Марина Сергеевна Кузнецова
Игры на координацию речи с движением в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ
1.«ЛИСТЬЯ»
Цель: координация речи с движением.
Ход:
Листья осенние тихо кружатся, - Кружатся на цыпочках, руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся – Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, - Движения руками вправо-влево.
Будто опять закружиться хотят. – Поднимаются, кружатся.
Публикация «Игры на координацию речи с движением в средней группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
2. «ДОЖДИК»
Цель: координация речи с движением, работа над ритмом и темпом речи.
Ход:
Капля раз, - Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два. - Прыжок.
Очень медленно сперва. – 4 прыжка.
А потом, потом, потом - 8 прыжков.
Всё бегом, бегом, бегом. – Бег по кругу на носочках.
Мы зонты свои раскрыли, - Руки развести в стороны.
От дождя себя укрыли. – Руки полукругом над головой.
3. «УРОЖАЙ»
Цель: координация речи с движением
Ход:
В огород пойдём, - Идут по кругу, взявшись за руки.
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем – «Таскают».
И картошки накопаем. – «Капают».
Срежем мы кочан капусты, - «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, - Показывают круг руками – 3 раза.
Щавеля нарвём немножко – «Рвут».
И вернёмся по дорожке. – Идут по кругу, взявшись за руки.
(Н. Нищева.)
4. «ОВОЩИ»
Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Ход:
Как-то вечером на грядке – Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре
Репа, свекла, редька, лук круга – водящий с завязанными глазами.
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались чё тко тут же: - Останавливаются, крутят водящего.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже, - Разбегаются, приседают, водящий ищет.
Ну а ты иди искать.
5. «ЁЖИК И БАРАБАН»
Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Ход:
С барабаном ходит ёжик, - Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, - Идут по кругу, спрятав руки за спину. Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, - То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он, - Останавливаются, разводят руками.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, - Руки на поясе, прыжки на месте.
Бум-бум-бум!
И удары раздавались, - Прыжки.
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули, - Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум! - Прыжки.
6. «ЯГОДКА - МАЛИНКА»
Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Ход:
За малиной в лес пойдём,
В лес пойдём. - Идут в хороводе, взявшись за руки.
Спелых ягод наберём, наберём. - Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды.
Солнышко высоко,
А в лесу тропинка. - Встают лицом в круг, тянутся руками вверх; потом пальчиками достают «тропинку», сделав наклон.
Сладкая ты моя,
Ягодка-малинка. - Бегают по кругу, взявшись за руки.
7.«ПОСУДА»
Цель: координация речи с движением.
Ход:
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник. - Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки. - Присели, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются - Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке. - Потянулись, руки сомкнули над головой.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принёс. – Легли на ковёр, вытянулись.
(Н. Нищева)
8. «СНЕГИРИ»
Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Ход:
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири. - По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку.
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке. - На первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам.
Головой вертят,
Улететь хотят. - По 2 поворота головы на каждую строку.
- Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! – Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.
(Н. Нищева.)
9. «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения и
подражательности.
Ход: Наши уточки с утра -
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! – Идут по кругу вперевалочку
Наши гуси у пруда –
Га-га -га! Га- га –га! – Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки назад.
Наши курочки в окно--
Ко – ко - ко! Ко - ко – ко!- Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.
А как Петя – петушок
Раным – рано поутру
Нам споё т: ку – ка – ре – ку! – Поворачиваются спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на носочки.
10. «ХОЗЯЮШКА» Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения.
Ход:
Наша - то хозяюшка – Идут по кругу, взявшись за руки.
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка – Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку.
Моет языком.
Хрюшка собирает - Присели, наклоняют ритмично голову.
Крошки под окном.
По столу котище – Встали, правой рукой делают движения к себе.
Лапою скребёт,
Половичку козочка – «Метут» пол.
Веничком метёт.
11. «ШОФЁР»
Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения.
Ход:
Качу, лечу во весь опор.
Я сам – шофёр
И сам – мотор. - Бегут по кругу, крутя воображаемый руль.
Нажимаю на педаль – Останавливаются, нажимают на воображаемую педаль правой ногой.
И машина мчится вдаль. - Бегут по кругу в противоположную сторону.
12. «ВЕСНЯНКА»
Цель: координация речи с движением.
Ход:
Солнышко, солнышко – Идут по кругу, взявшись за руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, - Бегут по кругу.
Прилетели сто грачей, - «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, - Медленно приседают.
А цветочки подрастают. – Тянутся на цыпочках, руки вверх.
