Наталья Потапова
Обучающий игровой проект «Игры в развитии речи» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Обучающий, игровой
Срок реализации проекта : Долгосрочный
Участники проекта : Воспитатель, дети, родители
Актуальность: Речь – неотъемлемая часть нашей жизни. Особенно она важна на этапе обучения. К сожалению, у современных детей все чаще наблюдаются нарушения речи, которые затрудняют общение с окружающим миром. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное. В будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее развитие ребенка. Именно в связной речи реализуется главная функция речевого развития детей – это коммуникация.
Публикация «Обучающий игровой проект „Игры в развитии речи“ в средней группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Проблема проекта :
Неумение правильно и грамотно выстраивать предложение. Маленький словарный запас. Неумение правильно и грамотно задать вопрос. Отсутствие культуры речи. Неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса. Слабое развитие познавательной активности у детей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
Цель проекта : Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи проекта :
- Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке;
- Формирование грамматического строя речи;
- Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики;
- Расширение словарного запаса;
- Развитие связной речи.
Материально-технические ресурсы:
-Методическая и художественная литература;
-Иллюстрационный материал;
Методы проекта : Наглядные, словесные, практические, игровые.
Ожидаемые результаты:
При систематической работе по данному проекту :
- значительно обогатится словарный запас детей;
- дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью;
- речь станет более связной.
Этапы реализации проекта :
Этапы
Сроки
Содержание работы
Подготовительный
с 09.09.13 по 20.09.13
-определение проблемы
-постановки целей и задач
-изучение литературы
-систематизация и отбор
материала
-создание предметно
-развивающей среды
-подбор и классификация
дидактических игр
-составление перспективного
плана
Практический
с 23.09.13 по 11.04.14
-введение в непосредственно
образовательную
деятельность детей
дидактических игр по теме и по направлениям развития речи
-консультация с родителями
-помощь родителей по
созданию дидактического
материала на НОД по
художественному творчеству
Заключительный
с 14.04.14 по 30.04.14
- анализ достижения
поставленной цели и
полученных результатов
- обобщение результатов
работы, формулировка
выводов
- составление рекомендаций
- презентация проекта
(октябрь- ноябрь) Дидактические игры Звуковая культура речи
«Что делает?» •«Кто дольше». Подражание звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т. п. ;
«Горячо – холодно»
«Подбери пару»
•«Позови цыпленка». Учить детей правильно и чтко произносить звук «Ц» словах и слогах;
«Назови одним словом»
«Собери урожай» •«Капитаны». Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха;
развитие умения длительно произносить
Подвижные игры :
«У медведя во бору» звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе. Активизация мышц губ.
«Воробушки и кот»
«Ловишки» •«Пузырь».
Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
«День – ночь»
«По ровненькой дорожке»
•«Отгадай и назови».
Упражнять в произношении определенных звуков в
словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.
«Мой весёлый звонкий мяч»
Театрализованные игры :
Игра –драматизация «Репка» •«Курочка-рябушечка» : Ход игры :
Воспитатель читает потешку «Курочка -рябушечка» и раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и
маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается
подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.
Сюжетно-ролевые игры :
«Парикмахерская»
«Магазин»
«Строители»
«Больница»
(декабрь-февраль) Дидактические игры Активация словаря
«Найди свой цвет»
«Раздели на группы» «Какое время года?»
«Закончи предложение» •«Гардероб для куклы Маши» : дети подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник). Активизировать словарь по теме одежда.
«Слушай внимательно»
«Чего не хватает»
«Кто в домике живёт»
«Что лишнее»
•«Что лежит в лукошке?» : карточки с изображением грибов, ягод, веточек
деревьев, фруктов лежат в лукошки. Дети достают по одной карточке, называют что изображено и где растет. (
Закрепить названия фруктов,
ягод, деревьев и грибов, уточнить их названия).
«Кто что делает»
«Кто больше»
«Раздели поровну»
«Что изменилось»
•«Найди все круглое» : две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет. (Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме).
Подвижные игры
•Домино «Полезные машины» : сюжетные картинки с различными автомобилями. Объяснения детей о их назначении. (Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и
подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины).
«Ловишки с ленточками»
«Вертушки»
«Метель»
«Попади в мишень»
•«Чудесный мешочек» : на ощупь угадывают предметы, спрятанные в
мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму. (Дети изучают свойства и признаки предметов, развивают сенсорное восприятие).
«Жмурки»
«Найди своё место»
«Самолёты»
«Зайка беленький сидит»
•«Кто что ест?» : карточки с домашними животными и с изображением
корма, дети подбирают одно к другому. (Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака –косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова : зерно –зёрнышки, капуста, корочка.).
