Мария Пащенко
Игры на развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Фонема
С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.
Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.
При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:
Публикация «Игры на развитие фонематического слуха» размещена в разделах
путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
пропускает слоги в словах;
не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).
В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:
дисграфия;
дислексия;
низкая скорость чтения, письма;
ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.
Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.
Игры повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, формируют чувство ритма и тембровый слух.
Игры на развитие фонематического слуха
«Хлопни, топни и т. д. – если услышишь заданный звук; слог; слово»
Цель: развивать навыки фонематического слуха, дифференциация звуков в слогах, словах.
Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук [а], и топнуть когда он услышат звук [у].
«Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори»
Дети по очереди повторяют за логопедом слоги и словосочетания.
«Где ты слышишь звук…. – в начале, в середине или в конце слова?»
Цель: развивать навыки фонематического слуха.
Описание. Подобрать слова в которых заданный звук находится в начале слова, в середине и в конце слова.
«Помоги аисту и утки»
«Помоги Уле и Инне»
Цель: дифференциация звуков [а] – [у], [у] – [и] в словах в начальной позиции.
Речевой материал: азбука, утюг, апельсин, улитка, альбом…. .
-Аисту дам азбуку;
Утки дам улитку; и т. д.
«Хлопни в ладоши»
Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять из ряда гласных, слогов, слов начальной ударной позиции.
Речевой материал: о, а, у, и, о, а.
Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].
«Магнитофон»
Цель: развивать фонематический слух, слуховое внимание, память, воспроизведение слоговых рядов из двух слогов.
Слоговые ряды: ко – ка ку – кы ки – ка ки - кэ
ко – ку ка – кэ ки – кы кю - кя
«Подними символ»
Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умении дифференцировать гласные и согласные звуки.
Описание. У детей на столах гласные звуки «А, «У», «И». Логопед медленно произносит гласные и согласные звуки: и –о-а-с-к-п-и-о-р-у-ж-и-о-м-и и т. д. Дети поднимают соответствующий символ, услышав какой – либо из 3 – х представленных звуков.
«Поймай звук»
Цель:
Описание: предложите ребенку хлопнуть в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т. д., когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
Какое слово задумано?
Цель:
Описание: взрослый показывает детям картинки и называет их, пропуская первый звук ….омашка,, а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромащка).
Подскажи звук
Цель:
Описание: Взрослый предлагает детям договаривать последний звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).
Какой звук есть во всех словах
Цель:
Описание: взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: танк, тарелка, конфета – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Скажи наоборот
Цель:
Описание: взрослый поговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
Сложи звук
Цель:
Описание: взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные их слоги и слова, например: [М] [А] - МА; [Н] [О] [С] – НОС.
Зоркий глаз
Цель: Описание: детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Чистоговорки
Цель:
Описание: взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба – у дороги два стол. (ба).
За-зу-за – уходи домой, ко (за).
Ти-ди-ти – на Луну ле….(ти).
Де-де-те-сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю – лук зеленый я по. (лю).
Фе-ве-фе-посижу я на со (фе).
Назови слова на звук….
Цель:
Описание: взрослый предлагает ребенку придумать слова на заданный звук.
Что лишнее?
Цель:
Описание: взрослый произнести ряды слогов «па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа», ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Назови по порядку
Цель: развивать навыки порядного анализа и синтеза слияния звуков [ау],
[уа].
Описание. Логопед показывает детям картинки, на которой изображены девочки. заблудившиеся в лесу, и спрашивает детей, что кричат девочки. Дети отвечают: «Ау!» Логопед просит подумать и назвать. какой звук произносят девочки первым, а какой – вторым. Аналогично проводится анализ слияния [уа] при демонстрации картинки, на которой изображен плачущий малыш в коляске.
«Подними сигнал»
Цель: учить детей выделять звук [Б] из ряда звуков, слогов, слов (начала и середины).
Речевой материал: б, т, к, б, м, н.
Описание. Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети – ставить утенка на начало, середину или конец полоски в зависимости от того, где находится звук в произнесенном слове (в начале, в середине. в конце)
.
«Волшебные часы»
Цель: развивать навыки дифференциации согласных [в], [ф] в словах.