(Н. Нищева.)
13. «ЛОШАДКА»
Цель: координация речи с движениями, развитие творческого воображения, подражательности.
Ход:
Я люблю свою лошадку, - Поглаживание ладонью воображаемой лошадки.
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. – Бег по кругу с высоким подниманием колена, руки (А. Барто) держат воображаемые поводья.
14. «МЯЧИК»
Цель: координация речи с движениями, развитие общей моторики.
Ход:
Раз, два, прыгай мячик. – Взмахи правой рукой, как бы удары по мячу.
Раз, два, и мы поскачем. – Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
15. «СНЕЖОК»
Цель: координация речи с движениями, развитие воображения.
Ход:
Раз, два, три, четыре, - Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Мы с тобой снежок слепили. – Останавливаются, «лепят» снежок.
Круглый, крепкий, очень гладкий – Сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. – Грозят пальчиком.
Раз – подбросим. – Подбрасывают «снежок», смотрят вверх.
Два – поймаем. – Приседают, «ловят».
Три – уроним – Встают, «роняют снежок».
И … сломаем. – Топают ногой.
(Н. Нищева)
16. «МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»
Цель: координация речи с движениями.
Ход:
Раз, два, три, четыре, пять, - 5 хлопков.
Мы во двор пошли гулять. – Взявшись за руки, дети идут по кругу.
Бабу снежную слепили, - «Рисуют» руками снежную бабу.
Птичек крошками кормили, - «Крошат хлеб» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, - Приседание.
А еще в снегу валялись. – Кружатся.
Все в снегу домой пришли. – Дети идут по кругу друг за другом.
Съели суп и спать легли. – «Едят» воображаемой ложкой, руки кладут под щечку.
(Н. Нищева)
17. «ВОРОБЕЙ»
Цель: координация речи с движениями, развитие творческого воображения, подражательности.
Ход:
Среди белых, голубей – Дети идут по кругу, изображая голубей, в центре – ребенок-воробей, скачет.
Скачет шустрый воробей.
Воробушек-пташка, серая рубашка. – Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом; «воробей» пытается вылететь.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей. - «Голуби» не выпускают «воробья».
18. «ТЕЛЕНОК»
Цель: координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи.
Ход:
Бу-бу, я рогатый. – 2 прыжка, «рога» из пальцев.
Бу-бу, я хвостатый. – 2 прыжка, «хвостик» из руки.
Бу-бу, я ушастый. – 2 прыжка, «ушки» из ладошек.
Бу-бу, очень страшный. – 2 прыжка, руки на поясе.
Бу-бу, испугаю. – 2 прыжка, шаг вперед.
Бу-бу, забодаю. – 2 прыжка, «бодаются».
19. «ЗАЯЦ ЕГОРКА»
Цель: координация речи с движением.
Ход:
Заяц Егорка – Дети бегут по кругу, взявшись за руки; в центре кругу стоит ребенок.
Свалился в озерко. – Дети останавливаются; ребенок в центре кругу приседает.
Бегите под горку!
Спасайте Егорку! – Дети бегут к сидящему ребенку и помогают ему встать.
20. «МЧИТСЯ ПОЕЗД»
Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения.
Ход:
Чух-чух! Чух-чух! – Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи впередистоящему.
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит. – Первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, произносит слова паровоза.
- Тороплюсь! – гудит. -
Тороплюсь! Тороплюсь! Тороплюсь!
(Э Мошковская)
21. «ЗИМА ПРОШЛА»
Цель: координация речи с движениями.
Ход:
Воробей с березы – 3 хлопка.
На дорогу - прыг! – Прыжок на месте на носочках.
Больше нет мороза, чик-чирик! – Ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам.
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеек,
И не зябнут лапки –
Скок, скок, скок! – Бегут по кругу, взявшись за руки.
Высохнут овражки! – 2 хлопка.
Прыг, прыг, прыг! – 3 прыжка на месте на носочках.
Вылезут букашки – 2 присесть.
Чик-чирик! – Поворот вокруг себя.
(М. Клокова)
22. «НА ОКНЕ В ГОРШОЧКАХ»
Цель: координация речи с движениями, развитие воображения.
Ход:
На окне в горшочках
Поднялись цветочки. – Дети сидят на корточках, лицом в кругу, медленно встают.
К солнцу потянулись, - Руки вверх.
Солнцу улыбнулись. – Лицо вверх, улыбнуться.
К солнышку листочки
Повернут цветочки. – Руки в стороны, ладонями вверх.
