Папки-передвижки

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

любовь кондракова
Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка для воспитателей

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Подготовила: Кондракова Любовь Анатольевна

г. Владивосток, 2019

Тема: Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры.

Публикация «Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры» размещена в разделах

Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.

Известный детский психолог А. В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.

Вид проекта : интегративный, коммуникационный.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2018г. -май 2019г.)

Участники проекта : дети, педагоги, родители.

Цель: Повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.

Гипотеза. Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.

Актуальность. К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Монологическая речь-это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.

Задачи:

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

2. Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения;

3. Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

4. Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

5. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Развитие речи»

развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;

развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;

• формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;

• практическое овладение нормами речи.

Образовательная область «Социализация»

развитие игровой деятельности;

• формировать умение оценивать работу товарища;

• приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.

• приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;

развивать литературную речь.

Образовательная область «Физическое развитие»

развивать координацию речи с движением;

• формировать речевой выдох;

развивать мелкую моторику рук.

Образовательная область «Познавательное развитие»

• сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;

• совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;

• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Этапы проекта :

1. Этап проектирования : изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.

2. Практический этап:

• введение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи,

• консультация с родителями,

• создание дидактического материала совместно с детьми на НОД по художественному творчеству.

3. Заключительный этап:

• Сравнительно-диагностический анализ развития коммуникативных способностей,

• Заполнение карт наблюдения.

Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников; от накопления слов к соотношению их с объектами и введению их в практику общения. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую.

Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

Формы организации совместной деятельности

1. Звуковая культура речи (октябрь-ноябрь)

«Кто дольше». Подражание звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т. п. ;

«Позови цыпленка». Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах;

«Капитаны». Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе. Активизация мышц губ.

«Пузырь». Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

«Отгадай и назови». Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.

«Курочка-рябушечка» : Ход игры :

Воспитатель читает потешку «Курочка - рябушечка» :

-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

-На речку.

-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?

-За водичкой.

-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

-Пи – пи – пи – пи - пи!

Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.

2. Активация словаря (декабрь-февраль)

«Гардероб для куклы Маши» : дети подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник). (Активизировать словарь по теме одежда).

«Что лежит в лукошке?» : карточки с изображением грибов, ягод, веточек деревьев, фруктов лежат в лукошки. Дети достают по одной карточке, называют что изображено и где растет. (Закрепить названия фруктов, ягод, деревьев и грибов, уточнить их названия).

«Найди все круглое» : две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет. (Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме).

• Домино «Полезные машины» : сюжетные картинки с различными автомобилями. Объяснения детей о их назначении. (Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины).

«Чудесный мешочек» : на ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму. (Воспитанники изучают свойства и признаки предметов, развивают сенсорное восприятие).

«Кто что ест?» : карточки с домашними животными и с изображением корма, дети пдбирают одно к другому. (Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова : зерно – зёрнышки, капуста, корочка.).

Игры с Куклой : «Искупаем куклу Марину», «Накормим куклу Марину», «Положим спать Куклу Марину», «Оденем на прогулку куклу Марину», «День рождения куклы Марины». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни. (В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников. Активация словаря по теме).

«Варежки» : две коробки. В одной варежки разных цветов, в другой клубки ниток таких же цветов. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета и находят такого же цвета клубок. (Решают задачу на сравнение и сходство по цветовому признаку и форме. Закрепление названия цветов).

«Что делает зайчик» : сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает); лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т. д. (Активизация словаря. Определяют действие, соотносят с предметами);

«Времена года» (лото) : четыре больших картинки с временами года, на них дети раскладывают маленькие картинки с изображением предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые сапоги, сандалии, панамка, грядки и т. п.). (Обогащение представлений о мире, явлениях природы, пополнение словарного запаса).

«Найди пару» : картинки с изображением разных предметов. Нужно найти две одинаковые (куклы, мячи, цветы, стулья и т. п.). (Определение предметов по признакам, форме, цвету);

• Составление разрезных картинок. (Развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет).

«Домашние животные» : нахождение картинок с изображением домашних животных. (Изучение животного мира, соотношение названий с картинкой).

3. Развитие связанной речи (март-май)

«Один-много» : найти и назвать на картинке предметы, которых по одному и которых много. (Научить образовывать существительные множественного числа.).

«Ласковые слова» : Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Разговор по телефону» : в качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог. (активизация словаря. Развивают диалогическую речь);

«Магазин» : два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т. п.). (Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных);

«Кошкин дом» : Активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под.

«Что деревянное, что резиновое?» : предлагается разобрать корзину с игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые. (Определяют и объединяют предметы по качеству. Правильное употребление прилагательных).

«Далеко-близко» : определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко. (Расположение предметов в пространстве по цвету. Активация словаря по теме).

«День рождения куклы Алёны» : описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит. (Развитие связанной речи).

«Новая кукла» : описать куклу, рассказать чем она отличается от остальных игрушек (Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи.).

«Найди предмет по описанию» : выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель. (Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности.).

«Когда это бывает?» : взять карточку с явлением природы и рассказать когда оно бывает и почему. (Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.)

Литература

1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28.

2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.

3. Краузе, Е. Логопедия. – / Е. Краузе. - СПб. : Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.

4. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.

5. / Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.

6. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М., 2004.

Публикации по теме:

Проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры» Цель: Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста(2-3 года)через дидактические игры. Задачи: -Продолжать учить детей различать.

Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры для первой младшей группы Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» первая младшая группа. Введение: Раннее детство – особый период становления.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактические упражнения-игры по развитию речи в средней группеДидактические упражнения-игры по развитию речи в средней группе ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ-ИГРЫ по развитию речи в средней группе Здесь представлены упражнения, игры, занятия по развитию всех сторон.

Конспект ООД по развитию речи через дидактические игры «Кукла Маша в детском саду» Цель: Выявить знания и словарный запас детей по теме «детский сад». Задачи: 1. Закреплять умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая,.

Образовательный проект «Развитие морфологической стороны речи детей среднего возраста через дидактические игры и упражнения» Ларина Т. В. – воспитатель МБДОУ ЦРР № 23 «Родничок» г. Бор Нижегородской области. Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна.

Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры в средней группе Сентябрь 1. Игра «Найди окошко» - Определение формы, размера предмета. 2. Игра «Угадай, на что похоже» - Нахождение сходства геометрических.

Проект по физическому развитию «Развитие физических качеств через подвижные игры и упражнения» для детей старшей группы Вид проекта: Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители, инструктор по ФИЗО Сроки реализации:.

Проект: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры» Проект:«Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры» для детей второй младшей группы от 3 до 4 лет. Воспитатель:.

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
Опубликовано: 7 августа 2019 в 06:01
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры» (включая файлы) размещена пользователем любовь кондракова (УИ 310834) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД