МААМ-картинки

Обучающий игровой проект «Игры в развитии речи» в средней группе

Наталья Потапова
Обучающий игровой проект «Игры в развитии речи» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тип проекта : Обучающий, игровой

Срок реализации проекта : Долгосрочный

Участники проекта : Воспитатель, дети, родители

Актуальность: Речь – неотъемлемая часть нашей жизни. Особенно она важна на этапе обучения. К сожалению, у современных детей все чаще наблюдаются нарушения речи, которые затрудняют общение с окружающим миром. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное. В будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее развитие ребенка. Именно в связной речи реализуется главная функция речевого развития детей – это коммуникация.

Публикация «Обучающий игровой проект „Игры в развитии речи“ в средней группе» размещена в разделах

Проблема проекта :

Неумение правильно и грамотно выстраивать предложение. Маленький словарный запас. Неумение правильно и грамотно задать вопрос. Отсутствие культуры речи. Неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса. Слабое развитие познавательной активности у детей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

Цель проекта : Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи проекта :

- Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке;

- Формирование грамматического строя речи;

- Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики;

- Расширение словарного запаса;

- Развитие связной речи.

Материально-технические ресурсы:

-Методическая и художественная литература;

-Иллюстрационный материал;

Методы проекта : Наглядные, словесные, практические, игровые.

Ожидаемые результаты:

При систематической работе по данному проекту :

- значительно обогатится словарный запас детей;

- дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью;

- речь станет более связной.

Этапы реализации проекта :

Этапы

Сроки

Содержание работы

Подготовительный

с 09.09.13 по 20.09.13

-определение проблемы

-постановки целей и задач

-изучение литературы

-систематизация и отбор

материала

-создание предметно

-развивающей среды

-подбор и классификация

дидактических игр

-составление перспективного

плана

Практический

с 23.09.13 по 11.04.14

-введение в непосредственно

образовательную

деятельность детей

дидактических игр по теме и по направлениям развития речи

-консультация с родителями

-помощь родителей по

созданию дидактического

материала на НОД по

художественному творчеству

Заключительный

с 14.04.14 по 30.04.14

- анализ достижения

поставленной цели и

полученных результатов

- обобщение результатов

работы, формулировка

выводов

- составление рекомендаций

- презентация проекта

(октябрь- ноябрь) Дидактические игры Звуковая культура речи

«Что делает?»«Кто дольше». Подражание звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т. п. ;

«Горячо – холодно»

«Подбери пару»

«Позови цыпленка». Учить детей правильно и чтко произносить звук «Ц» словах и слогах;

«Назови одним словом»

«Собери урожай»«Капитаны». Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха;

развитие умения длительно произносить

Подвижные игры :

«У медведя во бору» звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе. Активизация мышц губ.

«Воробушки и кот»

«Ловишки»«Пузырь».

Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

«День – ночь»

«По ровненькой дорожке»

«Отгадай и назови».

Упражнять в произношении определенных звуков в

словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Театрализованные игры :

Игра –драматизация «Репка»«Курочка-рябушечка» : Ход игры :

Воспитатель читает потешку «Курочка -рябушечка» и раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и

маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается

подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.

Сюжетно-ролевые игры :

«Парикмахерская»

«Магазин»

«Строители»

«Больница»

(декабрь-февраль) Дидактические игры Активация словаря

«Найди свой цвет»

«Раздели на группы» «Какое время года?»

«Закончи предложение»«Гардероб для куклы Маши» : дети подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник). Активизировать словарь по теме одежда.

«Слушай внимательно»

«Чего не хватает»

«Кто в домике живёт»

«Что лишнее»

«Что лежит в лукошке?» : карточки с изображением грибов, ягод, веточек

деревьев, фруктов лежат в лукошки. Дети достают по одной карточке, называют что изображено и где растет. (

Закрепить названия фруктов,

ягод, деревьев и грибов, уточнить их названия).

«Кто что делает»

«Кто больше»

«Раздели поровну»

«Что изменилось»

«Найди все круглое» : две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет. (Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме).

Подвижные игры

•Домино «Полезные машины» : сюжетные картинки с различными автомобилями. Объяснения детей о их назначении. (Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и

подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины).

«Ловишки с ленточками»

«Вертушки»

«Метель»

«Попади в мишень»

«Чудесный мешочек» : на ощупь угадывают предметы, спрятанные в

мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму. (Дети изучают свойства и признаки предметов, развивают сенсорное восприятие).

«Жмурки»

«Найди своё место»

«Самолёты»

«Зайка беленький сидит»

«Кто что ест?» : карточки с домашними животными и с изображением

корма, дети подбирают одно к другому. (Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака –косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова : зерно –зёрнышки, капуста, корочка.).

«Лохматый пёс»

«Поезд»

«Перехватчики»

«Хитрая лиса»

Игры с Куклой : «Искупаем куклу Марину», «Накормим куклу Марину», «Положим спать Куклу Марину», «Оденем на прогулку куклу Марину», «День рождения куклы Марины». Игры с куклой являются эффективным

методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни. (В играх с

куклами у детей формируются культурно

–гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников. Активация

словаря по теме).

Театрализованные игры

«Варежки» : две коробки. В одной варежки разных цветов, в другой клубки ниток таких же цветов. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета и находят такого же цвета клубок. (Решают задачу на сравнение и сходство по цветовому признаку и форме. Закрепление названия цветов).