Развернут бутоны,
В солнышке утонут. – Руки соединить над головой, потом медленно развести в стороны.
(Н. Нищева)
23. «ТУЧКА»
Цель: координация речи с движениями.
Ход:
Жарче дырчатая тучка, - Дети показывают на себе те части тела, которые называют.
Поливай водичкой ручки,
Плечики и локоточки,
Пальчики и ноготочки, - По-порядку открывают пальцы на обеих руках.
Мой затылочек, височки,
Подбородочек и щечки!
Трем мочалкою коленочки, - Имитируют движения мочалкой.
Щеткой трем хорошенечко.
24. «КОЗОЧКА»
Цель: координация речи с движениями, развитие подражательности, творческого воображения.
Ход:
Я козочка Ме-ке-ке,
Я гуляю на лужке. – Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Острые рожки, - Показывают «рожки».
Тоненькие ножки. – Поскоки.
На самой макушке
Бархатные ушки. – Показывают «ушки».
Язык полотняный, - Показывают язык.
Хвостик конопляный… - Показывают рукой «хвостик».
Как прыгну – сразу забодаю. – Прыжок, «бодаются».
25. «ЛАСТОЧКИ»
Цель: координация речи с движениями, развитие моторики.
Ход:
Ласточки летели, все люди глядели. – Дети бегут по кругу, машут руками.
Ласточки садились, все люди дивились. – Приседают, руки опускают за спину.
Сели, посидели.
Взвились, полетели. – Бегут по кругу, машут руками.
Полетели, полетели, песенки запели.
26. «МОТЫЛЕК»
Цель: координация речи с движениями.
Ход:
Мотылек-витилек, принеси нам ветерок: - Дети бегут по кругу, расставив руки в стороны.
От ворот – поворот гнать кораблик в ручеек. – Разворачиваются, бегут в противоположную сторону.
Вей, вей, ветерок, - Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, взмахи руками.
Натяни парусок, - Руки вверх, тянутся на носочках.
Гони стружок с запада на восток. – Бегут по кругу, взявшись за руки.
27. «АКВАРИУМ»
Цель: координация речи с движениями, развитие подражательности.
Ход:
Улитки ползут, свои домики везут. - Руки за спиной, дети передвигаются по кругу в полуприседе.
Рогами шевелят, на рыбок глядят. – Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, наклон головой вправо-влево.
Рыбки плывут, плавничками гребут. – Бегут по кругу маленькими шагами, движения ладонями вперед-назад.
Влево, вправо поворот, а теперь наоборот. – Повороты туловища влево-вправо и наоборот.
(Н. Нищева)
28. «ВЕСЕЛЫЕ ПРЫЖКИ»
Цель: координация речи с движением.
Ход:
Я как белка в колесе
Прыгаю на месте, - Прыжки на месте на двух ногах.
Чтобы было веселей,
Поскакали вместе. – Прыжки вперед по кругу на двух ногах.
Раз, два, три, четыре, пять – 5 хлопков.
Начал заинька скакать. – Поскоки по кругу.
Прыгать серенький, горазд –
Он подпрыгнул десять раз. – Останавливаются, 10 прыжков на месте.
29. «НА ЛУЖАЙКЕ»
Цель: координация речи с движениями, развитие творческого воображения, подражательности.
Ход:
На зеленой,на лужайке – Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Заиграла балалайка. – Изображают игру на балалайке.
Заиграла дудочка, - Изображают игру на дудочке.
Дудочка-погудочка. – 2 хлопка.
В сарафане красненьком
Заплясала Настенька. – Девочки кружатся, мальчики – хлопают.
(А. Прокофьев)
30. «МЫ …»
Цель: координация речи с движениями.
Ход:
Мы вокруг березы весело пойдем, - Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Руки вверх поднимем, - Останавливаются, руки вверх.
Гриб в траве найдем. – Присели.
Ветерок догоним. – Прыжок вперед.
Покружимся слегка. – Кружатся.
И подбросим листья вверх под облака. – «Подбрасывают» листья.
(Т. Гайдай)
31. «НА ДВОРЕ МОРОЗ»
Цель: координация речи с движениями.
Ход:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети, - Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают. – «Греют» ручки.
Чтоб не зябли наши ручки,
Мы похлопаем в ладошки. – Хлопают в ладоши.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко. – Топают.
Нам мороз теперь не страшен. – Качают головой.
Все мы весело попляшем. – Кружатся.
32. «ЭТО Я»
Цель: координация речи с движениями.
Ход:
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка, тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали! Вытрем лоб. – Движения выполняются в соответствии с текстом.