Описание. На больших магнитных часах закреплены картинки, в названии которых есть звуки [в], [ф] : вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона.
Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой – со звуков [ф].
«Утенок гуляет»
Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.
Речевой материал: слова: хвост. мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.
Описание. Перед каждым лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети – ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).
«Назови гласные»
Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умение дифференцировать гласные и согласные звуки.
Речевой материал: слова: нитка, ножницы, катушка, игла, наперсток, машинка, спицы, мелок.
Описание. Логопед предлагает детям послушать слова и назвать гласные звуки.
«Спой, как я»
Описание. Взрослый катит мяч ребенку и длительно произносит гласный звук (А, О, У, Э, И, Ы, ребенок повторяет действия взрослого.
«Эхо» Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, выделение и называние первого звука.
а) в звукосочетаниях: ау, аы, ао, аи.
б) в обратных слогах: ам, ат, ап, ак.
в) в словах: аист, акация, антенна.
«Какой звук пропущен?»
Цель: анализ и синтез слов.
Описание. на доску выставляется по два согласных звуков, между ними вставлено место для символа гласного звука: Б, К, Д, М, С, К. Синтез и «чтение» восстановленных слов с вариантами (БАК, ВОК, ТЫК, БОК, СОК, СУК, ДЫМ).
«Будь внимательным»
Цель: учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
Описание. Логопед: «Если я назову большого братца – звук [Б], то вы сделаете вдох, поднимите руки вперед вверх, разведете их в стороны. Когда я назову маленького братца – звук [Бь], то опустите руки, ладони на нижние ребра и сделаете выдох.
«Сигнальщики»
Цель: воспроизводить слоговые ряды, научить слышать и дифференцировать его на слух.
а) в слогах: за, жа, ас, жо, со, су….
б) в словах: жук, дуб, везу, лоза, зал, усы.
«Чуткое ухо»
Цель: учить ребенка выделять заданный звук из ряда звуков и слов.
Описание. Взрослый предлагает ребенку подбросить мяч вверх, если дети услышат заданный звук среди других звуков или в словах.
«Светофор»
Цель: развивать навыки дифференциации твердых и мягких согласных.
Описание. Взрослый предлагает ребенку определить какой из согласных звуков (твердый или мягкий) «живет» в слове. Если в слове «живет» твердый согласный звук, то ребенок подбрасывает вверх мяч синего цвета, если в слове «живет» его мягкая пара, то ребенок подбрасывает мячик зеленого цвета.
«Повтори за мной»
Цель: уметь воспроизводить слоговые ряды, развитие фонематического восприятия.
Ход игры. Логопед произносит слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками (п, т, к, х, в, м) например ТО – ТУ – ТА. Одновременно выставляет на полотне в ряд символы произнесенных слогообразующих гласных «О», «У», «А» и т. д. Затем просит детей повторить слоговой ряд. Варианты усложнения слогового ряда: ПА – ПО – ПУ – ПЫ, ОК – УК – ИК – АК, АМ – ОМ – УМ – ИМ.
«Угадай звук по описанию»
Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков,
Описание. Взрослый без голоса, одними губами, «произнести» гласные звуки [а], [о], [у], [и]. Ребенок должен угадать. Потом он может «загадать» взрослому свои гласные звуки.
«Сколько раз я назову звук?»
у; у -у ; у; у-у-у; у-у-а; а-у-а.
«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстрота реакции, закрепление знания гласных звуков.
Логопед. Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А – У – О – А – А – А – О – У.
«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Логопед. Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А- Э –У – Ы – Э – А – У – О – А – Э – Ы – Э.
«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Описание. Логопед предлагает детям попеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А – А – А – А – А.
«Мяч передай, слово называй»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу, ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой. Следующий игрок самостоятельно придумывает на заданный звук и передает мяч дальше.
«Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Логопед бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
«Стучалочка»
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу.
Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка четкого произношения гласных звуков.
Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа на один выдох, например : А Э У
АА ЭЭ УУ
ААА ЭЭЭ УУУ
«Хлопни в ладоши, если услышишь звук в слове»
Цель: учить детей выделять заданный звук изолированно, в слогах, словах.
