Морланг Светлана
Проект по развитию речи в средней группе «Волшебные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебные игры»
Составитель:
Морланг Светлана Евгеньевна
воспитатель
Актуальность:
Главное направление развития речи на пятом году жизни- это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения в освоении словообразования: начинается активное словотворчество.
Публикация «Проект по развитию речи в средней группе „Волшебные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Словарь ребенка обогощается именами прилагательными и глаголами. Дети могут определять назначения предметов, функциональные признаки.
Увеличивается речевая активность ребенка. Детей этого возроста называют «почемучками».
Речь становится более связной и последовательной.
Вместе с тем в речи детей пятого года жизни еще встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Часто в предложении отсутствуют слова, содержащие основной смысл, имена существительные заменяют местоимениями. Нарушения относятся и к порядкуслов в предложении, и к грамматичесским формам изменения слов. речь детей среднего дошкольного возраста отличается подвижностью и неустой чивостью. Большенство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не могут связывать предложения и отдельные части высказывания.
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Цель: повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.
Задачи:
- обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
- активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
- обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
- способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- развивать самостоятельность, активность в игре.
-воспитывать дружеские отношения.
Гипотеза: если планировать использование дидактических игр в образовательном процессе, то это значительно повысит уровень развития речи детей среднего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
1. Высокий процент количества детей, имеющих высокий уровень развития связной речи.
2. Составлять совместно с воспитателем небольшие повествования. В которых он может использовать свой словарь. Строить предложения разных видов. Употреблять причастия, наречия и другие части речи.
3. Излагать свои мысли более самостоятельно.
План проекта «Волшебные игры»
Месяц Раздел Название
Дидактической игры Задачи
Сетябрь
Развитие словаря 1. Жизнь в детском саду. Учить рассказывать о жизни в детском саду;азвивать логическое мышление; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
2. Угадай по голосу Учить активизировать слова,обозначающие действия и состояние (глаголы). Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Грамматическое
развитие речи
1. Разные ведерки. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными среднего рода.
2. Кто скорее. Упражнять детей в усвоении родовой принадлежности существительных, воспитывать наблюдательность и активную реакцию при выполнении поставленных задач.
Звуковое развитие речи. 1. Рыбы в море Вовлечь детей в игровое взаимодействие. Уточнить артикуляцию звуков [а],[о],[и].
1. Кузовок загадок Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков [м],[м'],[п],[п'],[б],[б'] в словах и фразах.
Развитие связной речи 1. Кошка с котятами
Учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно.
2. Мои игрушки Учить при описании игрушки называть ее признаки,действия, связывать между собой предложения.
Развитие словаря
1. Кузовок загадок Обогощать словарь детей образными словами и выражениями. Вовлечь в речевое и игровоевзаимодействие со сверстниками.
2. Мой питомец Обогощать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек, их свойств,действий, которые с ними можно совершать.
Грамматическое
развитие речи
1. Три линейки. Упражнять детей в использовании существительных женского, мужского и среднего рода.
2. Чего не стало? Активизировать в речи существительные в родительном падеже множественного числа с нулевым окончанием. (яблок, сапог,носков).
Звуковое развитие речи. 1. Разговор по телефону. Закреплять правильное произношение звуков: [т],[т'],[д],[д'],[н],[н'],[к],[к'],[г],[г'],[х],[х'] в словах и фразах.
2. Закончи предложение Закреплять правильное произношение звуков [с],[с'] в словах и фразах. Учить различать эти звуки.
Развитие связной речи 1. Таня, Жучка и котенок. Учить составлять рассказ исходя из набора игрушек.
2. Кто заблудился? Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передовать диалог персонажей.
Ноябрь Развитие словаря 1. Ты кто такой? Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения.
2. Петрушка,угадай мою игрушку. Упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах.
Грамматическое
развитие речи 1. Кто у нас? Упражнять детей в использовании существительных, образующих названия детенышей животных в родительном падеже.
2. Волшебная коробка. Использование в речи детей существительных в родительном и винительном падежах множественного числа, обозначающих детёнышей животных.
Звуковое развитие речи. 1. Отгадай мой предмет. Закреплять правильное произношение звуков [с],['с].
2. Горячо- холодно. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [з],[з'] в словах. Развивать речевое внимание, речевой слух.
Развитие связной речи 1. Мебель Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.
2. Собака со щенятами. Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине.
Развитие словаря
1. Комната для Тани Учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением.
2. Собака со щенятами. Учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных.
Грамматическое
развитие речи 1. Где кто? Где что? Активизация в речи предлогов у, возле, около.
