Наида Сафарбекова
Семинар «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Сафарбекова Н. К., воспитатель
ГБДОУ детский сад №30 Невского района
Санкт-Петербурга
Роль сюжетно- ролевой игры в развитии речи детей средней группы.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра- это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.
Публикация «Семинар „Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей средней группы“» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Можно утверждать, что сюжетно- ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Содержание сюжетно-ролевых игр по восполнению пробелов в развитии связной речи направлено на активную работу по:
- Уточнению знаний имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- Дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении;
- Установлению связности и последовательности высказывания.
Сюжетно-ролевая игра дает ребенку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.
Сюжетно-ролевая игра – сильнейшее средство социализации ребенка включающее в себя как социально- контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности.
Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активны и пассивный словарь, закрепляют на знаниях полученных во время наблюдений, экскурсий.
Формирование связной речи целесообразнее всего осуществлять в сюжетно-ролевой игре, потому, что, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В игре ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире.
Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы, Они таят в себе большие возможности, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; Помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности речевого развития, такого как связная речь.
Большое значение в речевом развитии детей придается игре : во-первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во-вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в –четвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи Для речевого развития используются все виды игровой деятельности в зависимости от возраста ребёнка.
К четырём годам у детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. В сюжетно-ролевой игре ребёнок создаёт образ, а для создания образа необходимо слово. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, с все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. Для того, чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития.
Литература:
1. Казанкова Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 669-673. — URL https://moluch.ru/archive/131/36256/