Описание. Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети хлопают в ладоши в том, случае, если они услышат заданный звук….. (изолированно, в слогах, словах) : м, а, у, м, м; ам, ар, ор, ом, ка, са, мы, ма; мак, Оля, муха, дом, суп, мука.
«Что я пропустила?»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры. У детей на столах лежат гласные звуки «А», «У», «И», «О». Логопед обращается детям:
«Дети, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает первый звук в своих словах. Давайте перехитрим его и отгадаем этот звук».
Логопед четко, сохраняя ударение, произносит примерно такие сочетания звуков: -ка, - голка, -слик, - грушка и т. д.
«Что в середине слова?»
Цель: учить детей выделять гласный звук в слове, находить нужный символ, различать гласные символы.
Ход игры. Логопед выставляет картинки, на которых изображены: сад, сок, сыр, мак, волк, нос. Здесь же, ниже выставлены символы звуков: «А», «У», «Ы» (3 шт.) на каждый звук, ставятся вместе, один сзади другого. Вызванный ребенок громко произносит слово, выделяя голосом гласную. Затем находит нужный символ и ставит его перед картинкой.
«Какой спрятался звук в слове?»
Цель: закрепление гласных звуков в слове,
Ход игры. У всех на столах символы звуков.
Задание: Слушать слова и искать какой звук «спрятался» в середине слова. Затем медленно выделяя голосом гласный, логопед произносит слова: сок, мир, зал, мост. Дети поднимают соответствующий символ после каждого слова.
«Кто самый внимательный?»
Цель: учить детей выделять на слух и в произношении звук [Х] .
Описание: у каждого на столе по 3 картинки. Надо выбрать ту, в названии которой есть звук [Х] : дом, мяч, петух, окно, халат, стул, муха, вода, груша; хобот, лапа, конь и т. д. Картинки выставляются на панно. Детям предлагается назвать все слова, выделить общий звук в словах. Картинки убираются. Надо назвать все слова со звуком [Х].
«Хомка играет в прятки»
Цель: учить детей выделять на слух и в произношении звук [Х] в начале и в конце.
Описание. Логопед произносит слова со звуков [Х], а дети на карточках с 3 клетками обозначают символом место звука [Х] в слове: хомяк, слух, смех, хлеб, ухо, мех, пух, хоровод, пастух, хобот, страх.
«Путешествие в звуковой лес»
Цель: развивать фонематическое восприятие, учить выделять звук из ряда изученных звуков.
Описание. Сейчас мы с вами отправимся в звуковой лес, где живут разные звуки. Увидеть их нельзя, но можно услышать, если будете внимательны. Как только услышите звук [Б] – хлопните в ладоши, «поймайте его». Логопед произнести: п, б, н, м, б, т, м, б, …. .
«Внимательные ушки»
Цель: продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, учить детей выделять на слух и в произношении звука [Х] в начале слова и в конце.
Описание. Если услышите звук [Х] – песенку хомячка в слове – поднимите сигнал: муха, мука, мак, мох, вата, хата, петух, стук, и т. д.
«Запомни – повтори»
Цель: развивать фонематическое восприятие, учить детей воспроизводить слоговые ряды с ритмическим рисунком.
(воспроизведение слоговых рядов с ритмическим рисунком).
ба – ба – ба бо – бо – бо бу – бу – бу
ба – ба – ба бо – бо – бо бу – бу – бу
«Выбери картинку»
Цель: учить детей различать гласные звуки [А], [У], закреплять знания символов.
Описание. На доске картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «А» и «У» (выставляются картинки 10 – 15 шт., в названии которых начальные гласные звуки.
Выбрать картинки, названии которых начинаются на «А», и «У». Вызвать 2 – х детей. Дать им в руки зрительные символы названных звуков. После того, как картинки отобраны, дети ставят на полотно свой звуковой символ и называют все картинки, выделяя голосом 1 – й звук, остальные дети контролируют правильность ответа.
«Картинки для Дани и Димы»
Цель: дифференциация звуков [Д] – [Дь] на слух и в произношении, развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
( Предметные картинки: дыня, доски, бидон, вода, диван, дельфин, индюк, лебеди).
-Диван дам Дане. У Дани диван.