2. Составь предложение. Активизация в речи предлогов под, за, над.
Звуковое развитие речи. 1. Шустрик и мямлик. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [з],[з'] в словах и фразах. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
2. Здравствуй, мишка!
Здравствуй, мышка Учить слышать и правильно произносить звук [ш] в словах и фразах.
Развитие связной речи 1. Мой друг Учить составлять короткий описательный рассказ.
2. Две подружки. Учить описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения.
Январь Развитие словаря
1. Кто больше слов скажет? Учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде.
2. Дом для кукол. Учить пользоваться словами с противопаложным значением, закреплять представление о понятии «мебель».
Грамматическое
развитие речи 1. Куринное семейство Активизация в речи предлогов впереди, сзади, за, между.
2. Кто где? Упражнять детей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом.
Звуковое развитие речи 1. Жук. Учить выделять на слух и правильно произносить звук [ж] изолированно, в словах и фразах.
2. Кузовок. Уточнять и закреплять правильное произношение звука ж. учить слышать его в словах. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
Развитие связной речи 1. Зимяя одежда. Учить давать описания зимней одежды.
2. Поезд. Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный, выразительно передавать прямую речь персонажей.
Февраль Развитие словаря
1. Я начну, а ты закончи. Формировать умение подбирать противопаложные по смыслу слова
2. Разговор по телефону. Развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова6 вверх. направо, налево, вниз, прямо.
Грамматическое
развитие речи 1. Чтоэто? Активация употребления несклоняемых существительных типа пальто.
2. Кто вперед Использовать в речи глагол бежать в повелительном наклонении.
Звуковое развитие речи 1. Он пыхтит как паровоз, пар пускает через нос. Уточнять и закреплять правильное произношение звука [ч] в словах и фразах. Учить выделять этот звук на слух.
2. Играем с рифмами. Уточнять и закреплять правильное произношение звука щ в словах и фразах. Развивать речевой слух, речевое внимание детей.
Развитие связной речи 1. Случай в лесу. Побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек.
2. Не боимся мороза. Учить составлять небольшой (из 2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем.
Март Развитие словаря
1. Снежинки. Учить подбирать определения к словам снег,зима, снежинки.
2. Белочка. заяц и волк. Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов.
Грамматическое
развитие речи 1. На лугу. Употребление в речи глагола бежать.
2. Загадай желание и скажи, что ты хочешь Употребление в речи глагола хотеть.
Звуковое развитие речи 1. А мне мост мостить, серебром гвоздить. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [л], [л'] в словах и фразах. Учить находить рифму.
2. Путаница. Учить правильно произносить звуки [р], [р'] изолированно и во фразах.
Развитие связной речи 1. Петрушка в гости к нам пришел. Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка).
2. Гости к нам пришли. Упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами.
Апрель Развитие словаря
1. Скажи по-другому. Учить правильно называть качества предметов.
2. Посуда и продукты. Упражнять в образовании названий посуды.
Грамматическое
развитие речи 1. Новое слово Научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок
2. Составь предложение. Продолжать учить детей составлять предложения с однородными членами.
Звуковое развитие речи 1. По двору ходит квочка. Уточнять и закреплять правильное произношение звука [ч] в словах и фразах.
2. Угадай мой предмет. Учить четко произносить звуки [л], [л'], выделять ихна слух. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
Развитие связной речи 1. Угадай по описанию. Учить составлять короткие тексты-описания.
2. Курочка. Учить пересказывать рассказ.
Май Развитие словаря
1. Кого можно гладить. Развитие словаря ребенка
2. Домашние животные. Учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету. подбирать определения, антонимы.
Грамматическое
развитие речи 1. Что буду делать Учить составлять предложения с раздельным союзом и.
2. Сказка про двух братьев Практическое усвоение детьми образования имен существительных при помощи уменьшительных и увеличительнх суффиксов.
Звуковое развитие речи 1. Соревнование знатоков. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [р], [р'] в словах и фразах.
2. Один-много. Упражнять в правильном произношении звуков [з], [з'] в словах и фразах.
Развитие связной речи 1. Потерявшиеся зайчата. Учить составлять описание предмета, нарисованного на картине, выделяя существенные признаки.
2. Зоопарк. Учить составлять описание по картине, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оцунку.
Литература:
1. Развите речи детей 3-5 лет. -3-е изд., дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. -М. :ТЦ Сфера, 2016.-192с.
2. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры-занятия со звучащими словам : книга для воспитателей ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2012.-192 с.
5. интернет ресурсы.
https://nsportal.ru