Игра – драматизация «Теремок»

«Что делает зайчик» : сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает);

лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т. д. (Активизация словаря, определение действий, соотношение с предметами);

Игра – драматизация «Кто сказал мяу?»

«Времена года» (лото) : четыре больших картинки с временами года, на них

дети раскладывают маленькие картинки с изображением предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые

сапоги, сандалии, панамка, грядки и т. п.). (Обогащение представлений о мире, явлениях природы, пополнение словарного запаса).

Сюжетно-ролевые игры •«Найди пару» : картинки с изображением разных предметов. Нужно найти две одинаковые (куклы, мячи, цветы, стулья и т. п.). (Определение предметов по признакам, форме, цвету);

«Семья» •Составление разрезных картинок. (Развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет.)

«Айболит»

«Моряки»

«Шофёры»«Домашние животные» : нахождение картинок с изображением домашних

животных. (Изучение животного мира, соотношение названий с картинкой).

«Автобус»

(март-май) Дидактические игры Развитие связанной речи

«Магазин»

«Выбери картинку»

«Кто первый»

«Хорошо-плохо»

«Один-много» : найти и назвать на картинке

предметы, которых по одному и которых много. (Научить образовывать существительные множественного числа).

«Найди лишний предмет»

«Какой»

«На кого похож»

«Как называется»

«Ласковые слова» :Учить образовывать существительные с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

«Найди на рисунке»

«Один – много»

«Столько-сколько»

«Сравни»

«Разговор по телефону» : в качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог. (активизация словаря.

Развивают диалогическую речь);

Подвижные игры •«Магазин» : два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т. п.).(Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных);

«Мышеловка»

«Пустое место»

«Куропатки и охотники»

«Серый волк»«Кошкин дом» :Активизировать словарь

по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под.

«Мяч в кругу»

«Бездомный заяц»

«Догони меня»

«Охотники и зайцы»

«Что деревянное, что резиновое?» : предлагается разобрать корзину с

игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые.

(Определяют и объединяют предметы по качеству. Правильное употребление прилагательных).

Сюжетно-ролевые игры •«Далеко-близко» : определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко. (Расположение предметов в пространстве по цвету. Активация словаря по теме).

«Магазин игрушек»

«Салон красоты»

«Пожарные»

«Ателье»

«День рождения куклы Алёны» : описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит. (Развитие связанной речи).

Театрализованные игры •«Новая кукла» : описать куклу, рассказать чем она отличается от остальных игрушек (Воспитание внимательного, заботливого

отношения к новой игрушке; развитие связной речи).

Игра – драматизация «Кошкин дом»

«Найди предмет по описанию» : выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель. (Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности).

.

Игра–драматизация «Колобок»

«Когда это бывает?» : взять карточку с явлением природы и рассказать

когда оно бывает и почему. (Закрепление знаний о временах года, развитие

связной речи, внимания, выдержки).

Консультации для родителей:

1 «Дидактические игры в развитии речи ребёнка».

2. «В какие игры играет ваш ребёнок

3. «Как развивать речь ребёнка

4. «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов

• Речевая активность и коммуникация стали более развитыми;

• В группе и на участке созданы условия для развития речевой активности посредством игровой деятельности;

• Грамматический строй речи сформирован;

• Словарный запас расширен;

• Пальчиковые игры для развития мелкой моторики разучены;

• Речь детей стала более связной;

• Дети приобрели навык выражать свои мысли правильно в простых и более сложных предложениях;

Развилось логическое мышление.

Литература:

1. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;

2. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;

3. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;

4. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи»;

5. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;

6. Е. А. Тимофеева «Подвижные игры»;

7. А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;

8. М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;

9. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

10. М. А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;

11. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;

12. «Игра дошкольника» под ред. С. Л. Новосёловой;

Публикации по теме:

«Значение игры в развитии речи» .

Дидактические игры в развитии речи дошкольников Консультация для родителей и воспитателей. Говорить мы учимся с пелёнок и продолжаем учиться коммуникации всю жизнь. И, вроде бы - что.

«Веселые игры от Буратино». Конспект открытого занятия педагога-психолога по развитии речи в подготовительной группе«Веселые игры от Буратино». Конспект открытого занятия педагога-психолога по развитии речи в подготовительной группе «Веселые игры от Буратино» Цель: развитие познавательных процессов (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную.

Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников" Тема: «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».

Познавательно-игровой проект «Неделя здоровья в средней группе» Тема «Витамины на столе» Продолжительность проекта: краткосрочный (1 рабочая неделя) Тип проекта: познавательно-игровой Участники проекта:.

Обучающий проект в старшей группе «Огород на окне» Тип проекта: информационно – творческий; групповой. По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный По содержанию:.

Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии и воспитании ребенка» Форма: круглый стол Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в.

Роль дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста «Игры по звуковой культуре речи» Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка.

Роль игры в развитии речи дошкольников Роль игры в развитии речи дошкольников. Воспитатель МАДОУ «ДС № 378» Старкова Ирина Владимировна /I кв. категория/ Речь – это основной.

Семинар «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей средней группы» Сафарбекова Н. К., воспитатель ГБДОУ детский сад №30 Невского района Санкт-Петербурга Роль сюжетно- ролевой игры в развитии речи детей средней.

Автор публикации:
Обучающий игровой проект «Игры в развитии речи» в средней группе
Опубликовано: 1 июня 2019 в 17:55
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучающий игровой проект «Игры в развитии речи» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Потапова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД