, ма; мак, Оля, муха, дом, суп, мука.

«Что я пропустила?»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры. У детей на столах лежат гласные звуки «А», «У», «И», «О». Логопед обращается детям:

«Дети, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает первый звук в своих словах. Давайте перехитрим его и отгадаем этот звук».

Логопед четко, сохраняя ударение, произносит примерно такие сочетания звуков: -ка, - голка, -слик, - грушка и т. д.

«Что в середине слова?»

Цель: учить детей выделять гласный звук в слове, находить нужный символ, различать гласные символы.

Ход игры. Логопед выставляет картинки, на которых изображены: сад, сок, сыр, мак, волк, нос. Здесь же, ниже выставлены символы звуков: «А», «У», «Ы» (3 шт.) на каждый звук, ставятся вместе, один сзади другого. Вызванный ребенок громко произносит слово, выделяя голосом гласную. Затем находит нужный символ и ставит его перед картинкой.

«Какой спрятался звук в слове?»

Цель: закрепление гласных звуков в слове,

Ход игры. У всех на столах символы звуков.

Задание: Слушать слова и искать какой звук «спрятался» в середине слова. Затем медленно выделяя голосом гласный, логопед произносит слова: сок, мир, зал, мост. Дети поднимают соответствующий символ после каждого слова.

«Кто самый внимательный?»

Цель: учить детей выделять на слух и в произношении звук [Х] .

Описание: у каждого на столе по 3 картинки. Надо выбрать ту, в названии которой есть звук [Х] : дом, мяч, петух, окно, халат, стул, муха, вода, груша; хобот, лапа, конь и т. д. Картинки выставляются на панно. Детям предлагается назвать все слова, выделить общий звук в словах. Картинки убираются. Надо назвать все слова со звуком [Х].

«Хомка играет в прятки»

Цель: учить детей выделять на слух и в произношении звук [Х] в начале и в конце.

Описание. Логопед произносит слова со звуков [Х], а дети на карточках с 3 клетками обозначают символом место звука [Х] в слове: хомяк, слух, смех, хлеб, ухо, мех, пух, хоровод, пастух, хобот, страх.

«Путешествие в звуковой лес»

Цель: развивать фонематическое восприятие, учить выделять звук из ряда изученных звуков.

Описание. Сейчас мы с вами отправимся в звуковой лес, где живут разные звуки. Увидеть их нельзя, но можно услышать, если будете внимательны. Как только услышите звук [Б] – хлопните в ладоши, «поймайте его». Логопед произнести: п, б, н, м, б, т, м, б, …. .

«Внимательные ушки»

Цель: продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, учить детей выделять на слух и в произношении звука [Х] в начале слова и в конце.

Описание. Если услышите звук [Х] – песенку хомячка в слове – поднимите сигнал: муха, мука, мак, мох, вата, хата, петух, стук, и т. д.

«Запомни – повтори»

Цель: развивать фонематическое восприятие, учить детей воспроизводить слоговые ряды с ритмическим рисунком.

(воспроизведение слоговых рядов с ритмическим рисунком).

ба – ба – ба бо – бо – бо бу – бу – бу

ба – ба – ба бо – бо – бо бу – бу – бу

«Выбери картинку»

Цель: учить детей различать гласные звуки [А], [У], закреплять знания символов.

Описание. На доске картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «А» и «У» (выставляются картинки 10 – 15 шт., в названии которых начальные гласные звуки.

Выбрать картинки, названии которых начинаются на «А», и «У». Вызвать 2 – х детей. Дать им в руки зрительные символы названных звуков. После того, как картинки отобраны, дети ставят на полотно свой звуковой символ и называют все картинки, выделяя голосом 1 – й звук, остальные дети контролируют правильность ответа.

«Картинки для Дани и Димы»

Цель: дифференциация звуков [Д] – [Дь] на слух и в произношении, развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

( Предметные картинки: дыня, доски, бидон, вода, диван, дельфин, индюк, лебеди).

-Диван дам Дане. У Дани диван.

-Дыню дам Дине. У Дины дыня.

«Мяч не трогать иль поймать – постарайтесь отгадать»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстрота реакции, закрепление звуков.