-Дыню дам Дине. У Дины дыня.
«Мяч не трогать иль поймать – постарайтесь отгадать»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстрота реакции, закрепление звуков.
Описание. Логопед предлагает перед ним детям ловит мяч, если услышит в слове звук, обозначенный символом, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок, поймает мяч. Полезно проконтролировать сознательность его выбора. то есть предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.
«Звуковичок» или «Где живет звук?»
(определение позиции звука в слове – в начале, середине или в конце).
Цель: развитие фонематических представлений, развивать навыки оппозиционного анализа в словах.
Описание: передвигая «звуковичок» по дорожке (картонной полоске) слева направо. Педагог медленно произнести слово, делая акцент на заданный звук (например, СССамолет или подноССС). Если звук слышится в начале слова, «звуковичок» остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова «звуковичок» «доходит» до конца дорожки и останавливается там.
Лото
Цель: развитие фонематического слуха, учить детей определять звук в слове (начало – середина – конец).
Описание. Логопед дает инструкцию: разложить в две, три стопки слова или карточки с определенной позицией (местом звуков, определенным звуком). Второй вариант: направо – одни, налево – другие. При соревновании двух – трех детей побеждает тот, кто набрал большее количество слов или карточек.
«Найди ошибку»
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Описание: Логопед называет ряд слогов, дети внимательно слушают. Затем, если логопед называет, т. е. повторяет в том же порядке, дети показывают сигнал, если нет – произносят правильно.
«Услышь и повтори»
Цель: развивать фонематический слух, слуховую память.
Описание. Дети произносят слоги со звуком [з], логопед добавляет их до слов, (услышанное полученное) слово повторяется целиком. Или же наоборот, логопед начинает, дети заканчивают слово со звуком [з] и повторяют все слово.
за – пах та - зы
за – гар зу - бок
за – пас гре – зы
«Угадай, что звенит»
Цель: развивать фонематическое восприятие, путем выделения заданного звука из ряда других звуков, в слогах и словах.
Описание. На услышанный звук, подними руку.
а – у - ф – з – х – ш – з с – ж – в – з
са – зо – жу – фо – ше – же – зу
сухари – запах – шапка – фабрика – золото – арбуз
«Кулак или ладошка»
Цель: различение на слух твердых и мягких согласных.
Описание. Логопед произносит слова звуками …. Дети на слово с твердым согласным звуком ударяют кулаком по столу, а на слова с мягким согласным звуком мягко прикасаются к столу ладошкой.
«Оркестр барабанщиков»
Цель: развивать фонематический слух, учить детей воспроизводит слоги парами.
Повторить слоги парами: пам – бам, пум – бум, пом – бом, пим – бим, затем, логопед называет первый слог, а дети подбирают похожий по звучанию.
«Камешек и вата»
Цель: дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух.
Описание. У детей в рабочих пеналах приготовлены ватные шарики и камешки. Нужно читать слова на дифференцируемые звуки, а дети поднимают камешек или вату, в соответствии с тем, какой звук мягкий или твердый.
«Скажи наоборот» (игра с мячом)
Цель: дифференциации твердых и мягких согласных
Описание. Взрослый произносит слог с твердым согласным звуков, при этом кидает мяч ребенку, ребенок ловит мяч произносит слог с мягким согласным звуком, возвращая мяч взрослому, и т. д. ( например: ма – мя; мо – ме, му – мю, мы – ми, мэ – ме).
«Прочитай, не ошибись»
Цель: развивать навыки порядного анализа слияний [ау], [уи], [ауо] [оуи].
Описание. Выложить перед детьми на доске по 2, а затем по 3 символа в ряд. Дети произносят сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи и т. д.
«Сосчитай и отложи»
Цель: развитие фонематического слуха, закрепление знаний гласных звуков.
Описание. У каждого на столе символы, логопед производит сочетания из 2 – 3-х, 4-х звуков. Например: ао, аоу, оауи и т. д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесенных звуков и выложить на столах в ряд соответствующие символы. Затем задать детям вопросы: «Сколько звуков я сказала? Повтори их».
«Подбери картинку с таким же гласным звуком в слове»
Цель: развивать навыки фонематического восприятия, внимание и памяти детей.