«Лохматый пёс»
«Поезд»
«Перехватчики»
«Хитрая лиса»
•Игры с Куклой : «Искупаем куклу Марину», «Накормим куклу Марину», «Положим спать Куклу Марину», «Оденем на прогулку куклу Марину», «День рождения куклы Марины». Игры с куклой являются эффективным
методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни. (В играх с
куклами у детей формируются культурно
–гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников. Активация
словаря по теме).
Театрализованные игры
•«Варежки» : две коробки. В одной варежки разных цветов, в другой клубки ниток таких же цветов. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета и находят такого же цвета клубок. (Решают задачу на сравнение и сходство по цветовому признаку и форме. Закрепление названия цветов).
Игра – драматизация «Теремок»
•«Что делает зайчик» : сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает);
лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т. д. (Активизация словаря, определение действий, соотношение с предметами);
Игра – драматизация «Кто сказал мяу?»
•«Времена года» (лото) : четыре больших картинки с временами года, на них
дети раскладывают маленькие картинки с изображением предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые
сапоги, сандалии, панамка, грядки и т. п.). (Обогащение представлений о мире, явлениях природы, пополнение словарного запаса).
Сюжетно-ролевые игры •«Найди пару» : картинки с изображением разных предметов. Нужно найти две одинаковые (куклы, мячи, цветы, стулья и т. п.). (Определение предметов по признакам, форме, цвету);
«Семья» •Составление разрезных картинок. (Развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет.)
«Айболит»
«Моряки»
«Шофёры» •«Домашние животные» : нахождение картинок с изображением домашних
животных. (Изучение животного мира, соотношение названий с картинкой).
«Автобус»
(март-май) Дидактические игры Развитие связанной речи
«Магазин»
«Выбери картинку»
«Кто первый»
«Хорошо-плохо»
•«Один-много» : найти и назвать на картинке
предметы, которых по одному и которых много. (Научить образовывать существительные множественного числа).
«Найди лишний предмет»
«Какой»
«На кого похож»
«Как называется»
•«Ласковые слова» :Учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
«Найди на рисунке»
«Один – много»
«Столько-сколько»
«Сравни»
•«Разговор по телефону» : в качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог. (активизация словаря.
Развивают диалогическую речь);
Подвижные игры •«Магазин» : два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т. п.).(Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных);
«Мышеловка»
«Пустое место»
«Куропатки и охотники»
«Серый волк» •«Кошкин дом» :Активизировать словарь
по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под.
«Мяч в кругу»
«Бездомный заяц»
«Догони меня»
«Охотники и зайцы»
•«Что деревянное, что резиновое?» : предлагается разобрать корзину с
игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые.
(Определяют и объединяют предметы по качеству. Правильное употребление прилагательных).
Сюжетно-ролевые игры •«Далеко-близко» : определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко. (Расположение предметов в пространстве по цвету. Активация словаря по теме).
«Магазин игрушек»
«Салон красоты»
«Пожарные»
«Ателье»
•«День рождения куклы Алёны» : описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит. (Развитие связанной речи).
Театрализованные игры •«Новая кукла» : описать куклу, рассказать чем она отличается от остальных игрушек (Воспитание внимательного, заботливого
отношения к новой игрушке; развитие связной речи).
Игра – драматизация «Кошкин дом»
•«Найди предмет по описанию» : выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель. (Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности).
.
Игра–драматизация «Колобок»
•«Когда это бывает?» : взять карточку с явлением природы и рассказать
когда оно бывает и почему. (Закрепление знаний о временах года, развитие
связной речи, внимания, выдержки).
Консультации для родителей:
1 «Дидактические игры в развитии речи ребёнка».
2. «В какие игры играет ваш ребёнок?»
3. «Как развивать речь ребёнка?»
4. «Развитие речи детей посредством дидактической игры»
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов
• Речевая активность и коммуникация стали более развитыми;
• В группе и на участке созданы условия для развития речевой активности посредством игровой деятельности;
• Грамматический строй речи сформирован;
• Словарный запас расширен;
• Пальчиковые игры для развития мелкой моторики разучены;
• Речь детей стала более связной;
• Дети приобрели навык выражать свои мысли правильно в простых и более сложных предложениях;
• Развилось логическое мышление.
Литература:
1. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
2. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
3. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
4. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи»;
5. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;
6. Е. А. Тимофеева «Подвижные игры»;
7. А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
8. М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
9. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
10. М. А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
11. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
12. «Игра дошкольника» под ред. С. Л. Новосёловой;