Описание. Логопед предлагает перед ним детям ловит мяч, если услышит в слове звук, обозначенный символом, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок, поймает мяч. Полезно проконтролировать сознательность его выбора. то есть предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.

«Звуковичок» или «Где живет звук?»

(определение позиции звука в слове – в начале, середине или в конце).

Цель: развитие фонематических представлений, развивать навыки оппозиционного анализа в словах.

Описание: передвигая «звуковичок» по дорожке (картонной полоске) слева направо. Педагог медленно произнести слово, делая акцент на заданный звук (например, СССамолет или подноССС). Если звук слышится в начале слова, «звуковичок» остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова «звуковичок» «доходит» до конца дорожки и останавливается там.

Лото

Цель: развитие фонематического слуха, учить детей определять звук в слове (начало – середина – конец).

Описание. Логопед дает инструкцию: разложить в две, три стопки слова или карточки с определенной позицией (местом звуков, определенным звуком). Второй вариант: направо – одни, налево – другие. При соревновании двух – трех детей побеждает тот, кто набрал большее количество слов или карточек.

«Найди ошибку»

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Описание: Логопед называет ряд слогов, дети внимательно слушают. Затем, если логопед называет, т. е. повторяет в том же порядке, дети показывают сигнал, если нет – произносят правильно.

«Услышь и повтори»

Цель: развивать фонематический слух, слуховую память.

Описание. Дети произносят слоги со звуком [з], логопед добавляет их до слов, (услышанное полученное) слово повторяется целиком. Или же наоборот, логопед начинает, дети заканчивают слово со звуком [з] и повторяют все слово.

за – пах та - зы

за – гар зу - бок

за – пас гре – зы

«Угадай, что звенит»

Цель: развивать фонематическое восприятие, путем выделения заданного звука из ряда других звуков, в слогах и словах.

Описание. На услышанный звук, подними руку.

а – у - ф – з – х – ш – з с – ж – в – з

са – зо – жу – фо – ше – же – зу

сухари – запах – шапка – фабрика – золото – арбуз

«Кулак или ладошка»

Цель: различение на слух твердых и мягких согласных.

Описание. Логопед произносит слова звуками …. Дети на слово с твердым согласным звуком ударяют кулаком по столу, а на слова с мягким согласным звуком мягко прикасаются к столу ладошкой.

«Оркестр барабанщиков»

Цель: развивать фонематический слух, учить детей воспроизводит слоги парами.

Повторить слоги парами: пам – бам, пум – бум, пом – бом, пим – бим, затем, логопед называет первый слог, а дети подбирают похожий по звучанию.

«Камешек и вата»

Цель: дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух.

Описание. У детей в рабочих пеналах приготовлены ватные шарики и камешки. Нужно читать слова на дифференцируемые звуки, а дети поднимают камешек или вату, в соответствии с тем, какой звук мягкий или твердый.

«Скажи наоборот» (игра с мячом)

Цель: дифференциации твердых и мягких согласных

Описание. Взрослый произносит слог с твердым согласным звуков, при этом кидает мяч ребенку, ребенок ловит мяч произносит слог с мягким согласным звуком, возвращая мяч взрослому, и т. д. ( например: ма – мя; мо – ме, му – мю, мы – ми, мэ – ме).

«Прочитай, не ошибись»

Цель: развивать навыки порядного анализа слияний [ау], [уи], [ауо] [оуи].

Описание. Выложить перед детьми на доске по 2, а затем по 3 символа в ряд. Дети произносят сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи и т. д.

«Сосчитай и отложи»

Цель: развитие фонематического слуха, закрепление знаний гласных звуков.

Описание. У каждого на столе символы, логопед производит сочетания из 2 – 3-х, 4-х звуков. Например: ао, аоу, оауи и т. д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесенных звуков и выложить на столах в ряд соответствующие символы. Затем задать детям вопросы: «Сколько звуков я сказала? Повтори их».

«Подбери картинку с таким же гласным звуком в слове»

Цель: развивать навыки фонематического восприятия, внимание и памяти детей.

Описание. Детям раздаются по 2 – 3 картинки, в название которых содержится один гласный звук мох, бак, бык, лист и пр.). Одна картинка выставляется на доске, к которой подходят дети, нашедшие в своих словах такой же гласный звук. В случае ошибок или сомнений используются зрительные символы.