Описание. Детям раздаются по 2 – 3 картинки, в название которых содержится один гласный звук мох, бак, бык, лист и пр.). Одна картинка выставляется на доске, к которой подходят дети, нашедшие в своих словах такой же гласный звук. В случае ошибок или сомнений используются зрительные символы.
«Великаны – гномики»
Цель: развивать навыки фонематического восприятия, различение звуков в слогах, в словах.
Описание: на мягкий звук дети приседают, становятся маленькими гномиками, а твердый – становятся на носочки и поднимают руки вверх – превращаются в великанов (ка, кя, ки, ко, ку, ка, корка. кошка, киска, кубик, ком, кино).
«Поймай слово за хвостик»
Цель: учить детей выделять в конце звук в слове.
Описание. Логопед показывает детям предметные картинки, называет их, утрируя произношения последнего звука в слове, вместе с детьми называет последний звук – «ловит слово за хвостик».
«У каждого свой хвостик»
Описание. У каждого ребенка предметная картинка и модель слова (карточка на определение звука в слове, дети по очереди называют картинку, проводя пальчиком по модели слова, затем называют последний звук в своем слове, выставляют в конце слова символ – звук.
«Живые звуки»
Цель: закреплять навык звукового анализа слов
1. Ход игры : Педагог раздает символы звуков, из которых можно составить короткое слово (УМ, МОХ, СУП и пр.) двум – трем детям. Четко акцентировано произнося каждое слово. Взрослый предлагает им встать так, чтобы остальные дети увидели и смогли синтезировать (собрать) из звуков названное слово.
2. Ход игры : один ребенок – звук С, другой – О, третий - К. Играющие дети называют эти звуки. Затем прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному. Спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?
«Как их зовут?»
Цель: закреплять у детей умение сложных форм звукового анализа и синтеза слов.
Материал: 1) Карточки с изображением девочек и мальчиков четырех – пяти). Сверху каждой расположены 4 – 5 «кармашка» для предметных картинок, внизу – «кармашки» для букв.
2) Предметные картинки (лошадь, арбуз, рак, астра, шар, утка, рыба, апельсин; мышь, автобус, шишка, антенна; рука, осы, мак, мак, аист); карточки с буквами а, у, о, с. Л, М, Ш, Р.
Описание. Логопед предлагает узнать, имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Для этого нужно определить первые звуки в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют: «лошадь, арбуз, рак, астра». Из первых звуков слов составляют имя «Лара» и т. д.
«Слушай и складывай»
Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, чтения слияния гласных.
Описание: У каждого ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: гласных [АУ], [УА], [АО], [УО], [ОУ], а дети выкладывают эти сочетания из букв и читают. Называют, какой звук они произнесли первым, какой – второй.
«Гласная потерялась»
Цель: развивать зрительное внимание, навыки звукобуквенного анализа.
Описание: на магнитной доске картинки с изображением цветка мака, кота, кита и карточки: а) с гласными а, и, о, б) со словами: м, к, к, т, к, т.
Логопед предлагает детям подумать, какие гласные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помещаются под соответствующие картинки.
«Живые буквы»
Цель: закреплять навык звукобуквенного анализа слов: мак, кот, кит, кок, ком.
Описание: Логопед прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, чтобы получилось ее название.
«Дорожки грамотеек»
Цель: развитие фонематического восприятия. дифференциация твердых и мягких согласных.
Описание. Детям предлагаются соединить гласные буквы Я, Ю, Е, Е с теми картинками, в название которых они пишутся. Аналогично с гласными буквами А, О, У, Э.
Методические рекомендации. Игру можно использовать как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной коррекционной работе. После выполнения задания можно предложить записать полное название картинки, включающее буквы Е, Е, Ю, Я.
«Где услышишь звук в слове?»
Цель: учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Описание. Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук [У].
Взрослый, где ты услышал звук [У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, 6 которых звук находится в конце слова (игра, нора, ура, затем назовите слова, к которых заданный звук находится в середине слова (мак, рак, лак). Надо помнить. что ребенку легче выделить заданный звук в начале и конце слова и труднее всего услышать звук в слове.