«Великаны – гномики»

Цель: развивать навыки фонематического восприятия, различение звуков в слогах, в словах.

Описание: на мягкий звук дети приседают, становятся маленькими гномиками, а твердый – становятся на носочки и поднимают руки вверх – превращаются в великанов (ка, кя, ки, ко, ку, ка, корка. кошка, киска, кубик, ком, кино).

«Поймай слово за хвостик»

Цель: учить детей выделять в конце звук в слове.

Описание. Логопед показывает детям предметные картинки, называет их, утрируя произношения последнего звука в слове, вместе с детьми называет последний звук – «ловит слово за хвостик».

«У каждого свой хвостик»

Описание. У каждого ребенка предметная картинка и модель слова (карточка на определение звука в слове, дети по очереди называют картинку, проводя пальчиком по модели слова, затем называют последний звук в своем слове, выставляют в конце слова символ – звук.

«Живые звуки»

Цель: закреплять навык звукового анализа слов

1. Ход игры : Педагог раздает символы звуков, из которых можно составить короткое слово (УМ, МОХ, СУП и пр.) двум – трем детям. Четко акцентировано произнося каждое слово. Взрослый предлагает им встать так, чтобы остальные дети увидели и смогли синтезировать (собрать) из звуков названное слово.

2. Ход игры : один ребенок – звук С, другой – О, третий - К. Играющие дети называют эти звуки. Затем прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному. Спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

«Как их зовут?»

Цель: закреплять у детей умение сложных форм звукового анализа и синтеза слов.

Материал: 1) Карточки с изображением девочек и мальчиков четырех – пяти). Сверху каждой расположены 4 – 5 «кармашка» для предметных картинок, внизу – «кармашки» для букв.

2) Предметные картинки (лошадь, арбуз, рак, астра, шар, утка, рыба, апельсин; мышь, автобус, шишка, антенна; рука, осы, мак, мак, аист); карточки с буквами а, у, о, с. Л, М, Ш, Р.

Описание. Логопед предлагает узнать, имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Для этого нужно определить первые звуки в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют: «лошадь, арбуз, рак, астра». Из первых звуков слов составляют имя «Лара» и т. д.

«Слушай и складывай»

Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, чтения слияния гласных.

Описание: У каждого ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: гласных [АУ], [УА], [АО], [УО], [ОУ], а дети выкладывают эти сочетания из букв и читают. Называют, какой звук они произнесли первым, какой – второй.

«Гласная потерялась»

Цель: развивать зрительное внимание, навыки звукобуквенного анализа.

Описание: на магнитной доске картинки с изображением цветка мака, кота, кита и карточки: а) с гласными а, и, о, б) со словами: м, к, к, т, к, т.

Логопед предлагает детям подумать, какие гласные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помещаются под соответствующие картинки.

«Живые буквы»

Цель: закреплять навык звукобуквенного анализа слов: мак, кот, кит, кок, ком.

Описание: Логопед прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, чтобы получилось ее название.

«Дорожки грамотеек»

Цель: развитие фонематического восприятия. дифференциация твердых и мягких согласных.

Описание. Детям предлагаются соединить гласные буквы Я, Ю, Е, Е с теми картинками, в название которых они пишутся. Аналогично с гласными буквами А, О, У, Э.

Методические рекомендации. Игру можно использовать как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной коррекционной работе. После выполнения задания можно предложить записать полное название картинки, включающее буквы Е, Е, Ю, Я.

«Где услышишь звук в слове?»

Цель: учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.

Описание. Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.

Ребенок. Звук [У].

Взрослый, где ты услышал звук [У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок. В начале слова.

Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, 6 которых звук находится в конце слова (игра, нора, ура, затем назовите слова, к которых заданный звук находится в середине слова (мак, рак, лак). Надо помнить. что ребенку легче выделить заданный звук в начале и конце слова и труднее всего услышать звук в слове.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Автор публикации:
Игры на развитие фонематического слуха
Опубликовано: 22 декабря 2020 в 16:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры на развитие фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Мария Пащенко (УИ 694602) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД